По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 28.01.2015 по делу N А14-12988/2014 <Заявленные требования учреждения о признании незаконным сообщения регистрирующего органа об отказе в регистрации права оперативного управления на гараж и обязании его зарегистрировать указанное право удовлетворены, так как заявителем на регистрацию права оперативного управления представлены все необходимые документы>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 января 2015 г. по делу № А14-12988/2014

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена "21" января 2015 года.
В полном объеме решение изготовлено "28" января 2015 года.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Р" (ОГРН <...>, ИНН <...>) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3663057705) о признании незаконным сообщения от 07.07.2014 № 20/024/2014-64 об отказе в государственной регистрации прав, обязании зарегистрировать за заявителем право оперативного управления на нежилое здание (гараж), площадью 20,8 кв. м, лит. 2А, расположенное по адресу: <...>.
Дело в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ рассматривалось в отсутствие третьего лица.
Представитель заявителя поддержала заявленные требования.
Представитель регистрирующего органа возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании в порядке ст. 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 21.01.2015.
Из материалов дела следует.
В соответствии с Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 21.03.2002 № 283 "О федеральном государственном учреждении "Государственная семенная инспекция по Воронежской области" (далее - Приказ Минсельхоза РФ от 21.03.2002 № 283) Острогожская районная государственная семенная инспекция Воронежской области была реорганизована путем присоединения к ФГУ "Г".
По передаточному акту от 15.07.2002, утвержденному заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации, Острогожская районная государственная семенная инспекция Воронежской области передала правопреемнику - ФГУ "Г" основные средства, в том числе недвижимое имущество, а также нематериальные активы.
Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 № 566-р и Приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 29.05.2007 № 288 "О реорганизации ФГУ федеральных государственных территориальных станций защиты растений, государственных семенных инспекций и образовании ФГУ Россельхозцентр" (далее - Приказ Минсельхоза России от 29.05.2007 № 288) в результате реорганизации в форме слияния федеральных государственных учреждений - федеральных государственных территориальных станций защиты растений и государственных семенных инспекций было образовано федеральное государственное учреждение "Р".
В соответствии с передаточным актом б/н от 18.09.2007, утвержденным заместителем Министра сельского хозяйства Российской Федерации, актом о приеме-передаче здания (сооружения) от 18.09.2007 № 254, ФГУ "Г" передало правопреемнику - ФГУ "Р" нефинансовые и финансовые активы, в том числе, нежилое здание (гараж), площадью 20,8 кв. м, лит. 2А, расположенное по адресу: <...>.
Приказом Минсельхоза России от 24.05.2011 № 135 федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Минсельхоза России, переименованы в федеральные государственные бюджетные учреждения.
22.05.2014 ФГБУ "Р" обратилось в Острогожский отдел Управления Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права оперативного управления на вышеуказанный объект недвижимости.
На государственную регистрацию были представлены, в том числе, документы:
- кадастровый паспорт строения от 31.08.2012 № 1558;
- передаточный акт от 18.07.2002 о передаче основных средств, нематериальных активов от Острогожской районной государственной семенной инспекции Воронежской области ФГУ "Г";
- выписка из реестра федерального имущества от 23.12.2013 № 3318/103.
Уведомлением от 06.06.2014 № 20/024/2014-64 государственная регистрация права оперативного управления на спорный объект недвижимости была приостановлена на срок до 06.07.2014.
Причинами приостановления послужили следующие обстоятельства:
- не представление распоряжения собственника о закреплении за ФГБУ "Р" на праве оперативного управления нежилого здания (гараж), площадью 20,8 кв. м, лит. 2А, расположенного по адресу: <...>;
- отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о зарегистрированном ранее праве за Острогожской районной государственной семенной инспекцией Воронежской области и не представление доказательства возникновения у данного Учреждения прав на заявленный к регистрации объект недвижимости.
Сообщением от 07.07.2014 № 20/024/2014-64 Управление Росреестра по Воронежской области отказало в государственной регистрации права оперативного управления на спорный объект недвижимости, ввиду того, что не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон № 122-ФЗ).
Полагая, что данный отказ противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, заявитель обратился в Арбитражный суд с настоящими требованиями.
Управление Росреестра по Воронежской области просило отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований, считая законным и обоснованным сообщение от 07.07.2014 № 20/024/2014-64, выразившееся в отказе в государственной регистрации вещного права на недвижимое имущество.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконным необходимо наличие обоих условий - не соответствие их закону и нарушение прав и интересов гражданина или юридического лица.
Частью 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно статье 2 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество.
