По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 26.01.2015 N 2.51-2014 "О результатах проверки законности и результативности использования в 2013 году и текущем периоде 2014 года средств дорожного фонда Воронежской области на строительство, капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог регионального значения, а также на содержание КУ ВО "Территориальное дорожное агентство"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 26.01.2015 № 1 (139)

ОТЧЕТ № 2.51-2014
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В 2013 ГОДУ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ 2014 ГОДА
СРЕДСТВ ДОРОЖНОГО ФОНДА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
НА СТРОИТЕЛЬСТВО, КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ, РЕМОНТ И СОДЕРЖАНИЕ
ДОРОГ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ, А ТАКЖЕ НА СОДЕРЖАНИЕ
КУ ВО "ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ДОРОЖНОЕ АГЕНТСТВО"

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.51 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2014 год, распоряжение от 14.10.2014 № 74.

Цель контрольного мероприятия: анализ законности и результативности использования средств дорожного фонда Воронежской области на строительство, капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог регионального значения, а также на содержание КУ ВО "Территориальное дорожное агентство".

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Департамент транспорта и автомобильных дорог Воронежской области - акт проверки от 24.12.2014 № 2.51/1-2014.
2. КУ ВО "Территориальное дорожное агентство" - акт проверки выполнения работ за счет средств, выделенных на строительство и ремонт дорог регионального значения в Острогожском районе Воронежской области от 28.11.2014 № 2.51/2-2014.
3. КУ ВО "Территориальное дорожное агентство" - акт проверки содержания автомобильных дорог в Павловском, Калачеевском, Петропавловском муниципальных районах от 17.11.2014 № 2.51/3-2014.
4. КУ ВО "Территориальное дорожное агентство" - акт проверки выполнения работ за счет средств, выделенных на строительство и ремонт дорог регионального значения в Нижнедевицком районе Воронежской области, от 02.12.2014 № 2.51/4-2014.
5. КУ ВО "Территориальное дорожное агентство" - акт проверки законности и результативности использования в 2013 году и в текущем периоде 2014 года средств дорожного фонда Воронежской области на содержание КУ ВО "Территориальное дорожное агентство" от 22.12.2014 № 2.51/5-2014.
6. КУ ВО "Территориальное дорожное агентство" - акт проверки выполнения работ за счет средств, выделенных на строительство и ремонт дорог регионального значения в Рамонском районе Воронежской области, от 09.12.2014 № 2.51/6-2014.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 16.10.2014 по 27.10.2014 и с 12.11.2014 по 24.12.2014.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Законность и результативность использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2013 году и текущем периоде 2014 года на строительство, капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог регионального значения:
1.1. Исполнение требований федерального и регионального законодательства, нормативных и распорядительных актов правительства Воронежской области в ходе реализации мероприятий по строительству, капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог регионального значения.
1.2. Соблюдение утвержденного порядка использования бюджетных ассигнований дорожного фонда на финансирование мероприятий по развитию сети региональных автомобильных дорог.
1.3. Анализ процедуры отбора объектов, финансируемых в рамках реализации мероприятий по развитию сети автомобильных дорог общего пользования регионального значения.
1.4. Соблюдение требований действующего законодательства в части закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд при заключении государственных контрактов.
1.5. Наличие утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации на работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту региональных дорог.
1.6. Соблюдение подрядными организациями сроков и условий выполнения дорожных работ, установленных контрактами.
1.7. Осуществление контроля за качеством дорожных работ, применение штрафных санкций за ненадлежащее и несвоевременное выполнение работ.
1.8. Проверка соответствия видов и объемов выполненных и оплаченных работ сметной документации.
1.9. Анализ объема незавершенного строительства и мер, принимаемых для его сокращения.
1.10. Анализ достижения плановых значений целевых показателей, установленных ВЦП "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Воронежской области на 2013 - 2015 годы" и государственной программой Воронежской области "Развитие транспортной системы".
2. Законность и результативность использования средств, выделенных из областного бюджета и иных источников в 2013 году и текущем периоде 2014 года на содержание КУ ВО "Территориальное дорожное агентство":
2.1. Соблюдение бюджетным учреждением федерального и областного законодательства.
2.2. Исполнение нормативных, правовых актов и иных документов, регламентирующих деятельность учреждения.
2.3. Соответствие деятельности учреждения целям и функциям, определенным его учредительными документами.
2.4. Проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, выделенных учреждению в соответствии со сметами расходов.
2.5. Проверка бухгалтерского учета и отчетности, в том числе:
- штатной и фактической численности, расчетов по оплате труда;
- банковских и кассовых операций;
- расчетов с дебиторами и кредиторами, подотчетными лицами;
- учета основных средств, материальных запасов, их движения и списания.
2.6. Анализ эффективности использования имущества.
2.7. Проверка ведения договорной работы и соответствия порядка приобретения товаров, выполнения работ и оказания услуг действующему законодательству.
2.8. Анализ видов деятельности учреждения. Оценка результатов деятельности учреждения.

Результаты контрольного мероприятия:
На начало 2013 года общая протяженность автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения составляла 8695,71 км, их балансовая стоимость - 50085552,9 тыс. рублей. В проверяемом периоде из муниципальной собственности принято 44 дороги протяженностью 76,651 км и стоимостью 298619,5 тыс. рублей, а также введено в эксплуатацию 3 построенных дороги протяженностью 5,94 км и стоимостью 156826,9 тыс. рублей. С учетом увеличения стоимости объектов в связи с проведенной реконструкцией на сумму 162725,1 тыс. рублей, общая балансовая стоимость 1114 региональных и межмуниципальных дорог и дорожных сооружений, закрепленных на праве оперативного управления за Департаментом, по итогам 11 месяцев 2014 года составила 50703724,4 тыс. рублей. По состоянию на 01.12.2014 протяженность автомобильных дорог, являющихся областной собственностью, составляет 8778,301 км, в том числе: дороги с твердым покрытием - 8590,977 км, грунтовые - 187,324 км.
Основной задачей в области дорожного хозяйства является сохранение и развитие сети дорог общего пользования, поддержание ее транспортно-эксплуатационного состояния, обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспорта. В проверяемом периоде в отношении автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения осуществлялось финансирование мероприятий по их содержанию, ремонту и капитальному ремонту, а также строительству и реконструкции.
В соответствии со ст. 179.4 Бюджетного кодекса РФ в целях повышения эффективности решения вопросов дорожной деятельности был принят Закон Воронежской области от 06.10.2011 № 128-ОЗ "О дорожном фонде Воронежской области". Порядок формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Воронежской области утвержден постановлением правительства от 23.01.2012 № 23. Главным распорядителем средств дорожного фонда является департамент транспорта и автомобильных дорог (до реорганизации, проведенной в соответствии с указом губернатора Воронежской области от 20.01.2014 № 26-у, - управление автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области).
В 2013 году финансирование работ по строительству, капитальному ремонту, ремонту и содержанию дорог регионального и межмуниципального значения осуществлялось в рамках ведомственной целевой программы "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Воронежской области на 2013 - 2015 годы", в 2014 году - в рамках подпрограммы "Развитие дорожного хозяйства Воронежской области" государственной программы Воронежской области "Развитие транспортной системы". Общий объем средств, предусмотренных на содержание, ремонт и развитие сети региональных дорог, в 2013 году составил 3535814,2 тыс. рублей, в 2014 году - 3487574,0 тыс. рублей. Выделенные средства освоены в 2013 году в сумме 3297505,3 тыс. рублей (93,3% плана), в 2014 году - 3204266,3 тыс. рублей, или 92%.
В отношении государственной программы "Развитие транспортной системы" необходимо отметить, что отсутствуют показатели для полноценной и объективной оценки решения трех задач подпрограммы "Развитие дорожного хозяйства Воронежской области":
- повышение эффективности системы государственного управления автомобильными дорогами на региональном уровне, рациональное использование региональных бюджетных средств, направляемых на совершенствование и развитие дорожной сети;
- повышение качества дорожных работ на основе внедрения новейших достижений научно-технического прогресса;
- снижение негативного воздействия дорожно-транспортного комплекса на окружающую природную среду.
Таким образом, нарушается пп. 3.3.3 Порядка принятия решений о разработке государственных программ Воронежской области, их формирования и реализации, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 06.09.2013 № 786, согласно которому должна быть обеспечена возможность проверки и подтверждения достижения поставленных задач.

