По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 19.06.2015 N 2.25-2015 "О результатах проверки эффективности использования государственных средств, направленных БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника N 10" на оказание гражданам Воронежской области бесплатной медицинской помощи в 2014 году и текущем периоде 2015 года"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 19.06.2015 № 18 (156)

ОТЧЕТ № 2.25-2015
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ БУЗ ВО "ВОРОНЕЖСКАЯ
ГОРОДСКАЯ ПОЛИКЛИНИКА № 10" НА ОКАЗАНИЕ ГРАЖДАНАМ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
В 2014 ГОДУ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ 2015 ГОДА

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.25 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2015 год, распоряжение от 05.05.2015 № 28.

Цель контрольного мероприятия: оценка эффективности использования государственных средств, направленных на оказание гражданам бесплатной медицинской помощи.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов: БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника № 10" - акт № 2.25-2015 от 05.06.2015 с дополнением к акту от 11.06.2015.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 12 мая 2015 года по 5 июня 2015 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность учреждения.
2. Соблюдение учреждением действующего законодательства в сфере здравоохранения.
3. Проверка соответствия деятельности учреждения целям и функциям, определенным его учредительными документами.
4. Проверка выполнения государственного задания.
5. Проверка эффективности расходования субсидий, выделенных на иные цели.
6. Анализ деятельности объекта проверки, в том числе:
- реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
- доступности и качества оказания медицинской помощи жителям города Воронежа;
- оказания платных медицинских услуг;
- проведения капитального и текущего ремонта;
- штатной численности и оплаты труда.
7. Проверка соответствия фактических расходов медицинской организации за счет средств обязательного медицинского страхования структуре расходов, рекомендованной тарифным соглашением.
8. Проверка достоверности учета, наличия и эффективности использования областного имущества.
9. Проведение аудита в сфере закупок:
- анализ эффективности расходов на закупки в процессе планирования закупок товаров (работ, услуг), определение поставщиков (исполнителей, подрядчиков), заключение и исполнение контрактов (договоров);
- обоснованность и эффективность расходов учреждения на приобретение товаров (работ, услуг).

Результаты контрольного мероприятия:
Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская поликлиника № 10" (далее - учреждение, поликлиника, ВГП № 10) является правопреемником муниципального учреждения здравоохранения, принятого на областной уровень согласно распоряжению правительства Воронежской области от 30.10.2012 № 714-р "О приеме муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность Воронежской области".
В состав БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника № 10" входят следующие подразделения:
- поликлиника для обслуживания взрослого населения, детская поликлиника, дневной стационар, женская консультация, лечебно-диагностический центр, офис врача общей практики, аптека. Количество обслуживаемого прикрепленного населения составляет 66756 человек, в том числе 16000 детей (0 - 17 лет).
ВГП № 10 действует на основании устава, лицензий на медицинскую, фармацевтическую и другие виды деятельности.

Финансовые источники учреждения

Структура расходов учреждения по источникам финансирования представлена в таблице.

Таблица № 1

Источник финансирования (план ф.-х. деят-сти)
2014 год
I кв. 2015 года
План (тыс. рублей)
Факт (тыс. рублей)
% к плану
удел. вес %
План (тыс. рублей)
Факт (тыс. рублей)
% к плану
удел. вес %
На выполнение программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи
Субсидии на выпол. государствен. задания
11 524,0
11 524,0
100
4,2
8 912,5
1 906
21,4
3,6
Остаток на нач. года
100







Средства ОМС
257 075,7
253 524,0
98,6
93,2
265 147,1
46 711
17,6
90,6
Остаток на нач. года
2 011,7







Итого
268 599,7
265 048


274 059,6
48 617


Источники финансирования, не входящие в ПГГ
Субсидии на иные цели
2 615,5
2 560,5
97,9
1
1 935,8
484,0
25
1
Предпринимат. деят.
4 509,1
4 495,98
99,8
1,6
16 131,5 182,5
2 482,6
15
4,8
Остаток на нач. года
214,7







Итого
7 124,6
7 056,5


18 067,3
2 966,6


Всего (с учетом остатка на нач. года)
275 724,3
272 104,5

100
292 126,9
51 583,6

100

Из данных таблицы следует, что наибольшую долю в расходах учреждения (90 - 93%) составляют средства ОМС, поступающие на реализацию территориальной программы ОМС.

