Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 21.05.2015 "Заключение Контрольно-счетной палаты Воронежской области на отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области за 2014 год"
Утверждено
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
(протокол № 14 (152) от 21.05.2015)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОТЧЕТ
ОБ ИСПОЛНЕНИИ БЮДЖЕТА ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО
МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2014 ГОД
Общие положения
Заключение на отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области за 2014 год (далее - Заключение) подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законами Воронежской области "О бюджетном процессе в Воронежской области" и "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", законодательством в сфере обязательного медицинского страхования и иными законодательными актами Российской Федерации и Воронежской области.
Отчет об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области в 2014 году представлен правительством Воронежской области в Контрольно-счетную палату в срок, установленный ст. 38 Закона Воронежской области от 10.10.2008 № 81-ОЗ "О бюджетном процессе в Воронежской области".
Заключение основано на результатах внешней проверки годовой бюджетной отчетности Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области (далее - ТФОМС, Фонд) за 2014 год.
Проверкой полноты предоставления бюджетной отчетности отклонений не отмечено, годовой отчет содержит полный перечень необходимых форм, установленных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н. При сопоставлении ряда соответствующих показателей форм бюджетной отчетности расхождений не установлено.
Бюджет Фонда на 2014 год утвержден Законом Воронежской области от 03.12.2013 № 172-ОЗ "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Закон) по доходам и расходам в сумме 17299,3 млн. рублей.
В ходе исполнения бюджета в Закон дважды вносились изменения (Закон Воронежской области от 10.06.2014 № 93-ОЗ, от 27.10.2014 № 116-ОЗ). В результате уточненный план по доходам составил 17403,4 млн. рублей, на 0,6% превысив первоначальные назначения, по расходам - 18200,5 млн. рублей (на 5,2%).
Доходная часть бюджета Фонда исполнена на 99,9% утвержденных назначений в сумме 17401,3 млн. рублей.
Обращает на себя внимание тот факт, что по сравнению с 2013 годом в отчетном периоде поступление средств увеличилось на 13,2%, однако, с учетом сложившегося по Воронежской области уровня инфляции (12%), реальные доходы увеличились лишь на 1,2%.
Неисполнение плановых назначений по доходам обусловлено тем, что средства межбюджетного трансферта из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам поступили в объеме согласно поданным заявкам (58,2% плана).
Расходы ТФОМС исполнены в сумме 18145,5 млн. рублей, или на 99,6% от плановых назначений, предусмотренных бюджетной росписью. Относительно прошлого года расходы выросли на 3167,9 млн. рублей, или на 21,2%.
Данные об исполнении бюджета ТФОМС за отчетный период в сравнении с 2013 годом и утвержденными значениями представлены на диаграмме (млн. рублей):
По итогам исполнения бюджета Фонда сложился дефицит в объеме 744,2 млн. рублей, не превышающем предельную величину (797,1 млн. рублей), утвержденную Законом Воронежской области от 03.12.2013 № 172-ОЗ "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов". Дефицит бюджета покрыт за счет уменьшения переходящего остатка средств с 797,1 млн. рублей на начало 2014 года до 52,9 млн. рублей - на конец года.
Структура остатка средств на конец отчетного года такова:
Остатки средств прочих неналоговых поступлений, а также нормируемого страхового запаса направлены в январе 2015 года на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования (территориальная программа ОМС) в сумме 1,1 млн. рублей и обеспечение выполнения ТФОМС своих функций - 2,9 млн. рублей.
Исполнение доходной части бюджета ТФОМС
Воронежской области
Бюджет Фонда за 2014 год по доходам исполнен в сумме 17401,3 млн. рублей, что на 2,1 млн. рублей меньше утвержденных Законом назначений (99,9%). Поступления в бюджет ТФОМС превысили уровень доходов 2013 года на 13,2%, а с корректировкой на уровень инфляции - только на 1,2%.
Структура формирования доходной части бюджета ТФОМС приведена в таблице (млн. рублей):
N
Наименование расходов
2013 год, факт
2014 год
% 2014 года к 2013 году
утвержд. Законом
фактич. исполн.