Содержание сети региональных и межмуниципальных дорог

В соответствии с Положением о департаменте транспорта и автомобильных дорог, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 05.03.2014 № 180, Департамент осуществляет государственные функции регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения. Расходы по содержанию автомобильных дорог складываются из расходов на оплату работ подрядным организациям по заключенным контрактам по содержанию автомобильных дорог и расходов на оплату электроэнергии для уличного освещения.
На выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения управлением автомобильных дорог и дорожной деятельности заключен государственный контракт от 17.12.2012 № 2012.168650 с ОАО ЦДС "Дорога" (далее - ЦДС). Стоимость контракта составила 5064256,3 тыс. рублей, срок выполнения работ - с 01.01.2013 по 31.12.2015.
Протяженность дорог на 01.01.2013 составляла 8695,71 км, в том числе: I категории - 1,062 км, II категории - 162,459 км, III категории - 2185,252 км, IV категории - 5935,618 км, V категории - 226,495 км, грунтовые дороги - 184,824 км.
Согласно контракту подрядчик обязуется выполнять предусмотренные перечнем по нормативному содержанию работы, состав которых им определяется самостоятельно исходя из необходимого обеспечения круглосуточного, безопасного движения автотранспорта по автомобильным дорогам. В случае обнаружения превышения предельных норм дефектов хотя бы по одному конструктивному элементу и дорожному сооружению автомобильной дороги при осуществлении приемки работ, обследуемый километровый участок полностью не подлежит оплате.
Кроме того, контрактом определен перечень иных работ по содержанию автомобильных дорог, выполняемых на основании данных диагностики и визуальной оценки состояния отдельных участков дорог (ремонтные работы, установка знаков, нанесение разметки, вырубка деревьев и кустарников и др.). Кроме того, ЦДС обязуется выполнять предписания государственного заказчика, установленные актами инспекционных проверок, выполнять иные работы по содержанию автомобильных дорог, обеспечивать безопасность дорожного движения, соблюдать нормативные сроки исправления повреждений и устранять причины, создающие опасные условия движения на дорогах, вести учет дорожно-транспортных происшествий.
Распоряжением правительства Воронежской области от 25.10.2012 № 703-р утверждено описание состава работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в соответствии с Классификацией работ, установленной Приказом Министерства транспорта РФ от 12.11.2007 № 160. Однако, при заключении контракта в перечень работ по содержанию автомобильных дорог включены не все виды работ, предусмотренные данным Приказом. В то же время в перечень включены виды работ, отсутствующие в приказе, либо они сформулированы по-иному. Например, в названии первого раздела отсутствует упоминание о системе водоотвода. В самом разделе работы по ликвидации съездов автомобильных дорог в неустановленных местах названы ликвидацией "диких" съездов бульдозером. Также в контракте в перечень включены работы, не предусмотренные Приказом: вырубка кустарника и подлеска вручную и кусторезом, корчевка пней бульдозером и сбором в кучи, стрижка живой изгороди, разработка грунта бульдозером, работа на отвале и т.д. В то же время не предусмотрены работы по противопаводковым мероприятиям, поддержанию элементов системы водоотвода в чистоте и порядке. В разделе по содержанию проезжей части не предусмотрены работы по восстановлению сцепных свойств покрытия в местах выпотевания битума. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что работы по содержанию дорог не охватывают весь перечень работ, предусмотренный Классификацией, а контракты по содержанию дорог не соответствуют п. 19 ст. 11 и ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и п. 2 распоряжения правительства Воронежской области от 25.10.2012 № 703-р.
Проверкой установлено, что ОАО ЦДС "Дорога" в нарушение п. 3.6 и 3.7 государственного контракта работу по ведению учета дорожно-транспортных происшествий не осуществляет и в нарушение п. 3.20 журнал производства иных работ не ведет.
В соответствии с условиями контракта ОАО ЦДС "Дорога" обязано обеспечивать безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах, исправлять повреждения и устранять причины, создающие опасные условия движения на автомобильных дорогах. Государственный заказчик вправе потребовать уплату неустойки в случае дорожно-транспортного происшествия по сопутствующим дорожным условиям в размере 50,0 тыс. рублей. В проверяемом периоде департаментом предъявлены претензии на общую сумму 7600 тыс. рублей. В доход областного бюджета поступило 7050 тыс. рублей.
Анализ динамики дорожно-транспортных нарушений показал, что прослеживается тенденция к их увеличению. Всего за 2013 год на дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения совершено 716 ДТП, что на 4,9% ниже показателя 2012 года (753). Ранения получили 927 человек, что на 3,3% ниже показателя 2012 года (959), погибло 192 человека, что на 3,8% выше показателя 2012 года (185). По сопутствующим дорожным условиям совершено 280 ДТП, что на 30,2% выше показателя 2012 года (215) и составило 39,1% к общему числу ДТП, ранено 356 человек, что на 43,0% выше показателя 2012 года (249), погибло 95 человек, что на 26,7% выше показателя предыдущего года (75).
За 10 месяцев 2014 года на дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения совершено 576 ДТП, что на 1,6% выше показателя за аналогичный период 2013 года (567). Ранения получили 699 человек, что на 5,7% ниже показателя за аналогичный период предыдущего года (741), погибло 162 человека, что на 6,6% выше аналогичного периода 2013 года (152). По сопутствующим дорожным условиям совершено 237 ДТП, что на 9,2% выше аналогичных показателей прошлого года (217) и составило 41,1% к общему числу ДТП, ранено 292 человека, что на 3,5% выше показателя за аналогичный период прошлого года (282), погибло 80 человек, что на 3,9% выше показателя за аналогичный период 2013 года (77).
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации...", постановлением администрации Воронежской области от 30.12.2005 № 1239 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения Воронежской области. По мере передачи, строительства и ввода в эксплуатацию новых дорог Департаментом в перечень вносятся соответствующие изменения.
В ходе проверки установлены факты несоответствия протяженности четырех автомобильных дорог в Новохоперском муниципальном районе заключенному контракту, утвержденному перечню и акту измерения протяженности дорог, составленному в мае 2013 года.