Выполнение программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи

Порядок, условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи утверждены постановлениями правительства Воронежской области от 25.12.2013 № 1165 и от 25.12.2014 № 1206 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Воронежской области" на 2014 и на 2015 годы.
Основным источником финансирования программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи (далее - ПГГ) являются средства ОМС (около 93% всех поступлений), а также субсидии из областного бюджета на выполнение государственного задания. Объемы услуг учреждения по видам медицинской помощи характеризуются следующими данными.

Таблица № 2

Виды медицинской помощи
2014 год
I кв. 2015 год
план
факт
% вып.
план (годовой)
факт
% вып.
Амбулаторная помощь
1. Посещения с профилактич. целью, в т.ч.:
219 213
241 510
110
137 155
43 718
32
- за счет субсидий
28 308
28 308
100
23 332
5 195
23
- за счет средств ОМС
190 905
213 202
112
113 823
38 523
34
2. Обращения в связи с заболеваниями, в т.ч.:
196 343
204 098
104
147 545
39 944
27
- за счет субсидий
-
-
-
-
-
-
- за счет средств ОМС
196 343
204 098
104
147 545
39 944
27
3. Посещения по неотложной помощи (ОМС)
13 560
11 910
88
28 874
4 927
17
Стационарно-замещающая помощь
Пациенто-дней (ОМС)
57 590
59 030
103
42 165
11 167
26

Как следует из данных таблицы, в проверяемом периоде объемные показатели по видам медицинской помощи в разрезе источников финансирования учреждением выполнены, за исключением показателей по неотложной помощи. Невыполнение плана в 2014 году по неотложной помощи обусловлено неудовлетворительным состоянием автотранспорта и неправильной классификацией случаев оказания неотложной помощи врачами, ведущими прием в поликлинике (151 случай оказания неотложной помощи ошибочно определен как разовое посещение с лечебно-диагностической целью или как случай направления пациента в стационар). В результате того, что стоимость посещений по неотложной помощи выше амбулаторно-поликлинической, упущенный доход поликлиники составил 13,8 тыс. рублей.
В 2015 году план по неотложной помощи по сравнению с 2014 годом увеличен более чем в 2 раза. Фактически за 5 месяцев 2015 года выполнение составило 40,9% годового плана.

Выполнение государственного задания

Субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания предоставлялись учреждению в соответствии с соглашениями "О порядке и условиях предоставления субсидий...", заключенными между учреждением и департаментом здравоохранения от 15.01.2014 № 821/912, от 12.01.2015 № 821/1454 (с доп. соглашениями). В 2014 году на возмещение нормативных затрат на оказание государственных услуг выделено 11524,0 тыс. рублей, в 2015 году - 8912,5 тыс. рублей.
В проверяемом периоде учреждением предоставлялись 2 услуги:
1. "Оказание первичной медико-санитарной медицинской помощи в амбулаторных условиях гражданам, не идентифицированным и не застрахованным в ОМС".
2. "Оказание первичной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях гражданам при заболеваниях, не включенных в ОМС".
Объемные показатели государственных услуг поликлиникой выполнены на 100%.
Проверкой (проведено 11 выездных проверок - 4 школы, 4 детских сада, детская поликлиника, филиал детской поликлиники, женская консультация) соответствия отчетных данных с фактическими по 2-й услуге (включает в себя проведение туберкулинодиагностики у детей в возрасте от 1 года до 14 лет и количество посещений женской консультации) нарушений не установлено.
Качественные показатели услуг учреждением в 2014 году также достигнуты. Однако необходимо отметить, что в отчете об исполнении государственного задания источник информации (форма № 30) о фактическом значении показателя "доля невостребованных анализов" указан неверно (в статистической форме № 30 указано общее количество сделанных анализов).
В проверяемом периоде основная часть средств субсидии израсходована на заработную плату с начислениями (прочие выплаты составили менее 1% всех расходов).
Кроме этого, в проверяемом периоде учреждению из областного бюджета выделялись субсидии на иные цели в рамках реализации целевых программ. В 2014 году - 2615,5 тыс. рублей, в I квартале 2015 года - 1935,8 тыс. рублей. Средства израсходованы на приобретение оборудования, медикаментов, продуктов питания для детей и текущий ремонт зданий. Выборочной проверкой исполнения договорных обязательств нарушений не установлено.

