По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 02.02.2015 по делу N А14-7822/2014 <В удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок отказано, так как заявителем не были представлены необходимые документы для регистрации указанного права>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 февраля 2015 г. по делу № А14-7822/2014

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 26.01.2015.
В полном объеме решение изготовлено 02.02.2015.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - заявитель, Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - Управление Росреестра) с заявлением о признании незаконным отказа № 01/036/2014-232 от 26.03.2014 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером <...>, общей площадью 21846 кв. м, расположенный по адресу: <...>, и просит обязать Управление Росреестра произвести государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное казенное учреждение "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
На основании статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие надлежаще извещенного третьего лица.
Представитель Управления Росреестра по Воронежской области возражала против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 19.01.2015 объявлялся перерыв до 26.01.2015.
Из материалов дела следует.

На основании пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 15.05.1996 "Об обороне" 05.02.2014 заявитель обратился в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности в отношении земельного участка площадью 21846 кв. м, с кадастровым номером <...>, разрешенное использование: для проектирования и строительства казарменных помещений и спортивного комплекса, расположенного по адресу: <...> (далее - спорный земельный участок).
На государственную регистрацию кроме заявления о государственной регистрации и доверенности были предоставлены:
- кадастровый паспорт земельного участка от 15.02.2013 № <...>;
- вступившее в законную силу решение Советского районного суда г. Воронежа по делу № 2-73/06, № 2-799/06 от 10.04.2006.
Сообщением № 01/036/2014-232 от 26.03.2014 Управление Росреестра отказало Территориальному управлению в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, сославшись на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Основанием для отказа послужило то обстоятельство, что на государственную регистрацию заявителем не были представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Полагая, что данный отказ не соответствует Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федеральному закону от 15.05.1996 "Об обороне", и нарушает имущественные интересы Российской Федерации, Территориальное управление обратилось в суд с настоящими требованиями.
Управление Росреестра по Воронежской области возражает против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, утверждая, что оспариваемый отказ в регистрации права является законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из анализа изложенных норм права следует, что для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо установить наличие в совокупности двух обстоятельств: противоречие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) требованиям законодательства, и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон № 122-ФЗ, Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно статье 16 Закона № 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, к которому должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, в частности, правоустанавливающие документы (документы основания).
Основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним определены в статье 17 названного Закона.
В абзаце 6 пункта 1 статьи 17 Закона № 122-ФЗ установлено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе вступившие в законную силу судебные акты.
В силу пункта 1 статьи 18 Закона о регистрации документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав; документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права.
Статья 20 Закона № 122-ФЗ содержит перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав. Так, в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10 пункта 1 статьи 20 Закона № 122-ФЗ).
Из разъяснений, изложенных в пункте 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.07.2009 № 132 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статей 20 и 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в соответствии со статьей 28 Закона о регистрации являются судебные акты, в резолютивной части которых имеется вывод о принадлежности имущества определенному лицу на вещном или обязательственном праве (наличии обременения или ограничения права), подлежащем государственной регистрации.
Как следует из материалов дела, в качестве основания для регистрации спорного земельного участка Территориальное управление представило в регистрирующий орган решение Советского районного суда г. Воронежа по делу № 2-73/06, № 2-799/06 от 10.04.2006 (т. 1, л.д. 17).
Из содержания судебного акта следует, что рассмотрев гражданское дело по заявлению физических об оспаривании постановления Администрации г. Воронежа № 951 от 07.05.2003 "О предоставлении ВПТУ МЧС России земельных участков для проектирования и строительства учебных казарменных помещений по ул. Краснознаменная, отмене решения исполкома горсовета № 298/6 от 10.06.1982, отмене постановления исполкома администрации г. Воронежа № 119 от 02.06.1997", постановления Администрации г. Воронежа № 2665 от 02.12.2003 "О внесении изменений и дополнений в постановление Администрации г. Воронежа № 951 от 07.05.2003", суд установил, что на основании указанных постановлений был утвержден проект границ земельного участка из земель поселений площадью 12178 кв. м по <...>, а затем предоставленный ВПТУ земельный участок был увеличен до 21 846 кв. м, соответственно утвержден проект границ земельного участка площадью 21 846 кв. м.
Также на основании указанных постановлений администрации г. Воронежа ГУЮ "ВОЦГРПН" внесена запись регистрации о праве ВПТУ постоянного бессрочного пользования земельным участком площадью 21 846 кв. м, а в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству Воронежской области было сформировано землеустроительное дело по земельному участку по <...>.
Суд пришел к выводу о том, что фактически орган местного самоуправления неправомерно изъял часть земельного участка, являющегося федеральной собственностью, у войсковой части <...> и передал его в бессрочное пользование другому юридическому лицу.
В резолютивной части решения суд общей юрисдикции признал недействительными постановление Администрации г. Воронежа № 951 от 07.05.2003 и постановление Администрации г. Воронежа № 2665 от 02.12.2003, указал об исключении записи в Едином государственном реестре права на недвижимость о праве бессрочного пользования Воронежского пожарно-технического училища МЧС России на земельный участок площадью 21 846 кв. м по <...>, а также указал об аннулировании землеустроительного дела № <...> по земельному участку площадью 21 846 кв. м по <...>.
Кадастровый паспорт земельного участка от 15.02.2013 № <...>, представленный Территориальным управлением на регистрацию, содержит сведения о том, что спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет 29.06.2004.
Поскольку указанные постановления Администрации г. Воронежа, на основании которых произведен отвод спорного земельного участка, установлены границы земельного участка, признаны судом недействительными, землеустроительное дело № <...> по земельному участку площадью 21 846 кв. м по <...> аннулировано судом, правоустанавливающие документы на спорный земельный участок отсутствуют.
Резолютивная часть решения Советского районного суда г. Воронежа по делу № 2-73/06, № 2-799/06 от 10.04.2006 не содержит вывода о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
На основании указанного суд приходит к выводу о том, что предоставленные на регистрацию: кадастровый паспорт земельного участка от 15.02.2013 № <...>; вступившее в законную силу решение Советского районного суда г. Воронежа по делу № 2-73/06, № 2-799/06 от 10.04.2006, не могут служить основанием для регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.
Территориальное управление не представило доказательств, подтверждающих, что спорный земельный участок был сформирован как объект гражданских прав в установленном законом порядке (Федеральный закон от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве", Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Судом установлено, что регистрирующему органу не были представлены документы, необходимые для государственной регистрации права собственности на спорный объект недвижимости.
При таких обстоятельствах суд считает, что Управление Росреестра правомерно отказало сообщением № 01/036/2014-232 от 26.03.2014 Территориальному управлению в государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", требования заявителя не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 65, 71, 167 - 170, 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд

решил:

отказать Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (ОГРН <...>, ИНН <...>) в удовлетворении заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок через суд, вынесший решение.


------------------------------------------------------------------