Наименование дороги
Протяженность дороги по контракту
Протяженность дороги по перечню
Протяженность дороги по акту
М "Дон" - Бобров - Таловая - Новохоперск (ул. Плотникова)
2054 м
1436 м
1224 м
"Елань-Колено - Воробьевка" - Новохоперск (ул. Советская)
6171 м
3073 м
3096 м
"Елань-Колено - Воробьевка" - Новохоперск (ул. Дзержинского)
1668 м
1126 м
1133 м
"Каспий" - Октябрьское - Новохоперск (ул. 25 Октября)
2255 м
1562 м
1900 м

Необходимо отметить, что в соответствии с ВСН 1-83 и ст. 8 Закона Воронежской области от 02.12.2010 № 121-ОЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности на территории Воронежской области" техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. На период проведения проверки технические паспорта оформлены на дороги общей протяженностью 529,977 км, что составляет около 6% дорог регионального и межмуниципального значения. При этом основная часть имеющихся паспортов составлена в нарушение требований типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования ВСН 1-83 (отсутствие в паспорте сведений об основных работах, выполненных на автомобильных дорогах с момента ввода в эксплуатацию, не заполнены формы Э-1 - Э-23, размер паспорта не соответствует определенным стандартам). Кроме того, в паспорта не вносятся сведения о проведенных работах по реконструкции и ремонту автомобильных дорог.
Общий объем расходов по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения в 2013 году составил 1546150,5 тыс. рублей, или 97,4% плановых назначений, в том числе: в рамках исполнения государственного контракта от 17.12.2012 № 2012.168650 с ОАО ЦДС "Дорога" - 1543 181,5 тыс. рублей.
Кроме того, в связи с передачей автомобильных дорог в государственную собственность Воронежской области, закреплением их за Департаментом на праве оперативного управления, в августе 2013 года заключены два государственных контракта с ОАО ЦДС "Дорога" на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общей протяженностью 34,416 км в четырех муниципальных районах. Объем финансирования на содержание дорог по вновь заключенным контрактам составил 2007,7 тыс. рублей.
При приемке работ по нормативному содержанию дорог представителями КУ ВО "Территориальное дорожное агентство", которому переданы полномочия по техническому контролю, проводились проверки по выявлению дефектов, по результатам которых составлялись акты осмотра транспортно-эксплуатационного состояния дорог. По результатам анализа проведенных проверок установлено, что в 2013 году доля дорог, не соответствующих требованиям к показателям, характеризующим качество содержания автомобильных дорог, составила 5,4% (от 0,3% в марте до 9,5% в августе). На основании составленных актов подрядчику не оплатили 77489,1 тыс. рублей. Наибольший удельный вес автомобильных дорог, на которых в 2013 году выявлено неудовлетворительное содержание, отмечается в Репьевском (в январе - 53%, феврале - 32%), Калачеевском (в мае - 27%), Новохоперском (в августе - 27%), Павловском (в августе - 27%) районах.
Финансирование расходов на содержание автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения за 10 месяцев 2014 года составило 1421210,4 тыс. рублей, или 81,2% годового плана. Кроме исполнения государственного контракта от 17.12.2012 № 2012.168650, Департаментом с ОАО ЦДС "Дорога" были заключены пять контрактов на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общей протяженностью 66,853 км в десяти муниципальных районах в связи с передачей дорог в государственную собственность Воронежской области и закреплением их на праве оперативного управления за Департаментом.
Анализ проведенных проверок показал, что за 10 месяцев 2014 года доля дорог, не соответствующих требованиям к показателям, характеризующим качество содержания автомобильных дорог, составила 8,4% (от 5,9% в апреле до 15,5% в марте). На основании составленных актов подрядчику за ненормативное содержание автомобильных дорог за 10 месяцев 2014 года не оплатили 101687,7 тыс. рублей. Наибольший удельный вес автомобильных дорог, на которых выявлено неудовлетворительное содержание, в 2014 году отмечается в Богучарском (в январе - 56%, марте - 28%, июне - 36%), Бутурлиновском (в марте - 37%), Калачеевском (в январе - 22%), Новохоперском (в июле - 36%), Павловском (в августе - 27%), Поворинском (в апреле - 39%), Таловском (в июле - 32%) муниципальных районах.
В рамках исполнения контракта в 2014 году проводились работы по демонтажу и установке дорожных знаков "Пешеходный переход" с автономными импульсными индикаторами "КОМПО-СИГНАЛ-2". Стоимость работ установки одного знака с учетом демонтажа старого знака составляет 31066 рублей.
В ходе выездной проверки установлено, что в Павловском муниципальном районе на дороге Павловск - Калач - Петропавловка из установленных 8 знаков импульсный индикатор работал только на одном знаке. Заявления о хищениях импульсных индикаторов поданы в полицию.
В Калачеевском муниципальном районе на дороге Павловск - Калач - Петропавловка из установленных 14 знаков импульсные индикаторы отсутствуют на 9. По отсутствующим импульсным индикаторам представлены материалы о возбуждении уголовных дел по фактам их хищения.
В ходе контрольного мероприятия проведена выборочная проверка соблюдения требований к показателям, характеризующим качество содержания автомобильных дорог. Установлены случаи ненормативного содержания автодорог. Так, на автодороге Павловск - Калач - Петропавловка, которая имеет III категорию, на 42-м км и 54-м км обнаружено наличие древесно-кустарниковой растительности, что согласно действующему контракту недопустимо на дороге данной категории.

Строительство (реконструкция), капитальный ремонт и ремонт региональных и межмуниципальных автомобильных дорог общего пользования