Реализация территориальной программы ОМС

Тарифными соглашениями от 31.01.2014 и от 29.12.2014 <1> на оплату медицинской помощи по ОМС рекомендована структура расходов медицинской организации. Структура расходов поликлиники в 2014 - 2015 годах в сравнении с рекомендованной структурой представлена в следующей таблице.
--------------------------------
<1> Заключены между департаментом здравоохранения, ТФОМС, страховыми медицинскими организациями, общественной организацией "Ассоциация работников здравоохранения Воронежской области" и Воронежской областной организацией профсоюза работников здравоохранения.

Таблица № 3

Виды медицинской помощи
Оплата труда и начислен.
Продукты питания
Мягкий инвентарь
Мед-ты, перевязочные ср-ва, мед. инструментарий со сроком службы до 12 месяцев
Мед. инструментарий со сроком службы более 12 месяцев, оплата лабораторных исследований
2014 год
Стационарно-замещающая
план
не более 86,3%

остаток средств
не менее 10%
остаток средств
факт
89,2%

-
10,8%
-
Амбулаторная
план
не более 90,3%
-
остаток средств
не менее 7%
остаток средств
факт
96,2%

-
3,6%
-
I квартал 2015 года
Стационарно-замещающая
план
не более 80%

остаток средств
не менее 10%
остаток средств
факт
87%

-
8,2%
-
Амбулаторная
план
не более 84%
-
остаток средств
не менее 7%
остаток средств
факт
90,6%

-
1,3
-

Данные таблицы показывают, что условия тарифного соглашения по структуре расходов средств ОМС ВГП № 10 не выполнены. Превышение расходов на оплату труда и начисления на заработную плату (перерасход по ФОТ составил 11891,2 тыс. рублей) связано с необходимостью выполнения Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
Исходя из финансирования ПГГ стоимость единицы амбулаторно-поликлинической медицинской помощи (посещение) в 2014 году сложилась в сумме 319,6 рубля, или 94,5% плановой стоимости (338,1 рубля), стационарно-замещающей - 695,6 рубля, или 97,6% (713,0 рубля).
В ходе проверки проведен анализ доступности оказания медицинской помощи гражданам. Запись на прием к специалистам осуществляется путем самозаписи в журналах, в регистратуре самой поликлиники, в электронной регистратуре.
Сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановой форме (до 10 рабочих дней с момента обращения <2>), не соблюдаются. К примеру, в корпусе взрослой поликлиники 1 июня 2015 года осуществлялась запись к офтальмологу только на 17.06.2015. Также сложно попасть на прием к ревматологу - 01 июня 2015 года запись ведется только на 16, 23 и 29 июня 2015 года (на каждую дату по одному талону). Необходимо отметить, что из двух ставок врача-ревматолога занята только одна (1 врач ведет прием всего взрослого населения). Работают 4 офтальмолога на 2,5 ставки, в том числе: взрослое население обслуживают два специалиста (1,0 шт. ед. и 0,5 шт. ед.) и два врача-офтальмолога (по 0,5 ставки каждый) - детское население. Помимо приема по предварительной записи специалисты оказывают медицинскую помощь обратившимся без предварительной записи и по неотложной помощи. При проверке (01.06.2015) возможности записаться на прием к узким специалистам детской поликлиники через электронную очередь установлено, что талоны к офтальмологу, хирургу, неврологу отсутствуют, тогда как в регистратуре можно получить талон на прием к врачам в пределах срока ожидания, предусмотренного программой государственных гарантий. Данный факт свидетельствует о несвоевременном внесении данных в базу данных информационного киоска.
--------------------------------
<2> Постановление Правительства Воронежской области от 25.12.2014 № 1206 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов на территории Воронежской области".