% испол. от плана
Доходы всего:
15 370,0
17 403,4
17 401,3
99,9
113,2%
1
Межбюджетные трансферты ФФОМС
14 305,5
16 283,2
16 260,2
99,9
рост на 13,7%
-
субвенции на финансовое обеспечение организации ОМС
14 248,5
16 228,2
16 228,2
100,0
рост на 13,9%
-
единовременные компенсационные выплаты (ЕКВ) мед. работникам, переехавшим в сельскую местность
57,0
55,0
32,0
58,2
сокращение в 1,8 раза
2
Межбюджетные трансферты областного бюджета (скорая медицинская помощь)
911,7
957,3
957,3
100
рост на 5,0%
3
Прочие межбюджетные трансферты (межтерриториальные расчеты)
147,6
160,7
176,3
109,7
рост в 1,2 раза
4
Налоговые и прочие неналоговые доходы,
в т.ч. штрафы, санкции, возмещение ущерба
9,7
2,2
8,1
-
сокращение в 1,2 раза сокращение в 1,6 раза
6,8
4,2
-
5
Возврат департаментом здравоохранения Воронежской области части единовременных компенсационных выплат в связи с прекращением трудового договора
2,0
1,1
6
Возврат в ФФОМС остатков межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение (неиспользованная часть ЕКВ, доп. диспансеризация работающих граждан)
- 6,5
- 1,7
Постатейный анализ поступлений показал, что основным доходным источником (93,4% всех доходов) по-прежнему остаются межбюджетные трансферты, передаваемые из бюджета ФФОМС, при этом объем поступивших средств в сумме 16260,2 млн. рублей на 13,7% выше уровня 2013 года.
Объем субвенции на финансовое обеспечение организации ОМС на территории Воронежской области увеличился по сравнению с 2013 годом (14248,5 млн. рублей) на 13,9% и составил 16228,2 млн. рублей (100% плана).
Следует обратить внимание на то, что субвенции Фонду предоставляются при условии перечисления в бюджет ФФОМС межбюджетных трансфертов (страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения), утвержденных Законом о бюджете субъекта Российской Федерации. В 2014 году областной бюджет в полном объеме исполнил свои полномочия по финансированию обязательного медицинского страхования неработающего населения - страховые взносы зачислены в бюджет ФФОМС с ростом в 1,3 раза к прошлому отчетному периоду и составили 7194,6 млн. рублей (100% плана).
Динамика страховых взносов представлена на диаграмме (млн. рублей):
Наряду с субвенцией, в составе межбюджетных трансфертов Федерального фонда ОМС учтены поступления в сумме 32,0 млн. рублей на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 - 2014 годах после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок, в размере одного миллиона рублей на одного медицинского работника.
Следует отметить, что указанная доходная статья исполнена с уменьшением как к утвержденному плану (58,2% от плана), так и к уровню 2013 года (в 1,8 раза). Фактические показатели сложились ниже плановых по причине того, что предоставление межбюджетного трансферта на данные цели носит заявительный характер (ч. 12.4 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Финансовое обеспечение указанных выплат осуществляется в равных долях за счет межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда ОМС и средств бюджета субъекта РФ (ч. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326). Заявление на получение выплат подали 65 человек вместо 110 планируемых.
Также доходы Фонда сформированы за счет межбюджетных трансфертов из областного бюджета на оплату скорой медицинской помощи. На долю указанных поступлений приходится 5,5% всех доходов, или 957,3 млн. рублей. По итогам года обязательства Воронежской области по финансовому обеспечению скорой медицинской помощи выполнены полностью.
Объем прочих межбюджетных трансфертов составил 109,7% плана, или 176,3 млн. рублей, превысив в 1,2 раза уровень поступлений 2013 года. В составе указанных доходов - поступления от других территориальных фондов обязательного медицинского страхования в возмещение сумм, оплаченных Фондом за медицинскую помощь, оказанную на территории Воронежской области лицам, застрахованным по ОМС на территориях других регионов. При плане 101,6 тысяч случаев оказания медицинской помощи гражданам, имеющим медицинские полисы других субъектов, в 2014 году фактическое количество случаев составило 104,7 тысяч.