В проверяемом периоде сумма средств, направленных на реализацию мероприятий по строительству (реконструкции), капитальному ремонту и ремонту дорог регионального значения, составила 3737842,2 тыс. рублей (в том числе в 2013 году - 1944720,7 тыс. рублей, в 2014 году - 1793121,5 тыс. рублей). Фактическое исполнение составило в 2013 году 1751354,8 тыс. рублей (90% плана), на 22.12.2014 - 1444665,3 тыс. рублей (80,6% плана). Остатки неиспользованных средств перераспределяются на проведение ремонтных работ в последующие периоды.
В 2013 - 2014 годах построено и реконструировано 21,6 км дорог, произведен капитальный ремонт и отремонтированы участки автомобильных дорог общей протяженностью 380,9 км.
В соответствии с соглашениями, заключенными Департаментом с КУ ВО "Территориальное дорожное агентство", специалистами учреждения осуществляется строительный контроль и оценка технического состояния автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Перечни дорог, подлежащих ремонту за счет средств дорожного фонда в 2013 - 2014 годах, сформированы по итогам оценки состояния дорог и результатам обследования дорожной сети комиссией, в состав которой включаются представители Департамента и КУ ВО "Территориальное дорожное агентство". В первоочередном порядке в план ремонта включаются объекты с учетом информации об интенсивности движения и аварийности на участках сети автомобильных дорог.
Строительство, реконструкция и капитальный ремонт дорог регионального значения осуществлялся в соответствии с проектно-сметной документацией, имеющей положительные заключения государственной экспертизы и утвержденной Департаментом в установленном порядке.
Ремонт дорог и мостовых переходов осуществлялся на основе рабочей документации, разработанной и утвержденной Департаментом.
Государственные контракты с подрядными организациями на реализацию программных мероприятий заключались Департаментом в соответствии с требованиями действующего законодательства в области закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд.
В ходе контрольного мероприятия выборочно проведена проверка сметной документации и расчета цен заключенных контрактов, в результате установлены отдельные факты завышения сметной стоимости работ, что ведет к необоснованным и неэффективным расходам бюджетных средств.
При формировании цены контракта на ремонт мостового перехода через лог на км 0 + 450 автомобильной дороги "М "Дон" - п. Комсомольский - Сергеевское" в Рамонском районе в результате технической ошибки в расчете стоимости работ по разборке конструкций МИК-С, МИК-П не применен понижающий коэффициент на демонтажные работы, в результате подрядной организации необоснованно перечислено 57,3 тыс. рублей.
В 2014 году в цены трех контрактов общей стоимостью 1027371,3 тыс. рублей необоснованно включены затраты на страхование строительных рисков в общей сумме 10 666,2 тыс. рублей (с учетом непредвиденных расходов и НДС).
Включение указанных затрат в расчет стоимости строительства (МДС 81-35.2004) отменено Приказом Минстроя России от 16.06.2014 № 294/пр. При подготовке аукционной документации и заключении государственных контрактов Департаментом изменения учтены не были. Информация о проведении открытых аукционов на право заключить вышеперечисленные государственные контракты размещена на сайте госзакупок 15.07.2014, то есть спустя месяц после выхода указанного приказа, контракты заключены в сентябре текущего года.
При строительстве дорог и проведении капитального ремонта Департаментом заключались государственные контракты с проектными организациями на осуществление авторского надзора: в 2013 году - 4 контракта на сумму 246,1 тыс. рублей, в 2014 году - 5 контрактов на сумму 1978,6 тыс. рублей. Сроки выполнения работ определены со дня заключения контрактов до ввода объектов в эксплуатацию, а стоимость работ - в размере 0,2% сметной стоимости.
В нарушение требований свода правил "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений" (СП 11-110-99), утвержденного Постановлением Госстроя России от 10.06.1999 № 44, отсутствуют графики, определяющие количество и периодичность выездов специалистов проектной организации на объект; акты освидетельствования скрытых работ проектной организацией не подписаны; журналы авторского надзора и технические отчеты по отдельным объектам не представлены, а представленные журналы не оформлены надлежащим образом: не указаны сроки устранения выявленных отступлений, отсутствуют отметки о выполнении указаний с датами и подписями подрядчика и заказчика. То есть нет в полном объеме документального подтверждения осуществления проектировщиком авторского надзора за строительством объекта.
В соответствии с п. 6.2.3 свода правил "Авторский надзор за строительством зданий и сооружений", а также согласно заключенным Департаментом государственным контрактам на проведение авторского надзора (п. 2.5), в обязанности проектной организации входит своевременное решение вопросов, связанных с необходимостью внесения изменений в рабочую документацию. Вместе с тем Департаментом не представлены обоснования включения в стоимость контрактов резерва средств на непредвиденные расходы (61,8 тыс. рублей).
Средства проектным организациям перечислялись на основании актов сдачи-приемки, согласно которым выполненная работа по проведению авторского надзора удовлетворяет условиям контрактов и в надлежащем порядке оформлена.
Проверка показала, что в 2013 - 2014 годах были нарушены установленные контрактами сроки по 18 государственным контрактам. По результатам проведенной Департаментом претензионной работы подрядчиками возмещено штрафных санкций на сумму 7 858,3 тыс. рублей.
Согласно ведомственным строительным нормам ВСН 19-89 "Правила приемки работ при строительстве и ремонте автомобильных дорог" по окончании строительства и ремонта дорог оформлялись акты приемки объектов. Кроме того, к акту приемки законченных работ по ремонту автомобильной дороги предусмотрены приложения: № 1 "Ведомость выполненных работ", № 2 "Ведомость контрольных измерений и испытаний", № 3 "Графическая схема ремонтируемой дороги". Как показала проверка, по отдельным объектам приложения отсутствуют или не оформлены надлежащим образом.
На все построенные и отремонтированные объекты подрядчиками оформляются гарантийные паспорта. Гарантийные сроки установлены в соответствии с Распоряжением Министерства транспорта РФ от 07.05.2003 № ИС-414-р.
Контроль за состоянием объектов, по которым не закончен срок гарантийных обязательств по контрактам, заключенным в период 2010 - 2013 годов, осуществлялся выездными проверками КУ ВО "Территориальное дорожное агентство", а также в рамках мероприятий по содержанию автомобильных дорог. При выявлении дефектов составлялись акты проверок и в адрес подрядных организаций Департаментом направлялись письма с требованием устранения недостатков в установленный срок.
В ходе контрольного мероприятия проведен осмотр региональных дорог и мостовых переходов в Острогожском, Нижнедевицком и Рамонском районах.

Острогожский район. На территории района в 2013 году были отремонтированы 7 участков дорог (37,2 км), проведена реконструкция мостового перехода на км 7 + 500 автомобильной дороги Острогожск - Кривая поляна - Паленин (через р. Полубянка), капитальный ремонт автомобильной дороги "Воронеж - Луганск" - п. Луки км 0 + 022 - км 7 + 000 (протяженность 7 км).
В 2014 году отремонтировано 4 участка дорог общей протяженностью 13,3 км. Также в рамках ремонта автомобильных дорог обустроен пешеходный переход дорожными знаками с автономными импульсными индикаторами в количестве 2 шт. на участке автодороги "Северный подъезд к г. Острогожск" - "Острогожск - Алексеевка" км 4 + 200.
Выборочно проведены обмеры отдельных участков мостового перехода и отремонтированных участков дорог, отклонений от проекта и ведомостей выполненных работ не установлено.
В то же время были выявлены следующие нарушения:
- при осмотре объекта "Реконструкция мостового перехода на км 7 + 500 автомобильной дороги Острогожск - Кривая Поляна - Паленин (через р. Полубянка) в Острогожском муниципальном районе Воронежской области" (протяженность 0,214 км) установлено, что не выполнены работы по посадке деревьев - 10 шт., стоимость которых составляет 19,8 тыс. рублей, а также отсутствуют водоохранные знаки - 2 шт. стоимостью 35,8 тыс. рублей (включая установку). В период проверки указанные работы выполнены. Отсутствует подтверждение применения асфальтобетонной смеси с наполнителем "Грикол", оплаченной по акту КС-2 (рецепт, утвержденный подрядчиком и согласованный заказчиком, не представлен). Согласно смете стоимость смеси с наполнителем "Грикол" (50,2 т) превышает на 62,0 тыс. рублей стоимость смеси мелкозернистой тип Б марки II без добавок;
- на объекте "Капитальный ремонт автомобильной дороги "Воронеж - Луганск" - п. Луки км 0 + 022 - км 7 + 000" на автобусной остановке отсутствует урна стоимостью 2,5 тыс. рублей, предусмотренная проектом. В ходе проверки урна установлена.

Нижнедевицкий район. В 2013 году на территории района осуществлялся ремонт 5 участков автомобильных дорог общей протяженностью 9,942 км и капитальный ремонт автомобильной дороги с. Нижнедевицк - ст. Нижнедевицк км 0 + 000 - км 2 + 365 (протяженность 2,365 км). В рамках мероприятий по ремонту автомобильных дорог установлено 2 дорожных знака с автономными импульсными индикаторами на пешеходном переходе на участке автодороги с. Нижнедевицк - с. Скупая Потудань, км 0 + 004.
Выборочно проведены замеры ширины проезжей части дорог - отклонений от параметров принятых работ не выявлено.
В то же время на отдельных участках отремонтированных дорог выявлены дефекты дорожного покрытия: на участке дороги "с. Нижнедевицк - с. Скупая Потудань, км 27 + 000 - км 32 + 000" имеются поперечные трещины, в том числе на сопряжении отремонтированного участка с существующей дорогой, на съезде (№ 1 ПК 48 + 95) имеются просадка грунта и разрушение покрытия; на участке дороги "Курск - Борисоглебск" - Михнево - Синие Липяги" имеются поперечные трещины.
Капитальный ремонт автомобильной дороги с. Нижнедевицк - ст. Нижнедевицк км 0 + 000 - км 2 + 365" выполнялся ООО "Россошанское ДРСУ № 1" по государственному контракту от 06.06.2013 № 2013.74119 стоимостью 51203,4 тыс. рублей. Дополнительным соглашением от 27.12.2013 цена контракта по соглашению сторон установлена 48675,8 тыс. рублей - по стоимости фактически выполненных работ. В ходе контрольного мероприятия проведен осмотр объекта и выборочно обмеры, в результате установлено, что не выполнены работы по устройству тротуаров из железобетонных плит в количестве 24 шт. стоимостью 184,0 тыс. рублей (на участке ПК 12 + 57 - ПК 13 + 01), включенные в акт о приемке выполненных работ (КС-2). Вместе с тем представлены документы о согласовании заказчиком (Департаментом) и проектной организацией изменений проектного решения в части устройства тротуаров, в соответствии с которыми в пределах указанной суммы выполнены работы по устройству тротуара из асфальтобетонной смеси типа Г марки III (на участке ПК 2 + 05 - ПК 4 + 89), которые не включены в акт КС-2.
В результате недостаточного контроля со стороны учреждения "Территориальное дорожное агентство" в акт о приемке выполненных работ (КС-2) включены расходы на страхование строительных рисков в сумме 506,2 тыс. рублей, тогда как в сводном сметном расчете при определении начальной цены контракта данные расходы предусмотрены в размере 337,8 тыс. рублей, и такую же сумму подрядчик оплатил страховой компании. Таким образом, переплата подрядной организации составила 168,4 тыс. рублей.