Проверкой (05.06.2015) длительности ожидания пациентов на прием к врачу установлено, что:
- к врачу-неврологу прием осуществляется в соответствии со временем, указанном в талоне;
- к врачу общей практики М. время ожидания одного из пациентов составило более часа. По данному факту в учреждении проведено расследование и выяснено, что причиной столь длительного ожидания явилось неразборчивое написание фамилии пациента в листке самозаписи.
С целью повышения укомплектованности медицинским персоналом поликлиникой ведется работа по привлечению кадров:
- размещается информация об имеющихся вакансиях на сайтах департамента здравоохранения Воронежской области, "АВИТО", в газетах "Камелот" и "Работа" и ежемесячно представляется в ГКУ ВО "Центр занятости населения Ленинского и Центрального районов г Воронежа";
- осуществляется участие в ярмарках вакансий, которые проводят ГКУ ВО "Центр занятости населения Ленинского и Центрального районов г. Воронежа", Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко, Воронежский медицинский колледж. В 2014 году участие принимали в 4 ярмарках, в текущем периоде 2015 года - 1;
- в 2014 году заключен договор на обучение в интернатуре по специальности "офтальмология" 1 специалиста (заключение трудового договора планируется в 2015 году), также после обучения по целевому набору в 2014 году принята медицинская сестра;
- предоставляется возможность работающим специалистам повысить свою квалификацию и получить специализацию по другой специальности.
По результатам контроля качества оказания медицинской помощи экспертами страховых медицинских организаций в 2014 году из 21783 проверенных случаев оказания медицинской помощи признано дефектными 0,8% случаев, сумма штрафных санкций (неэффективные расходы) составила 2075,8 тыс. рублей.
Более половины штрафных санкций (65%) выставлено на оплату медицинской помощи и реестр счетов посещений, койко-дней, не подтвержденных медицинскими документами; около 20% штрафов приходится на невыполнение или несвоевременное выполнение диагностических (лечебных) мероприятий в соответствии с порядком оказания медицинской помощи и/или стандартом медицинской помощи, не повлиявшее на состояние здоровья застрахованного лица; 17% штрафов приходится на дефекты в оформлении медицинской документации.
Необходимо отметить, несмотря на то, что к медицинским работникам, допустившим вышеуказанные дефекты, были применены меры дисциплинарного взыскания, стимулирующие выплаты им производились.

Приносящая доход деятельность

Предоставление платных медицинских услуг в учреждении осуществляется в соответствии с утвержденными главным врачом Положением об отделении по оказанию платных медицинских услуг (далее - Положение) и Порядком предоставления платных медицинских услуг населению.
Собственные доходы поликлиники в 2014 году составили 4294,4 тыс. рублей, в I квартале 2015 года - 3261,4 тыс. рублей.
В структуре собственных доходов наибольший удельный вес (91,9 и 96,3%) занимают средства от оказания медицинских услуг. Анализ перечня услуг показал, что количество видов медицинских услуг, предоставляемых учреждением населению, в 2015 году по сравнению с 2014 годом увеличилось на 38% (с 353 до 487).
Платные медицинские услуги в проверяемом периоде предоставлялись в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, стоматологической помощи терапевтического профиля и оказывались согласно перечню и прейскуранту цен, утвержденных главным врачом поликлиники на основании договоров на оказание платных медицинских услуг с физическими и юридическими лицами.
По согласованию с собственником государственного имущества поликлиникой заключены договоры на предоставление в аренду части помещений поликлиники для организации торговли оптикой, лекарственными средствами и для размещения зерновых кофейных автоматов.
В ходе проверки выявлены отдельные факты несвоевременных платежей по арендной плате. Так, МАУ городского округа г. Воронеж "Городская аптека" в нарушение п. 5.3 договора аренды нежилого помещения от 21.06.2013 № 9 арендную плату вносила на 27 - 259 дней позже установленного срока. В соответствии с п. 6.1 договора аренды за нарушение сроков оплаты арендной платы требования об оплате в областной бюджет пени в размере 0,1% от суммы задолженности за каждый день просрочки учреждением аптеке не предъявлялись. В результате упущенный доход областного бюджета за проверяемый период составил 7,4 тыс. рублей. По договору оказания услуг с ИП Бельянинова Т.В. плата за оказываемые услуги по размещению осуществлялась на 9 - 13 дней позже установленного договором срока; с ИП Гусев А.А. - на 4 - 11 дней. Претензионная работа учреждением не велась. В итоге упущенный доход учреждения за проверяемый период составил 0,35 тыс. рублей.
В ходе проверки учреждением арендаторам направлены претензии, а ИП Бельянинова Т.В. неустойку в сумме 116,3 рубля внесла в кассу.
Кассовые расходы поликлиники за счет средств от приносящей доход деятельности в 2014 году составили 4496,0 тыс. рублей (с учетом остатка 2013 года 214,7 тыс. рублей), в I квартале 2015 года - 2482,6 тыс. рублей. Наибольшая доля кассовых расходов учреждения приходится на оплату труда и начисления (в 2014 году на эти статьи направлено 65,6% всех расходов, в I квартале 2015 года - 62,6%).
Проверкой установлено, что затраты на формирование фонда оплаты труда в 2014 году превысили установленный пп. 2.1 п. 2 Положения <3> норматив (не более 60% всех доходов учреждения) и составил 63,7% (на 158,0 тыс. рублей). В I квартале 2015 года затраты составили 47,6%.
--------------------------------
<3> Положение "О порядке формирования и распределения фонда оплаты труда работников бюджетного учреждения здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская поликлиника № 10", занятых в платной медицинской деятельности", утв. приказами БУЗ ВО "ВГП № 10" от 24.01.2014 № 66 и от 26.02.2015 № 89.

