Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 21.05.2015 N 2.55-2015 "О результатах проверки эффективности использования автобусов, переданных в муниципальные районы для организации пригородного сообщения, и эффективности реализации программы "Народный маршрут"
Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 21.05.2015 № 14 (152)
ОТЧЕТ № 2.55-2015
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
АВТОБУСОВ, ПЕРЕДАННЫХ В МУНИЦИПАЛЬНЫЕ РАЙОНЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРИГОРОДНОГО СООБЩЕНИЯ, И ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
"НАРОДНЫЙ МАРШРУТ"
Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.55 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2015 год, распоряжение от 10.04.2015 № 25.
Цель контрольного мероприятия: проверка эффективности использования автобусов, переданных в муниципальные районы для организации пригородного сообщения, и эффективности реализации программы "Народный маршрут".
Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
Департамент транспорта и автомобильных дорог Воронежской области, ОАО "Воронежское пассажирское автотранспортное предприятие № 3", ОАО "Семилукское АТП", ОАО "Нижнедевицкое АТП", ОАО "Хохольское АТП" - справка о результатах внеплановой проверки эффективности использования автобу сов, переданных в муниципальные районы области для организации пригородного сообщения, и эффективности работы "Народного маршрута".
Срок проведения контрольного мероприятия: с 10.04.2015 по 12.05.2015.
Вопросы контрольного мероприятия:
1. Анализ эффективности использования автобусов, переданных в муниципальные районы для организации пригородного сообщения:
1.1. Отражение в учете предприятия автобусов, полученных по договорам аренды.
1.2. Своевременность и полнота внесения арендных платежей, уплата штрафов в случае нарушения сроков арендных платежей.
1.3. Оснащение автобусов оборудованием для подключения к спутниковой системе навигации и мониторинга. Использование этих систем для контроля маршрутов и пробега автобусов.
1.4. Проверка использования автобусов в соответствии с целями, определенными договорами аренды, - для обслуживания пассажирских пригородных маршрутов.
1.5. Эффективность использования автобусов, полученных по договорам аренды.
2. Анализ эффективности реализации программы "Народный маршрут":
2.1. Экономическое обоснование потребности предоставления субсидий из средств областного бюджета на реализацию программы "Народный маршрут".
2.2. Финансирование программы "Народный маршрут" в 2013 - 2014 годах и текущем периоде 2015 года.
2.3. Анализ выполнения соглашений, заключенных департаментом транспорта и автомобильных дорог Воронежской области и ОАО "ВПАТП № 3".
2.4. Соблюдение порядка предоставления субсидий на реализацию программы "Народный маршрут".
2.5. Анализ сети действующих маршрутов, соблюдение графика движения автобусов, пассажиропотока на маршрутах, обслуживаемых в рамках программы "Народный маршрут".
Результаты контрольного мероприятия:
1. Анализ эффективности использования автобусов, переданных в муниципальные районы для организации пригородного сообщения
В соответствии с Порядком предоставления субсидий из областного бюджета организациям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования, на компенсацию части затрат на приобретение автобусов для обслуживания пригородных маршрутов пассажирского транспорта на 2013 - 2014 годы <1> и на основании соглашений о предоставлении субсидий из областного бюджета <2>, заключенных между департаментом транспорта и автомобильных дорог области и ОАО "ВПАТП № 3", акционерному обществу были выделены субсидии в общей сумме 67,0 млн. рублей, из них в 2013 году - 33,7 млн. рублей, в 2014 году - 33,3 млн. рублей.
--------------------------------
<1> Утвержден постановлением правительства Воронежской области от 03.12.2013 № 1061.
<2> От 18.12.2013 № 1 и от 19.05.2014 № 1.
В 2013 году в рамках ОЦП "Развитие пассажирского автомобильного транспорта общего пользования Воронежской области на 2008 - 2015 годы" <3> и на основании протокола комиссии по закупкам от 21.11.2013 № 233 ОАО "ВПАТП № 3" был заключен договор купли-продажи транспортных средств от 25.11.2013 № 59 с ООО "Автоуслуги" на приобретение 50 автобусов малого класса ПАЗ-32054 стоимостью 56,4 млн. рублей.
--------------------------------
<3> Утверждена постановлением Воронежской областной Думы от 29.05.2008 № 1292-IV-ОД.
В 2014 году в рамках государственной программы Воронежской области "Развитие транспортной системы" подпрограммы "Развитие пассажирского транспорта общего пользования Воронежской области" <4> и на основании протокола комиссии по закупкам от 14.03.2014 № 017 ОАО "ВПАТП № 3" был заключен договор купли-продажи транспортных средств от 21.03.2014 № 21 с ООО Торговый Сервисный Центр "Русский автобус" на приобретение 50 автобусов малого класса ПАЗ-32054 стоимостью 55,5 млн. рублей.