Рамонский район. В проверяемом периоде на территории района было отремонтировано 6 участков дорог (в 2013 году - 2 участка, в 2014 году - 4 участка) общей протяженностью 14,6 км и 2 мостовых перехода: через лог на км 0 + 450 автомобильной дороги "М "Дон" - п. Комсомольский - Сергеевское" и через р. Воронеж на км 1 + 654 (протяженность 96 м).
При осмотре отремонтированных участков дорог и мостовых переходов дефектов дорожного покрытия не выявлено. Выборочными замерами длины, ширины проезжей части и обочин отклонений от ведомости выполненных работ не установлено.
Согласно информации, представленной Департаментом, в период 2013 - 2014 годов при выполнении работ по капитальному ремонту применялась технология глубокой холодной регенерации, позволяющая эффективно повторно использовать материалы старой дорожной одежды и сокращать сроки проведения ремонтных работ. Использование данной технологии снижает сметную стоимость капитального ремонта на 10 - 15%. Указанным методом было отремонтировано 4 участка дорог общей протяженностью 14,9 км, что составляет 61% общей протяженности дорог, на которых выполнялся капитальный ремонт. Применение технологии глубокой холодной регенерации позволило снизить сметную стоимость капитального ремонта на 23,5 млн. рублей.
Сравнительный анализ средней стоимости 1 км строительства дорог IV технической категории в 2014 году в областях ЦФО показал, что цена сложилась порядка 20 - 40 млн. рублей/км (Белгородская, Тамбовская, Волгоградская области). В Воронежской области, по данным Департамента, средняя стоимость строительства 1 км составляет 26,2 млн. рублей.

Незавершенное строительство

На начало 2013 года в незавершенном строительстве числилось 28 объектов общей стоимостью 734406,8 тыс. рублей, из них:
- по 24 объектам работы по проектированию и строительству велись в период 1996 - 2009 годов, объем освоенных бюджетных средств составил 511404,4 тыс. рублей (из них по 8 объектам выполнены только ПИР на сумму 51781,0 тыс. рублей);
- объект "Подъезд к заводу ООО "БУНГЕ СНГ" стоимостью 67226,6 тыс. рублей в 2010 году принят управлением от ООО "БУНГЕ СНГ";
- на финансирование трех объектов, строительство которых было начато в 2011 - 2012 годах, направлено 155775,8 тыс. рублей.
Необходимо отметить, что разработанная в 2006 - 2009 годах проектно-сметная документация на строительство 8 объектов является устаревшей, поскольку не соответствует нормативным требованиям. Согласно Своду правил по инженерным изысканиям для строительства (СП 11-104-97), одобренному письмом Госстроя РФ от 14.10.1997 № 9-4/116, инженерно-топографические планы, необходимые для проведения проектно-изыскательских работ, должны создаваться по материалам съемок со сроком давности не более 2 лет. Кроме того, как показывает практика, изменения в документы в области проектирования и строительства объектов, а также в ведомственные нормы вносятся практически ежегодно. В связи с этим, бюджетные расходы в сумме 51781 тыс. рублей следует оценивать как неэффективные.
Приказом руководителя управления автомобильных дорог и дорожной деятельности от 18.05.2011 № 82 утверждена программа ввода в эксплуатацию 28 объектов незавершенного строительства, на проектирование и строительство которых в 1996 - 2011 годах израсходовано 947951,5 тыс. рублей. В программе указаны планируемые даты ввода объектов в эксплуатацию и ориентировочная стоимость завершения работ в ценах 2011 года.
Как показала проверка, Департаментом велась работа по завершению строительства указанных в приказе объектов, а именно: в период 2011 - 2014 годов введено в эксплуатацию 6 объектов, по четырем объектам проведена корректировка ПСД.
Анализ перечня объектов незавершенного строительства, включенных в приказ, показал, что некоторые из них на момент приостановки финансирования имели высокий уровень строительной готовности (от 53,3% до 90%), а объем средств, необходимых для завершения строительства каждого объекта, в ценах 2011 года составлял от 2631,9 тыс. рублей до 19434,1 тыс. рублей. Продолжение строительства этих объектов предусмотрено в 2015 - 2017 годах, но потребность в средствах областного бюджета в ценах 2014 года (по информации Департамента) составляет уже от 3601 тыс. рублей до 22859,3 тыс. рублей. Кроме того, потребуются дополнительные средства на корректировку ПСД.
Информация об изменении стоимости незавершенных объектов, введенных в эксплуатацию в 2013 - 2014 годах, приведена в таблице.

тыс. рублей
№ п/п
Наименование объекта
Объем незавершенного строительства
Ориентировочная стоимость завершения работ в ценах 2011 года
Фактические затраты на строительство объекта
Изменение стоимости объекта
1.
"Реконструкция мостового перехода Павловск - Калач - Петропавловка" в Павловском районе (начат в 2008 году)
940,0
69 589,8
112 530,9
+ 42 001,1
2.
"Строительство а/д "Россошь - Нижний Карабут" - Архангельское в Россошанском районе (начат в 2005 году)
23 546,1
10 397,4
52 197,9
+ 18 254,4
3.
"Строительство а/д х. Славянка - Никаноровка в Россошанском районе" (начат в 2006 году)
42 426,8
21 207,1
79 420,1
+ 15 786,2