Помимо перечисленного, доходная часть бюджета Фонда сформирована за счет неналоговых поступлений (0,05% всех доходов) в сумме 8,1 млн. рублей. Значительная доля поступлений (52%, или 4,2 млн. рублей) - штрафы, санкции, возмещение ущерба, структура которых представлена на диаграмме (тыс. рублей):
Исполнение расходной части бюджета ТФОМС
Воронежской области
В отчетном году исполнение расходной части бюджета Фонда составило 18145,5 млн. рублей, или 99,6% значения, утвержденного сводной бюджетной росписью, с ростом на 21,2% к уровню 2013 года (14977,5 млн. рублей).
Рост расходов относительно прошлого отчетного периода обусловлен в основном увеличением межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета ФФОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территории Воронежской области ("Другие вопросы в области здравоохранения") на 3178,6 млн. рублей.
Неполное исполнение расходных обязательств Фонда, как уже отмечено ранее, сложилось в результате низкого процента выполнения плана (58,2%) по перечислению средств в департамент здравоохранения Воронежской области на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам. Кроме того, на 0,2% ниже плана произведены расходы на финансовое обеспечение организации обязательного медицинского страхования, при этом принятые от страховых медицинских организаций счета в 2014 году оплачены полностью.
Данные, характеризующие исполнение бюджета ТФОМС по расходам в 2014 году, приведены в таблице (млн. рублей).
N
Наименование расходов
2013 год факт
2014 год
% 2014 года к 2013 году
утвержд. сводной бюдж. росписью
факт. исполн.
% исполн. от утв. назнач.
Расходы всего:
14 977,5
18 218,7
18 145,5
99,6
121,2%
1
Общегосударственные вопросы
148,6
172,3
162,9
94,5
рост на 9,6%
1.1
Другие общегосударственные вопросы (аппарат органа управления государственного внебюджетного фонда)
148,6
172,3
162,9
94,5
рост на 9,6%
2
Здравоохранение
14 771,9
17 991,3
17 950,5
99,8
рост на 21,5%
2.1
Другие вопросы в области здравоохранения
14 771,9
17 991,3
17 950,5
99,8
рост на 21,5%
3
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ (единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам)
57,0
55,0
32,0
58,2
снижение в 1,8 раза
Анализ структуры расходной части бюджета Фонда показывает, что основная доля расходов (99,8%) в объеме 18113,4 млн. рублей направлена на финансирование территориальной программы ОМС (ТП ОМС), что покрывает расчетную стоимость программы (17345,5 млн. рублей) на 104,4%, утвержденную стоимость (17667,9 млн. рублей) - на 102,5% и почти на четверть (21,4%) превышает показатель 2013 года.
На диаграмме представлена динамика финансирования территориальной программы ОМС за два года (млн. рублей):
Подушевой норматив (финансирование обязательного медицинского страхования одного жителя области) увеличился по отношению к предыдущему году на 21,4% (6396,2 рубля) и составил 7766,7 рубля из расчета численности застрахованного населения 2332,2 тыс. человек. Следует отметить, что, как и в 2013 году, норматив финансирования на одно застрахованное лицо в отчетном периоде сложился выше рекомендованного федерального значения (6962,5 рубля) на 11,6%, что отражено на диаграмме (рублей):
Вместе с тем проверками Контрольно-счетной палаты отмечено, что медицинские организации "теряют" деньги, т.е. не получают необходимого финансирования за счет ОМС. С одной стороны, это обусловлено уплатой учреждениями штрафов по результатам медико-экономической экспертизы и экспертизы качества медицинской помощи, проведенной страховыми медицинскими организациями, с другой - неполной оплатой счетов за перевыполнение запланированных объемов оказания медицинской помощи.
Так, в БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника № 19" в 2014 году из 48061 проверенных страховыми медицинскими организациями случаев признано дефектными 20,8%, сумма выставленных штрафных санкций составила 0,4 млн. рублей.