--------------------------------
<4> Утверждена постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2013 № 1188.
Приобретенные автобусы были переданы в аренду перевозчикам, осуществляющим перевозку пассажиров в пригородном сообщении по регулярным автобусным маршрутам.
В декабре 2013 года ОАО "ВПАТП № 3" заключило 34 договора аренды транспортного средства без экипажа и предоставило 40 автобусов арендаторам за плату во временное владение и пользование с правом выкупа на срок по 31.12.2016. Сумма арендной платы за весь срок действия договора за один автобус составила 780,2 тыс. рублей.
В апреле 2014 года ОАО "ВПАТП № 3" было заключено 30 договоров аренды и предоставлено 39 автобусов на срок по 30.04.2017. Сумма арендной платы за весь срок действия договора за один автобус составила 775,0 тыс. рублей.
Сумма арендных платежей за декабрь 2013 года составила 1209,5 тыс. рублей, за 2014 год - 37857,3 тыс. рублей, по состоянию на 10.04.2015 - 10652,6 тыс. рублей.
Приобретенные автобусы в количестве 21 ед. используются ОАО "ВПАТП № 3" для перевозки пассажиров в пригородном сообщении.
Все автобусы (100 ед.) оснащены спутниковой системой ГЛОНАСС.
Проверка исполнения условий заключенных договоров показала, что регулярно нарушают договорные обязательства и не соблюдают сроки оплаты три автотранспортных предприятия: МУП "Каменский транспортник", МУП "Кантемировское ПАП", ОАО "Каширское АТП". Количество просроченных дней составило от 2 до 25 дней. Согласно п. 7.3 договора аренды за нарушение арендатором сроков оплаты арендной платы арендодатель вправе требовать от арендатора уплаты пени в размере 1% от полной суммы задолженности за каждый день просрочки. По пояснению генерального директора ОАО "ВПАТП № 3" начисление неустойки не производилось в связи с тяжелым финансовым положением указанных предприятий.
В ходе выборочной проверки автотранспортных предприятий, осуществляющих перевозки пассажиров по регулярным автобусным маршрутам, проверены:
- ОАО "Хохольское АТП" в Хохольском районе. В соответствии с договорами аренды предприятию переданы 3 автобуса, которые выполняют пассажирские перевозки по межмуниципальным и внутримуниципальным автобусным маршрутам регулярного сообщения <5>;
--------------------------------
<5> 17 маршрутов.
- ОАО "Нижнедевицкое АТП" в Нижнедевицком районе. В соответствии с договорами аренды предприятию переданы 3 автобуса, которые выполняют пассажирские перевозки по межмуниципальным и внутримуниципальным автобусным маршрутам регулярного сообщения <6>;
--------------------------------
<6> 20 маршрутов.
- ОАО "Семилукское АТП" в Семилукском районе. В соответствии с договорами аренды предприятию переданы 2 автобуса, которые выполняют пассажирские перевозки по межмуниципальному автобусному маршруту.
В ходе выборочной проверки путевых листов отклонений от утвержденных маршрутов не выявлено. В проверенных автотранспортных предприятиях переданные ОАО "ВПАТП № 3" в аренду автобусы числятся на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства".
Обновление парка подвижного состава путем приобретения 100 автобусов ПАЗ-32054 на условиях частно-государственного партнерства в 2013 - 2014 годах позволило:
- сохранить маршрутную сеть автобусного сообщения на социально значимых перевозках, обеспечивающих связь сельских населенных пунктов с районными центрами;
- снизить расходы автопредприятий на ремонт подвижного состава;
- сохранить рабочие места;
- повысить транспортную безопасность автобусного сообщения;
- повысить качество обслуживания населения.
2. Анализ эффективности реализации программы "Народный маршрут"
В целях обеспечения реализации федерального и областного законодательства в части предоставления льготного проезда на внутригородских маршрутах города Воронежа автомобильным транспортом общего пользования администрацией области в 2003 году была начата программа "Народный маршрут" (далее - программа). В соответствии с постановлением администрации области от 03.11.2003 № 995 организацию работы пассажирского автотранспорта на маршрутах города Воронежа по данной программе осуществляло ОГПУ "Воронежское ПАТП № 3" <7>.
--------------------------------
<7> В настоящее время - ОАО "Воронежское пассажирское автотранспортное предприятие № 3" со 100-процентной долей акций Воронежской области.
В рамках реализации программы было приобретено 100 автобусов ЛиАЗ - 5256, из них 26 автобусов были переведены на обслуживание пригородных маршрутов.