В перечне объектов незавершенного строительства с 2010 года числится объект "Подъезд к заводу ООО "БУНГЕ СНГ" в Каширском районе". В соответствии с договором об осуществлении инвестиционной деятельности от 08.11.2007 № 36 и дополнительным соглашением от 04.06.2009 инвестором - ООО "БУНГЕ СНГ" профинансированы работы по устройству подъезда к заводу ООО "БУНГЕ СНГ" на общую сумму 67226,6 тыс. рублей. Обязанности по вводу объекта в эксплуатацию и согласование разрешительной документации, позволяющей дальнейшую эксплуатацию объекта, возложены на Департамент, которым проведена инвентаризация незавершенного строительного производства и расходы на строительство объекта приняты к учету. Для оформления разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо заключение договоров субаренды земельных участков под автомобильной дорогой, расположенных в полосе отвода ЮВЖД. Для этого Департаментом оплачено 45,0 тыс. рублей ООО "Финансовый Консалтинг" за проведение оценки рыночной стоимости права субаренды. Стоимость договора субаренды оценена в сумме 3791,6 тыс. рублей. До настоящего времени вопрос не решен, договор с ЮВЖД не заключен. Для ввода объекта в эксплуатацию необходимо повторно провести и оплатить работы по рыночной оценке стоимости права субаренды, а также заключить и оплатить договор субаренды с ЮВЖД, для чего ориентировочно потребуется около 9000,0 тыс. рублей.
С 2004 года в перечне незавершенных объектов числится объект "Реконструкция участка а/д Бобров - В.Икорец - Ильича" км 14 + 000 - км 21 + 800". Согласно контракту от 20.05.2004 № 91 стоимостью 19011,1 тыс. рублей, заключенному с ООО "Вираж", работы по реконструкции указанного участка дороги должны быть завершены до июля 2004 года. Согласно программе ввода в эксплуатацию объектов незавершенного строительства, утвержденной приказом № 82, объем незавершенного строительства данного объекта составляет 10541,7 тыс. рублей, а ориентировочная стоимость завершения работ в ценах 2011 года - 2631,9 тыс. рублей, т.е. отклонение от стоимости контракта составляет 5837,5 тыс. рублей. По пояснениям Департамента при подготовке приказа акты выполненных работ отсутствовали, в связи с чем сотрудниками Департамента осуществлен выезд на место и произведена оценка работ, необходимых для приведения указанного участка дороги в надлежащее транспортно-эксплуатационное состояние.
Работы по реконструкции дороги "Белгород - Павловск - рп Ольховатка" в Ольховатском районе проводились в рамках государственного контракта № 21 от 10.05.2007 стоимостью 104266,7 тыс. рублей (с учетом дополнительного соглашения), заключенного с ООО "Россошанское дорожно-строительное управление № 1". Окончание работ предусмотрено в октябре 2008 года. В связи с существенным увеличением стоимости сборного и монолитного цементобетона, металла и битума работы на объекте были приостановлены, контракт расторгнут. Объем выполненных работ составлял 88,3% сметной стоимости, а сумма средств, необходимых на завершение объекта, - 14237,4 тыс. рублей. В ценах 2014 года ориентировочная стоимость завершения работ составляет 22859,3 тыс. рублей.
Как показала проверка, в рамках контракта были выполнены работы по реконструкции не только автомобильной дороги "Белгород - Павловск - рп Ольховатка", но и подъезда к п. Заболотовка протяженностью 1,394 км, который не является собственностью Воронежской области и не числится в перечне автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утвержденном постановлением администрации Воронежской области от 30.12.2005 № 1239. Подъезд к п. Заболотовка расположен на территории Ольховатского городского поселения, на балансе администрации данный объект не числится. В 2013 году на данный участок дороги оформлен кадастровый паспорт. По пояснению заместителя главы Ольховатского городского поселения, в настоящее время ведется работа по оформлению права собственности на указанный объект, в дальнейшем планируется передача его в областную собственность. Таким образом, нарушены требования пп. 1 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, согласно которому главный распорядитель должен обеспечивать адресность и целевой характер использования бюджетных средств. Выезд на объект показал, что дорога практически реконструирована на всем протяжении, не выполненными остаются работы по устройству сооружений для сброса воды с проезжей части, очистных сооружений, установке столбиков сигнальных, часть работ по реконструкции моста и др. На некоторых участках отмечено наличие поперечных трещин на дорожном полотне и нарушение ровности асфальтобетонного покрытия.
С 2010 года Департаментом ведется работа по передаче участков автомобильных дорог в федеральную собственность. В перечне объектов незавершенного строительства числятся 9 участков автомобильной дороги Воронеж - Луганск, из которых на реконструкцию трех объектов в Кантемировском районе и один объект в Острогожском районе в 2006 - 2008 годах произведены расходы на разработку ПСД в сумме 16551,8 тыс. рублей. По трем участкам в Острогожском районе и двум в Хохольском районе в 2006 - 2007 годах произведена оплата не только за разработку ПСД, но и выполненные строительно-монтажные работы, всего на общую сумму 158712,9 тыс. рублей.
На разработку ПСД по объекту "Строительство а/м дороги М-4 "Дон" - а/д "Воронеж - Нововоронеж" в Новоусманском районе в 2007 году израсходовано 10963,4 тыс. рублей.
В ходе подготовки Департаментом документов для передачи указанных объектов в федеральную собственность было установлено, что три участка автомобильной дороги Воронеж - Луганск в Кантемировском районе и четыре участка в Острогожском районе не соответствуют критериям отнесения к автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, установленным Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации...". По представленной Департаментом информации, расходы на разработку ПСД подлежат списанию, поскольку она является устаревшей. Выполнение работ на двух участках в Острогожском районе предусмотрено планом работ на 2015 год, а на остальных участках - запланировано на последующие годы.
В настоящее время Департаментом ведется работа по оформлению необходимых документов для передачи в федеральную собственность участков дороги Воронеж - Луганск в Хохольском районе и дороги М-4 "Дон" - а/д "Воронеж - Нововоронеж" в Новоусманском районе.
Анализ исполнения планируемых сроков ввода в эксплуатацию незавершенных объектов, включенных в приказ № 82, показал, что по некоторым объектам сроки не соблюдаются. Например, объект "Автодорога Подосиновка - Алексеевский" планировался к сдаче в эксплуатацию в 2014 году, объект "Реконструкция мостового перехода на а/д М-"Каспий" - Октябрьское - Новохоперск км 35 - 750 (через реку Хопер)" - в 2015 году, но в планы работ на 2014 - 2015 годы данные объекты не включены.
Учитывая вышеизложенное, Департаменту необходимо провести инвентаризацию объектов незавершенного строительства и откорректировать программу ввода объектов в эксплуатацию, учитывая приоритетные направления социально-экономического развития региона и темпы ежегодного удорожания незавершенных объектов.
Следует отметить, что в учете департамента в перечне основных средств числится введенный в эксплуатацию в 2014 году объект "Автомобильная дорога с. Павловка - с. Усманские Выселки в Панинском районе" балансовой стоимостью 25322,3 тыс. рублей. Необходимо отметить, что в стоимость объекта включены затраты только на его строительство, затраты на составление ПСД не учтены, что нарушает требования ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н, согласно которому первоначальной стоимостью основных средств признается сумма всех фактических затрат, непосредственно связанных с сооружением объекта. Как показала проверка, департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области по акту приема-передачи от 25.12.2012 ПСД на строительство вышеназванной дороги принята в государственную собственность от администрации Краснолиманского сельского поселения. Письмо с просьбой принять решение о закреплении ПСД на праве оперативного управления за Департаментом направлено в ДИЗО в ходе проверки.
В 2014 году финансируется строительство двух объектов "Строительство а/д рп Перелешинский - с. Новоалександровка в Панинском районе" и "Строительство восточного обхода пгт Подгоренский в Подгоренском районе", по которым в учете также не отражены затраты на разработку ПСД. Согласно предоставленным документам в настоящее время ведется работа по передаче ПСД администрациями Подгоренского и Перелешинского городских поселений в собственность Воронежской области и дальнейшему закреплению на праве оперативного управления за Департаментом.

Целевые индикаторы и показатели

Как показала проверка, из 8 целевых индикаторов, предусмотренных ВЦП "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Воронежской области на 2013 - 2015 годы" и подпрограммой "Развитие дорожного хозяйства Воронежской области" государственной программы "Развитие транспортной системы", в проверяемом периоде не достигнуты плановые значения по трем показателям.
Фактическое значение показателя "Доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности дорог общего пользования регионального значения" по состоянию на 01.12.2014 составляло 35,6%, тогда как его плановое значение - 31,1%. Необходимо отметить, что предусмотренное ГП "Развитие транспортной системы" значение данного показателя на 2014 год не соответствует значению показателя, которое используется для оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Воронежской области и утверждено распоряжениями правительства области от 18.08.2014 № 631-р и от 04.04.2014 № 213-р: в госпрограмме значение показателя - 31,1%, в распоряжениях правительства - 35,3%.
Причиной недостижения плановых значений целевого индикатора "Ежегодный прирост количества населенных пунктов области, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог твердым покрытием" (план 2013 года - 14, факт - 5; план 2014 года - 9, факт - 2) является нереалистичное планирование, обусловленное, по объяснению Департамента, излишне оптимистичным прогнозом строительства подъездов к сельским населенным пунктам.
Показатель "Доля ДТП на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения, совершению которых сопутствовало наличие неудовлетворительных дорожных условий, в общем количестве ДТП" был установлен для оценки эффективности деятельности Департамента распоряжением правительства области от 10.06.2009 № 256-р, которое отменено постановлением от 22.02.2013 № 135. Указанным нормативным актом утверждены показатели эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ на 2014 - 2016 годы, в числе которых вышеназванный показатель не предусмотрен.
В настоящее время Департаментом готовится проект постановления правительства области о внесении изменений в госпрограмму, в рамках которой планируется корректировка значений целевых индикаторов.