Применены штрафные санкции и к БУЗ ВО "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1", что привело к потерям средств ОМС в сумме 4,3 млн. рублей.
Анализ причин данной ситуации показал, что более половины штрафных санкций выставлено за невыполнение или несвоевременное выполнение диагностических (лечебных) мероприятий в соответствии с порядком оказания медицинской помощи.
Около трети штрафов приходится на дефекты в оформлении медицинской документации (малая информативность записи, неразборчивость текста и т.д.), на отсутствие медицинской документации (амбулаторных карт) - порядка 10% штрафов.
В результате применения санкций только в двух проверенных учреждениях сумма "упущенных" средств в отчетном периоде составила 4,7 млн. рублей, которые могли быть направлены на бесплатное оказание жителям Воронежской области медицинской помощи.
Для поддержания стабильного и устойчивого финансирования территориальной программы ОМС в составе расходов бюджета Фонда сформирован нормированный страховой запас (НСЗ) в размере 1296,0 млн. рублей, предусмотренном Законом Воронежской области от 03.12.2013 № 172-ОЗ "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
Средства НСЗ Фонда с учетом остатка 2013 года (480,5 млн. рублей) направлены на финансовое обеспечение реализации территориальной программы ОМС в виде дополнительного финансирования страховых медицинских организаций, на расчеты за медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам за пределами территории субъекта РФ, в котором выдан полис ОМС, а также на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджета Фонда, что соответствует направлениям, утвержденным Законом от 03.12.2013 № 172-ОЗ "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год...".
Помимо перечисленного, в расходной части бюджета Фонда учтены расходы на выполнение управленческих функций ТФОМС, которые не превысили сумму средств, утвержденную Законом от 03.12.2013 № 172-ОЗ "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год...". Средства направлены на оплату труда, аренду занимаемых площадей, а также закупку товаров, работ и услуг. Фактически израсходовано 162,9 млн. рублей, что на 9,6% выше уровня 2013 года и ниже плановых назначений на 5,5%.
Неисполнение в 2014 году утвержденных назначений обусловлено экономией средств на оплату командировочных расходов, т.к. часть расходов на обучение работников оплачивалась за счет средств Федерального фонда ОМС, снижением цен в ходе проведения конкурсных процедур, уменьшением фактической потребности в горюче-смазочных материалах и запасных частях для автомобилей.
Заключительные положения
Анализ отчета об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области за 2014 год показал, что запланированный объем доходов достигнут с ростом к уровню 2013 года на 13,2%, однако с корректировкой на уровень инфляции - только на 1,2%. В бюджет Фонда поступило 17 401,3 млн. рублей. Увеличение доходов обусловлено ростом межбюджетных трансфертов, передаваемых из бюджета ФФОМС на финансовое обеспечение организации ОМС на территории Воронежской области.
Исполнение расходной части бюджета Фонда составило 18145,5 млн. рублей, или 99,6% значения, утвержденного сводной бюджетной росписью, с ростом на 21,2% к уровню 2013 года.
Основным направлением расходов бюджета Фонда по-прежнему остается финансирование территориальной программы ОМС, финансовое обеспечение которой сложилось в сумме 18113,4 млн. рублей (99,8% всех расходов), что покрывает расчетную стоимость программы (17345,5 млн. рублей) на 104,4% и почти на четверть (21,4%) превышает показатель 2013 года.
Таким образом, на протяжении двух лет прослеживается профицит территориальной программы обязательного медицинского страхования, который по итогам 2014 года составил 4,4% (в 2013 году - 1,2%).
Также в отчетном периоде по отношению к показателю 2013 года увеличился норматив финансирования на одно застрахованное лицо с 6396,2 рубля до 7766,7 рубля (на 21,4%), что выше рекомендованного федерального значения (6962,5 рубля) на 11,6%.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что при исполнении бюджета Фонда нормы бюджетного законодательства соблюдены. Причин для отклонения отчета правительства Воронежской области об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Воронежской области за 2014 год Контрольно-счетная палата не усматривает.
Председатель Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
В.Н.ОЛЕМСКОЙ
------------------------------------------------------------------