В настоящее время реализация программы "Народный маршрут" предусмотрена п. 5.5 плана <8> мероприятий правительства Воронежской области на 2014 - 2016 годы, утвержденного постановлением правительства области от 30.06.2014 № 587. Финансирование проекта осуществляется в рамках реализации мероприятия "Обеспечение экономической устойчивости транспортных предприятий автомобильного и пригородного железнодорожного транспорта" государственной программы "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением правительства области от 31.12.2013 № 1188 (далее - программа). Программой предусмотрено предоставление субсидий организациям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования по программе "Народный маршрут".
--------------------------------
<8> П. 5.5. Улучшение организации транспортного обслуживания населения области автомобильным, железнодорожным и др. транспортом. Оказание помощи поселениям, муниципальным районам и городским округам в создании условий для предоставления транспортных услуг.
Приобретенные в 2003 году в рамках программы "Народный маршрут" автобусы были полностью самортизированы в 2010 году, но продолжали эксплуатироваться в том же количестве <9>. В августе 2014 года в рамках государственной программы "Развитие транспортной системы" в целях улучшения качества обслуживания пассажиров для программы "Народный маршрут" в аренду были взяты 25 новых автобусов НЕФАЗ-5299-30-31, работающих на газомоторном топливе.
--------------------------------
<9> 74 автобуса.
В настоящее время за программой "Народный маршрут" закреплено 70 автобусов, в том числе 25 арендованных автобусов НЕФАЗ и 45 автобусов ЛиАЗ, приобретенных в 2003 году.
С поступлением 25 автобусов НЕФАЗ в 2014 году было списано 5 автобусов, 6 автобусов переведены на обслуживание пригородных маршрутов, 18 автобусов законсервированы.
Финансирование расходов на деятельность программы "Народный маршрут" осуществляется согласно ежемесячным сметам расходов на фактически выполненную транспортную работу.
В 2013 - 2015 годах финансирование мероприятий по обеспечению пассажирских перевозок по программе "Народный маршрут" осуществлялось в соответствии с порядками предоставления субсидий из областного бюджета организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования <10> и соглашениями о предоставлении субсидии из областного бюджета <11>.
--------------------------------
<10> Утверждены постановлениями правительства области от 14.01.2013 № 17, от 27.01.2014 № 52 и от 31.12.2014 № 1256.
<11> Соглашение между департаментом транспорта и автомобильных дорог области и ОАО "ВПАТП № 3" от 30.01.2014, дополнительное соглашение от 11.04.2014 и от 26.01.2015.
Пассажирские перевозки по автобусным маршрутам в рамках программы "Народный маршрут" осуществляло ОАО "ВПАТП № 3" на основании договоров заключенных с департаментом промышленности и транспорта области <12>.
--------------------------------
<12> Договоры от 21.01.2013 № 02-2013/т, от 30.01.2014 № 1 и от 26.01.2015 № 1.
В 2013 году общий объем финансирования составил 100225,0 тыс. рублей, кассовые расходы ОАО "ВПАТП № 3" - 99484,2 тыс. рублей с учетом остатка средств в сумме 4331,0 тыс. рублей (по состоянию на 01.01.2013). В структуре расходов наибольший объем составили расходы: на заработную плату с начислениями - 53310,4 тыс. рублей, или 53,6% от общего объема расходов; ГСМ - 22186,2 тыс. рублей (22,3%); запасные части и эксплуатационный материал - 15068,2 тыс. рублей (15,1%); налоги, коммунальные платежи, общехозяйственные и прочие расходы - 8919,4 тыс. рублей (9%).
В 2014 году общий объем финансирования составил 105236,3 тыс. рублей, кассовые расходы ОАО "ВПАТП № 3" - 105447,6 тыс. рублей с учетом остатка средств в сумме 5071,8 тыс. рублей (по состоянию на 01.01.2014). В структуре расходов наибольший объем составили расходы: на заработную плату с начислениями - 52384,0 тыс. рублей, или 49,7% от общего объема расходов; ГСМ - 23023,3 тыс. рублей (21,8%); запасные части и эксплуатационный материал - 9718,9 тыс. рублей (9,3%); налоги, коммунальные платежи, общехозяйственные и прочие расходы - 8367,1 тыс. рублей (7,9%); оплату аренды и техническое обслуживание автобусов НЕФАЗ - 11954,3 тыс. рублей (11,3%).
В 2015 году общий объем финансирования на 2015 год запланирован в сумме 91634 тыс. рублей. По состоянию на 01.04.2015 кассовые расходы ОАО "ВПАТП № 3" составили 28891,5 тыс. рублей (с учетом остатка средств в сумме 4860,5 тыс. рублей на 01.01.2015), из них израсходовано: на заработную плату с начислениями - 13182,9 тыс. рублей, или 45,6% общего объема расходов; на ГСМ - 5310,0 тыс. рублей (18,4%), на запасные части и эксплуатационный материал - 1244,7 тыс. рублей (4,3%); на оплату аренды и техническое обслуживание автобусов НЕФАЗ - 7177,1 тыс. рублей (24,8%). На налоги, коммунальные платежи, общехозяйственные и прочие расходы направлено 1976,8 тыс. рублей (6,9%).
В соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2005, отдельным категориям граждан, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и региональным законодательством, меры социальной поддержки по проезду на городском, пригородном и междугородном транспорте предоставлялись в натуральном виде.
Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ, вступивший в силу с 01.01.2005, изменил систему предоставления мер социальной поддержки льготным категориям граждан, сохранив предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг и введя новый вид социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты.
Согласно абзацу 3 части 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ при изменении порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления - ухудшены. Также в соответствии с преамбулой данного закона при переходе к системе социальной защиты граждан, основанной на положениях этого закона, субъекты РФ и муниципальные образования должны при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Введенная в 2003 году администрацией Воронежской области сеть "Народных маршрутов" предоставила бесплатный проезд гражданам по городу, тем самым обеспечив различным категориям граждан равную доступность транспортных услуг.
В настоящее время автобусы "Народного маршрута" обслуживают 16 маршрутов, которые связывают отдаленные части города Воронежа, в том числе поселки Шилово, Придонской и Масловка, с его центром. Данная сеть позволяет обеспечивать потребность граждан льготной категории, малоимущих и социально незащищенных слоев населения города Воронежа в равной доступности к услугам городского общественного транспорта. Согласно результатам обследования пассажиропотоков на городских маршрутах, проведенного в 2012 году ОАО "Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта", ежедневно услугами автобусов "Народный маршрут" пользовались 25,0 тыс. человек. С повышением стоимости проезда до 15 рублей проект "Народный маршрут" стал еще более востребованным.
Сохранение программы "Народный маршрут" потребует в ближайшей перспективе обновления парка автобусов. Отечественный рынок может предложить автобусы большого класса, работающие на дизельном топливе (ЛиАЗ-525654) или на компримированном природном газе (ЛиАЗ-525657). По состоянию на 01.05.2015 согласно прайс-листу завода-изготовителя стоимость дизельного автобуса составляет 6545,0 тыс. рублей, стоимость автобуса, работающего на метане, - 7878,0 тыс. рублей.
Для полноценного и бесперебойного выполнения маршрутного задания по программе "Народный маршрут" оптимально иметь автобусный парк в количестве 65 единиц автобусов большого класса. Расходы областного бюджета на приобретение 65 автобусов, работающих на дизельном топливе, составят около 425 млн. рублей, 65 автобусов, работающих на компримированном природном газе, - около 512 млн. рублей.
В качестве альтернативы программе "Народный маршрут" может рассматриваться введение социального проездного билета, который будет являться адресной формой социальной поддержки отдельных категорий граждан и позволит снизить уровень социальной напряженности, вызванной возможной отменой программы "Народный маршрут". Опыт внедрения социальных проездных билетов имеется во многих регионах ЦФО.
Однако бюджетные расходы на погашение разницы между стоимостью проезда и стоимостью социальных билетов будут сопоставимы с расходами на реализацию программы "Народный маршрут" с учетом приобретения новых автобусов.
Так, по данным департамента труда и социального развития Воронежской области, по состоянию на 01.04.2015 в городском округе проживает около 180 тыс. граждан, отнесенных к льготной категории. В случае установления для них мер социальной поддержки в виде единого социального проездного билета (50% от стоимости проезда) на проезд городским и пригородным общественным транспортом при условии, что этими мерами воспользуется 50% льготников, бюджетные расходы составят 243 млн. рублей в год <13> (7,5 рубля x 30 поездок x 90,0 тыс. льготников <14> x 12 мес. = 243,0 млн. рублей).
--------------------------------
<13> В соответствии с Приказом Росстата от 07.08.2013 № 312 (в редакции от 05.03.2015) "Об утверждении статистического инструментария для организации Федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта" количество перевезенных пассажиров определяется из расчета 30 поездок в месяц на каждом виде транспорта для всех категорий лиц, пользующихся правом бесплатного проезда.
<14> 75% от общего числа льготников. По данным департамента труда и социального развития области, по состоянию на 01.04.2015 в городском округе город Воронеж проживает 180,0 тыс. граждан льготной категории, в том числе федеральных льготников - 113,0 тыс. человек, региональных льготников 67,0 человек.
Для сравнения: в 2013 году объем финансирования программы "Народный маршрут" составил 100,2 млн. рублей в год, в 2014 году - 105,2 млн. рублей, на 2015 год запланировано - 91,6 млн. рублей.
Начальник инспекции по контролю расходов
на промышленность, транспорт, строительство,
жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство
И.Ф.ДОРОШЕНКОВА
Инспектор инспекции по контролю расходов
на промышленность, транспорт, строительство,
жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство
Т.А.МЕЛЕЩЕНКО
------------------------------------------------------------------