Казенное учреждение Воронежской области "Территориальное дорожное агентство"

Казенное учреждение Воронежской области "Территориальное дорожное агентство" (далее - КУ, Дорожное агентство, учреждение) образовано в 2009 году как областное государственное учреждение "Управление дорожного хозяйства Воронежской области". В 2011 году статус учреждения изменен на основании постановления правительства Воронежской области от 28.06.2011 № 537 "О создании казенного учреждения Воронежской области "Территориальное дорожное агентство" путем изменения типа областного государственного учреждения "Управление дорожного хозяйства Воронежской области".
Учредителем Дорожного агентства является департамент транспорта и автомобильных дорог Воронежской области.
В соответствии с Уставом учреждение создано в целях развития дорожной сети, функционирования и развития дорожного хозяйства Воронежской области. Предметом деятельности КУ является улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения.
Содержание учреждения осуществлялось за счет средств дорожного фонда Воронежской области, выделенных согласно утвержденной учредителем смете.
В 2013 году фактические расходы на содержание Дорожного агентства составили 43851 тыс. рублей, за 10 месяцев 2014 года - 32908,8 тыс. рублей.
Основные средства стоимостью 41236,5 тыс. рублей, числящиеся на балансе учреждения, переданы ему в оперативное управление по приказам ДИЗО. Среди них:
- 13 автотранспортных средств стоимостью 21187,1 тыс. рублей;
- нежилые помещения и сооружения стоимостью 9583,2 тыс. рублей;
- оборудование и инвентарь на сумму 10466,2 тыс. рублей.
Проверка использования имущества показала:
1. По договору с КП ВО "Специализированная эксплуатационная служба управления делами Воронежской области" учреждением получены в безвозмездное пользование служебные помещения для размещения Дорожного агентства и управления автомобильных дорог и дорожной деятельности Воронежской области (ныне - департамент). Соответственно все расходы по содержанию и обслуживанию помещений, в том числе занимаемых департаментом, производились за счет средств КУ. В 2013 году эти расходы, включая текущий ремонт здания, составили 3528,7 тыс. рублей, за 10 месяцев 2014 года - 2291,5 тыс. рублей. Установить площадь помещений, занимаемых непосредственно сотрудниками КУ ВО, не представляется возможным ввиду совместного размещения сотрудников этих учреждений.
2. Автотранспортные средства (13 автомобилей, в том числе 4 единицы специализированной техники), полученные Дорожным агентством в оперативное управление, по согласованию с ДИЗО переданы в безвозмездное пользование департаменту.
В свою очередь, от департамента агентством по договору безвозмездного пользования с согласия ДИЗО получено два автомобиля: Volkswagen Touareg и TOYOTA Camry.
Как показала проверка, все легковые автомобили (11 а/м), в том числе переданные департаменту, используются совместно сотрудниками КУ и департамента. Эти автомобили обслуживаются водителями (9 единиц), состоящими в штате учреждения. Цель заключения договоров о передаче в безвозмездное пользование автотранспортных средств проверкой не установлена.
В соответствии с условиями указанных договоров все эксплуатационные расходы (текущий ремонт, ГСМ и т.д.) должно осуществлять учреждение, получившее автомобили. Расходы КУ на полученные автотранспортные средства (Volkswagen Touareg и TOYOTA Camry) за 2013 - 2014 годы составили 981,4 тыс. рублей. Однако Дорожным агентством в тот же период на оплату транспортных расходов было направлено 5360,7 тыс. рублей (в 2013 году - 3138,6 тыс. рублей, за 10 месяцев 2014 года - 2171,1 тыс. рублей). То есть фактически за счет сметы агентства содержались и другие автомобили. Необоснованные расходы учреждения на эти цели составили 4379,3 тыс. рублей.
Кроме того, проверка путевых листов выявила несоответствие в показаниях спидометра одного из автомобилей (Hyundai Sonata) на 312 км (списание бензина марки АИ-95 - 35,88 литра на сумму 1,3 тыс. рублей). В период проверки трудовой договор с водителем этого автомобиля прекращен.
Специализированная техника (три передвижных пункта весового контроля и дорожная лаборатория) в числе других автомобилей, как указано выше, передана агентством в безвозмездное пользование департаменту. Поэтому правовое основание для их использования в деятельности КУ отсутствует. Между тем, эти автомобили используются Дорожным агентством при выполнении им функций, переданных учреждению департаментом в установленном порядке.
Передвижная дорожная лаборатория предназначена для измерений технико-эксплуатационных параметров автомобильных дорог. Данный комплекс используется специалистами КУ по необходимости при проведении контроля строительства и ремонта автомобильных дорог.
Передвижные пункты весового контроля (ППВК) используются для взвешивания автотранспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Воронежской области. По результатам взвешивания представитель Дорожного агентства составляет акт о превышении транспортным средством установленных весовых параметров с указанием суммы возмещения ущерба.
За 2013 год сотрудниками КУ составлено 848 актов на сумму 17614,6 тыс. рублей, из которых оплачено 1421,3 тыс. рублей (8,1%); за период с 01.01.2014 по 21.11.2014 составлено 206 актов на сумму 3648 тыс. рублей, из которых оплачено 1203,8 тыс. рублей (33%).
Как следует из представленных данных, в 2014 году отмечено снижение результативности в работе ППВК по количеству составленных актов - в 4,1 раза, по сумме зафиксированного ущерба - в 4,8 раза.
Проверка показала, что в течение января - сентября 2014 года один ППВК не использовался. Кроме того, в этот период отмечен рост простоев в два раза двух других ППВК в сравнении с аналогичным периодом 2013 года. Приблизительная сумма неэффективных расходов учреждения на оплату простоев спецтехники (ГСМ, командировочные расходы, зарплата сотрудников КУ) за 2013 - 2014 годы составила около 600 тыс. рублей.
Весовой контроль осуществляется КУ совместно с ГУ МВД России по Воронежской области. Порядок взаимодействия сторон определен соглашением от 27.04.2012, в соответствии с которым указанные мероприятия должны проводиться сторонами ежедневно с использованием трех ППВК. В обязанности сотрудников ГИБДД входит остановка транспортных средств, проверка документов, направление транспортного средства на взвешивание, составление протоколов об административных правонарушениях и другое. То есть проведение весового и габаритного контроля транспортных средств в отсутствие сотрудников ГИБДД невозможно.
Между тем, в 2014 году отмечено систематическое нарушение сотрудниками ДПС условий указанного соглашения, о чем департамент неоднократно информировал ГУ МВД России по Воронежской области. Однако на момент проверки ситуация не изменилась.
С целью разрешения данной проблемы в целом по России Президентом РФ по итогам заседания президиума Государственного совета РФ от 08.10.2014 дано поручение предусмотреть в плане мероприятий, направленных на обеспечение сохранности автомобильных дорог, наделение Федеральной службы по надзору в сфере транспорта правом остановки на пунктах весового и габаритного контроля тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, а в случае осуществления ими перевозок с нарушением установленных правил - правом задержания таких транспортных средств и правом принятия мер административного воздействия к нарушителям. Срок исполнения данного поручения - I квартал 2015 года.