Необходимо отметить, что учреждением в 2014 году за счет средств от приносящей доход деятельности произведены неэффективные расходы в результате оплаты административного штрафа за несвоевременные выплаты окончательного расчета и отпускных отдельным сотрудникам (постановление государственной инспекции труда в Воронежской области от 13.02.2014 № 7-4015-13-ОБ/224/2/8) и компенсаций за задержку выплаты заработной платы в сумме 31,5 тыс. рублей.

Штатное расписание и оплата труда

Штатные расписания на 2014 год и 2015 год утверждены главным врачом и согласованы с департаментом здравоохранения в количестве 997,75 штатной единицы и 991 штатной единицы соответственно.
Укомплектованность штатного расписания физическими лицами в 2014 году в целом по учреждению (без учета отделения платных услуг) составила 75%, в том числе: врачебным персоналом - 92%, средним медперсоналом - 77%, младшим медперсоналом - 61%, прочим персоналом - 74%. По состоянию на 21 мая 2015 года вакантны 31 ставка (врачи - 12 шт. ед., средний медперсонал - 6 шт. ед., прочий - 13 шт. ед.).
Проверкой расчета штатной численности учреждения в 2014 - 2015 годах установлены сверхнормативные <4> ставки аппарата управления - 5 заместителей главного врача (по диагностике, по организационно-методической работе, по экспертизе временной нетрудоспособности в детской поликлинике, по организации медицинской помощи взрослому населению, по акушерству и гинекологии) и 2 главных медицинских сестры. Расходы на заработную плату работников поликлиники согласно Положению об оплате труда должны производиться в пределах численности работников, рассчитанной в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими в сфере здравоохранения. Таким образом, расходы учреждения на содержание вышеуказанных сверхнормативных ставок в общей сумме 6054,8 тыс. рублей нельзя признать эффективными, в том числе: за счет средств ОМС - 3467,9 тыс. рублей, за счет средств субсидии областного бюджета - 1327,6 тыс. рублей. Страховые взносы составили 1259,3 тыс. рублей, в том числе: из средств ОМС - 906,2 тыс. рублей, средств областного бюджета - 353,1 тыс. рублей средств субсидии областного бюджета.
--------------------------------
<4> Приказ МЗ и СР РФ от 16.04.2012 № 366н "Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи", Приказ от 15.05.2012 № 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению".