Статьей 16 указанного Закона установлено, что государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии со статьей 9 Закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 в компетенцию регистрирующего органа входит проверка действительности поданных заявителем документов, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав. При осуществлении государственной регистрации в соответствии с установленным статьей 13 Закона № 122-ФЗ от 21.07.1997 порядком проводится правовая экспертиза документов с целью установления отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
В силу абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В рассматриваемом случае, основаниями для отказа в государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество послужили:
- не представление распоряжения собственника о закреплении за ФГБУ "Р" на праве оперативного управления нежилого здания (гараж), площадью 20,8 кв. м, лит. 2А, расположенного по адресу: <...>;
- отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о зарегистрированном ранее праве за Острогожской районной государственной семенной инспекцией Воронежской области и не представление доказательства возникновения у данного Учреждения прав на заявленный к регистрации объект недвижимости.
Согласно пункту 1 статьи 58 ГК РФ, при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
В соответствии со статьей 17 Закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе:
- акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
- акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Из материалов дела следует, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.05.2007 № 566-р и Приказа Минсельхоза России от 29 мая 2007 № 288 ФГУ "Р" образован в результате реорганизации в форме слияния федеральных государственных учреждений - федеральных государственных территориальных станций защиты растений и государственных семенных инспекций.
В соответствии с актом о приеме-передаче здания (сооружения) от 18.09.2007 № 254 ФГУ "Г" передало правопреемнику - ФГУ "Р" спорное имущество.
Согласно пункту 1 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Таким образом, довод регистрирующего органа о том, что имущество на праве оперативного управления закрепляется за вновь образуемым юридическим лицом в порядке реорганизации на основании передаточного акта и решения собственника имущества, а, следовательно, их представление на государственную регистрацию является обязательным условием регистрации права оперативного управления на объекты недвижимости, является необоснованным и противоречит действующему законодательству.
Довод Управления Росреестра по Воронежской области об отсутствии оснований для регистрации права заявителя ввиду не представления на государственную регистрацию заявления и иных необходимых документов для регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, также подлежит отклонению по следующим основаниям.
Из представленного в материалы дела кадастрового паспорта строения от 31.08.2012 № 1558 следует, что нежилое здание (гараж), площадью 20,8 кв. м, лит. 2А, расположенное по адресу: <...>, было введено в эксплуатацию в 1989 году.
Следовательно, право на спорное недвижимое имущество возникло до вступления в силу Закона № 122-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона № 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации.
Из ответа Бюро технической инвентаризации Острогожского района Воронежской области исх. № 150 от 30.09.2014 усматривается, что спорное недвижимое имущество принадлежит заявителю на основании выписки из реестра имущества, находящегося в федеральной собственности РФ от 08.08.2012 № 3.
Согласно п. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Суд считает, что Управлением Росреестра по Воронежской области не доказаны обстоятельства, на основании которых заявителю было отказано в государственной регистрации прав.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Суд установил, что отказ от 07.07.2014 № 20/024/2014-64 в государственной регистрации права оперативного управления на спорный объект недвижимого имущества, не соответствует нормам Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя.
При таких обстоятельствах, требования заявителя подлежат удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат распределению в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ и относятся на Управление Росреестра по Воронежской области.
Руководствуясь ст. ст. 65, 71, 110, 167 - 170, 176, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

удовлетворить требования Федерального государственного бюджетного учреждения "Р" (ОГРН <...>, ИНН <...>).
Признать незаконным, несоответствующим Федеральному закону от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360) от 07.07.2014 № 20/024/2014-64 в государственной регистрации права оперативного управления на нежилое здание (гараж), площадью 20,8 кв. м, лит. 2А, расположенное по адресу: <...>.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Федерального государственного бюджетного учреждения "Р" (ОГРН <...>, ИНН <...>), произвести государственную регистрацию права оперативного управления на нежилое здание (гараж), площадью 20,8 кв. м, лит. 2А, расположенное по адресу: <...>.
Решение в данной части подлежит немедленному исполнению.
Взыскать с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3664062360) в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения "Р" (ОГРН <...>, ИНН <...>) расходы по оплате госпошлины в сумме 2 000 руб.
Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок через суд, вынесший решение.


------------------------------------------------------------------