Структура, штаты и оплата труда в учреждении

По состоянию на 1 октября 2014 года штат учреждения утвержден в количестве 58 единиц с фондом оплаты труда 1186,9 тыс. рублей. Оплата труда сотрудников учреждения регламентирована соответствующим положением.
В 2014 году средняя заработная плата руководителя учреждения составила 82,7 тыс. рублей, основного персонала - 36,1 тыс. рублей, водителей - 26,4 тыс. рублей.
Проверка ведомостей начисления заработной платы сотрудникам учреждения выявила нарушения по выплатам бывшему руководителю КУ. В нарушение трудового договора при отсутствии приказа работодателя бывшим руководителем О.М.А. незаконно получена материальная помощь в размере 40,3 тыс. рублей, которая в ходе проверки возвращена в кассу учреждения.
Проверкой также установлено, что в КУ ВО на работу по совместительству на 0,5 ставки должности инспектора по контролю за исполнением поручений принята Т.Л.А., основное место работы которой - секретарь-референт отдела правовой и кадровой работы департамента. В соответствии со ст. 282 Трудового кодекса РФ работа по совместительству должна выполняться в свободное от основной работы время. Оплата труда лиц, работающих по совместительству, как указано в Положении об оплате труда сотрудников учреждения, должна производиться пропорционально отработанному времени.
В связи с тем, что период рабочего времени, в течение которого Т.Л.А. исполняются обязанности по совместительству, не фиксируется, расходы в сумме 119,2 тыс. рублей, направленные КУ на оплату ее труда в период с декабря 2013 года по декабрь 2014 года, произведены незаконно.

Деятельность учреждения

Проверка осуществления структурными подразделениями Дорожного агентства возложенных на них полномочий выявила несоответствие фактически исполняемых сотрудниками учреждения обязанностей регламенту, утвержденному в нормативных документах учреждения (Устав, положения об отделах, должностные инструкции сотрудников). Кроме того, сотрудниками всех подразделений учреждения в той или иной степени осуществляется деятельность, относящаяся к полномочиям департамента.
Так, сотрудниками отделов технического контроля по содержанию и ремонту и технического контроля по строительству, реконструкции и капитальному ремонту выполнялись функции по контролю качества выполняемых подрядчиками работ и соблюдению сроков их выполнения на объектах регионального, межмуниципального и муниципального значения. Между тем, в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий из областного бюджета на проведение автодорожных мероприятий, заключенными департаментом с муниципальными образованиями области, функции по техническому контролю на муниципальных объектах возложены на департамент и КУ в установленном порядке не передавались.
Сметно-договорным отделом, помимо проверки сметных расчетов, корректировки единичных норм и расценок на работы по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог, осуществлялась контрактная деятельность в отношении закупок, государственным заказчиком которых являлся департамент. Данные функции Уставом учреждения не предусмотрены, полномочия на их осуществление департаментом не передавались.
Начальник отдела организационно-правовой работы, помимо кадровой и юридической работы, проводит мероприятия по регистрации земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование департамента, зданий и сооружений в оперативное управление департамента; правовую проверку и визирование государственных контрактов, заключаемых департаментом. Другие сотрудники отдела осуществляют деятельность по хозяйственному обслуживанию и содержанию в надлежащем состоянии служебного здания, по ведению делопроизводства департамента и КУ, дежурству в департаменте в вечернее время и выходные дни. Вся вышеперечисленная деятельность, кроме кадровой и юридической работы, касающейся компетенции учреждения, Положением об отделе организационно-правовой работы не предусмотрена. В должностных инструкциях сотрудников отдела, напротив, выполняемые функции предусмотрены, но только в рамках возложенных на учреждение полномочий. Полномочия на осуществление КУ функций департамента учреждению не передавались.
Сотрудниками отдела информационных технологий осуществляется деятельность по обеспечению бесперебойного функционирования и развития программно-аппаратных средств, эксплуатируемых в учреждении и департаменте. Данные функции предусмотрены должностными инструкциями и положением об отделе, но только в рамках возложенных на КУ полномочий.
Сотрудниками отдела финансирования и бухгалтерского учета ведется бухгалтерский учет отдельных операций (банковские, кассовые, реестр договоров, расходных обязательств и другие) КУ и департамента. В свою очередь, часть бухгалтерской и экономической работы КУ (например, начисление заработной платы сотрудникам Дорожного агентства) проводится сотрудниками отдела бухучета и отчетности департамента. Полномочия в отношении ведения бухгалтерского учета по операциям департамента учреждению не передавались.
Помимо перечисленных структурных подразделений, штатным расписанием учреждения предусмотрена должность инспектора по контролю за исполнением поручений в аппарате управления. Согласно должностной инструкции в обязанности данного сотрудника входит работа с корреспонденцией, поступающей на рассмотрение руководителя департамента и КУ, передача ее в соответствии с принятым решением в структурные подразделения для использования в процессе работы или подготовки ответа т.д.
Как показала проверка, перечисленные обязанности фактически выполняются еще двумя инженерами отдела организационно-правовой работы КУ. Таким образом, 2,5 единицы штата Дорожного агентства, помимо секретаря-референта отдела правовой и кадровой работы департамента, выполняющего те же обязанности, занимаются делопроизводством департамента и учреждения.

Выводы:
В целях повышения эффективности решения вопросов дорожной деятельности и в соответствии с федеральным и областным законодательством с 1 января 2012 года создан дорожный фонд Воронежской области, главным распорядителем которого является департамент транспорта и автомобильных дорог. Объем финансирования дорожного хозяйства при этом возрос в 4,6 раза - с 1070,6 млн. рублей в 2011 году до 4970,3 млн. рублей в 2012 году, что позволило на новом уровне решать основные задачи дорожной отрасли - поддержание и доведение до нормативного состояния существующей сети региональных и межмуниципальных автомобильных дорог, а также осуществлять строительство новых дорог, реконструкцию и капитальный ремонт существующих.
В проверяемом периоде осуществлялось содержание 8,8 тыс. км региональных и межмуниципальных дорог, проведен капитальный ремонт и ремонт 380,9 км, построено и реконструировано 21,6 км автомобильных дорог.
Вместе с тем проведенным контрольным мероприятием установлены нарушения и недостатки, отраженные в актах проверок.
Так, завышение сметной стоимости работ привело к необоснованным и неэффективным расходам средств дорожного фонда в сумме 10723,5 тыс. рублей. В результате недостаточного контроля при приемке выполненных работ подведомственным департаменту КУ ВО "Территориальное дорожное агентство" переплата подрядным организациям составила 230,4 тыс. рублей. Проверкой выявлены факты, когда были оплачены невыполненные работы на общую сумму 58,1 тыс. рублей.
Результаты проверки свидетельствуют о необходимости проведения инвентаризации объектов незавершенного строительства, а также корректировки государственной программы Воронежской области "Развитие транспортной системы".
В отношении КУ ВО "Территориальное дорожное агентство" следует отметить, что возложенные на него функции по улучшению транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог выполняются. Вместе с тем сотрудниками учреждения осуществляются дополнительные обязанности по техническому контролю на объектах муниципального значения, не переданные учреждению в установленном порядке, а также непрофильные функции, касающиеся текущей деятельности департамента транспорта и автомобильных дорог Воронежской области.
При осуществлении деятельности КУ ВО допущены необоснованные, неэффективные и незаконные расходы на общую сумму 5138,8 тыс. рублей.

Предложения:
Для устранения выявленных недостатков и нарушений направлены представления в адрес руководителей департамента транспорта и автомобильных дорог и КУ ВО "Территориальное дорожное агентство".

Начальник инспекции по контролю расходов
на промышленность, транспорт, строительство,
жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство
И.Ф.ДОРОШЕНКОВА


------------------------------------------------------------------