В результате проведения оптимизации на 1 января 2015 года учреждением сокращено 2 штатные единицы заместителя главного врача и 2 штатные единицы главной медицинской сестры корпуса № 6. В ходе проверки уволился заместитель главного врача по организационно-методической работе.
При проверке правильности начислений оплаты труда сотрудникам поликлиники установлено, что при увольнении сотрудников расчет компенсационной выплаты за неиспользованный отпуск производился без учета "отпусков без сохранения заработной платы". Таким образом, в нарушение ст. 121 Трудового кодекса РФ размер компенсационной выплаты 6 сотрудникам поликлиники рассчитывался исходя из более длительного периода неиспользованного отпуска, что привело к необоснованным выплатам за счет средств ОМС в размере 14,7 тыс. рублей. В ходе проверки денежные средства внесены в кассу.
Уровень заработной платы по категориям медицинских работников ВГП № 10 в сравнении с уровнем "дорожной карты", установленным распоряжением правительства Воронежской области № 120 <5>, приведен в таблице.
--------------------------------
<5> Распоряжение правительства ВО от 28.02.2013 № 120-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") Воронежской области "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения Воронежской области".


Таблица № 6

(тыс. рублей)
№ п/п
Категория персонала
Средняя з/п (факт)
Средняя з/п по региону
Необходимый уровень з/п
Отклонение
2014 год
1
Врачи и работники, имеющие высш. мед. (фармацевтич.) и иное образование, предоставляющие медицинские услуги
32
24,3
31,7
+ 0,3
2
Средний
18,7
18,5
+ 0,2
3
Младший
12,5
12,4
+ 0,1
I квартал 2015 года
1
Врачи и работники, имеющие высш. мед. (фармацевтич.) и иное образование, предоставляющие медицинские услуги
32
23,1
32
0
2
Средний
18,8
18,8
0
3
Младший
12,5
12,5
0

Данные таблицы свидетельствуют о достигнутом уровне средней заработной платы персонала учреждения. Целевой индикатор по повышению оплаты труда работников учреждения, установленный в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", учреждением выполняется. Однако для выполнения Указа Президента в 2014 году дополнительное финансирование составило 22789,4 тыс. рублей. В результате расходы по оплате труда превысили расходы, рекомендованные тарифным соглашением (перерасход по ФОТ составил 11891,2 тыс. рублей). Кроме того, на выплату заработной платы с начислениями были направлены 158,0 тыс. рублей средств от приносящей доход деятельности.
Анализ средней заработной платы в поликлинике в сравнении с 2013 годом показал, что средняя заработная плата заместителей руководителя увеличилась на 20% за счет выплат стимулирующего характера (с 62,6 тыс. рублей до 75,4 тыс. рублей). Повышение стимулирующей выплаты руководителю учреждения повлекло за собой увеличение верхней границы выплат заместителям главного врача.
Таким образом, установление максимально возможного размера стимулирующих выплат административно-управленческому персоналу, а также неэффективные расходы поликлиники на сверхнормативные ставки в размере 6054,8 тыс. рублей (2014 год - 4981,8 тыс. рублей, 5 месяцев 2015 года - 1072,9 тыс. рублей) явилось одной из причин отклонения от структуры расходов, рекомендованной тарифным соглашением.

Имущество учреждения

Для обеспечения уставной деятельности за учреждением по договору от 25.02.2003 № ОУ-573-Л (с изменениями) на праве оперативного управления закреплено государственное имущество Воронежской области (принято в собственность Воронежской области по приказу ДИЗО ВО от 27.12.2012 № 2666). По состоянию на 01.05.2015 балансовая стоимость основных средств (далее - ОС) составляет 119607,4 тыс. рублей (нежилые помещения, сооружения, медицинское оборудование, транспортные средства и др.). В 2014 году учреждением за счет всех источников закуплено медицинское оборудование на общую сумму 621,5 тыс. рублей. Проверкой учета и наличия оборудования по местам его эксплуатации нарушений не установлено. Все оборудование введено в эксплуатацию и используется в лечебном процессе.
В балансовом учете учреждения числятся 17 объектов недвижимости, на которые имеются свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления.
На праве постоянного бессрочного пользования поликлинике принадлежат 2 земельных участка, расположенные по адресу: г. Воронеж, ул. Красноармейская, д. 19, площадью 5830 кв. м и по ул. 20-летия Октября, д. 82, площадью 1076,0 кв. м общей кадастровой стоимостью 83571,3 тыс. рублей.
В ходе проверки установлено, что не используется здание прачечной площадью 106,8 кв. м балансовой стоимостью 97,1 тыс. рублей (имеет 100% износ и находится в ветхом состоянии) и два автомобиля (ВАЗ-21074 и ВАЗ-2106) общей балансовой стоимостью 267,5 тыс. рублей, что классифицируется как неэффективное использование государственного имущества.
Часть помещений общей площадью 72,8 кв. м учреждением с разрешения собственника областного имущества по договорам переданы в безвозмездное пользование БОУ СПО "Воронежский базовый медицинский колледж" (далее - медколледж) и БУЗ ВО "Воронежская детская стоматологическая поликлиника № 1".
Необходимо отметить, что учреждением с БОУ СПО "Воронежский базовый медицинский колледж" заключен договор безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 01.04.2014 № 2 на передачу помещений площадью 56,7 кв. м по адресу: Воронеж, ул. Депутатская, д. 3, в соответствие с которым (пп. 2.2 п. 2) расходы по содержанию имущества (коммунальные и эксплуатационные услуги) несет поликлиника (ссудодатель). В результате неэффективные расходы учреждения на содержание имущества, используемого медколледжем, составили порядка 266,0 тыс. рублей (в 2014 году 188,0 тыс. рублей, по состоянию на 01.06.2015 - порядка 78,0 тыс. рублей).

Учет материальных запасов

Структура кассовых расходов учреждения на приобретение медикаментов, продуктов питания, мягкого инвентаря и ГСМ представлена в таблице.

Таблица № 7

(тыс. рублей)
Год
Источник финансирования
Медикаменты
Продукты питания
Мягкий инвентарь
ГСМ
2014
Средства ОМС
13 578,9
160,4
13,6
1 026,6
Субсидии на выполнение госзадания
-
-
-
-
Субсидии на иные цели
597,5
1 448,0
-
-
Средства от приносящей доход деят-ти
396,5
-
-
-
Итого
14 572,9
1 608,4
13,6
1 026,6
I кв. 2015
Средства ОМС
1 320,8
35,9
-
217,9
Субсидии на выполнение госзадания
-
-
-
-
Субсидии на иные цели
-
484,0
-
-
Средства от приносящей доход деят-ти
710,3
-
-
-
Итого
2 031,1
519,9
13,6
217,9

В проверяемом периоде медикаменты приобретались в соответствии с заключенными государственными контрактами и договорами поставки на конкурсной основе и по свободной закупке.
Выборочной проверкой учета и списания медикаментов медицинскими работниками нарушений не установлено. Однако необходимо отметить, что количество израсходованного аллергена туберкулезного (туберкулин) по детской поликлинике, корпус № 3, не соответствует данным отчета о поступлении и расходовании туберкулина за 2014 год с данными бухгалтерского учета. Так, по отчету израсходовано 1712 уп., а по бухгалтерскому учету - 1847 уп. Проверкой журнала расходования туберкулина установлено, что фактически израсходовано 1847 уп. туберкулина (в 1 уп. - 10 доз туберкулина). По объяснению руководства в отчете была допущена техническая ошибка.
Проверкой выявлено, что в боксе гаража (ул. Красноармейская, д. 19) хранится 70,075 кг химических веществ (кислота). По объяснению главного врача кислота была обнаружена в 2008 году после передачи здания по ул. Красноармейской, д. 19, в котором была расположена МУЗ г. Воронеж "Клиническая больница восстановительного лечения". В 2012 году часть химикатов была вывезена и захоронена по договору с ООО "ЭКТО" (от 14.06.2012 № 662-12УВ), оставшаяся часть перенесена в отдельно стоящее здание без доступа посторонних лиц. Поиском организаций, осуществляющих вышеуказанные услуги, учреждение не занималось. И только в ходе проверки заключен договор от 04.06.2015 № 41-О с ООО "ЭКОСЕРВИС" об оказании безвозмездных услуг по утилизации химических веществ.
Расходы учреждения по подстатье "продукты питания" в 2014 году составили 1608,4 тыс. рублей, в том числе: на приобретение молока сотрудникам, работающим во вредных условиях труда, за счет средств ОМС израсходовано 160,4 тыс. рублей, на детское питание за счет средств субсидии на иные цели - 1448,0 тыс. рублей. В I квартале 2015 года израсходовано 519,9 тыс. рублей, в том числе: на приобретение молока сотрудникам, работающим во вредных условиях труда, - 35,9 тыс. рублей, на детское питание - 484,0 тыс. рублей.
На основании Приказа Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н <6> списки сотрудников, которым выдается бесплатное молоко, утверждаются приказами главного врача поликлиники. Молоко приобретается на основании контрактов, заключенных путем проведения электронных аукционов и путем запроса котировок. Согласно контрактам поставка молока осуществляется три раза в неделю фасовкой 0,9 л. Проверкой установлено, что выдача молока сотрудникам осуществляется 2 - 3 раза в неделю. Стоит отметить, что согласно п. 7 приложения № 1 вышеуказанного приказа "... не допускается выдача молока или других равноценных пищевых продуктов за одну или несколько смен вперед, равно как и за прошедшие смены". По объяснению руководства молоко фасовкой 0,5 л отсутствовало в коммерческих предложениях поставщиков.
--------------------------------
<6> Приказ Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н (ред. от 20.02.2014) "Об утверждении норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, Порядка осуществления компенсационной выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, и Перечня вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов" (зарегистрировано в Минюсте России 20.04.2009 № 13795).

Специальные молочные продукты детского питания выдаются детям из малообеспеченных семей по рецептам в соответствии с утвержденным главным врачом списком. В 2014 году питанием были обеспечены 138 детей, на 01.06.2015 - 91 ребенок. Выборочная проверка учета, выдачи и остатков вышеуказанных продуктов питания нарушений не выявила.
В 2014 году на приобретение мягкого инвентаря израсходовано 13,6 тыс. рублей. На основании результатов осуществления закупки путем проведения запроса котировок заключен контракт от 28.11.2014 № 33 с ООО "ПРОФСЕРВИС" на поставку 33 медицинских халатов в течение 10 дней. Товар поставлен с нарушением срока поставки на 4 дня (товарная накладная от 12.12.2014 № 184). Согласно п. 3.4 договора оплата поставленного товара должна производиться путем выплаты поставщику суммы, уменьшенной на сумму неустойки (13600 рублей x 0,1: 100 x 4 дня = 54,4 рубля); претензионная работа учреждением не проводилась, оплата произведена в полном объеме.

Проверкой установлено, что в нарушение Приказа Минздрава СССР от 15.09.1988 № 170 <7> нормы по оснащению учреждения мягким инвентарем учреждением не выполняются.
--------------------------------
<7> Приказ МЗ РФ от 15.09.1988 № 710 "Об утверждении табелей оснащения мягким инвентарем больниц, диспансеров, родильных домов, медико-санитарных частей, поликлиник, амбулаторий".

Проверка соответствия порядка закупок товаров, работ и услуг действующему законодательству

В проверяемом периоде закупки осуществлялись в соответствии с Федеральными законами № 44-ФЗ <8> и № 223-ФЗ <9>.
--------------------------------
<8> Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
<9> Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Приказом главного врача утверждены Положение о контрактной службе, состав, а также определены полномочия и ответственность в пределах осуществляемых ими полномочий. В нарушение п. 6 ст. 38 Федерального закона № 44-ФЗ один сотрудник, включенный в состав контрактной службы 12.01.2015, не имеет необходимого высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок.

Выводы:
БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника № 10" выполняет возложенные на него задачи по оказанию амбулаторно-поликлинической и стационарно-замещающей медицинской помощи населению, включая гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.
Вместе с тем учреждением допущены отдельные факты неэффективного расходования государственных средств, а также неэффективного использования областного имущества, нарушения трудового законодательства и действующего законодательства в сфере закупок.

Предложения:
В целях устранения выявленных нарушений и недостатков в БУЗ ВО "Воронежская городская поликлиника № 10" направить представление, в департамент здравоохранения Воронежской области - информационное письмо.

Аудитор
В.В.РОДЮКОВА

Старший инспектор инспекции по контролю
расходов на социальную сферу,
доходов и расходов бюджета ТФОМС
О.В.ЭПШТЕЙН


------------------------------------------------------------------