Решение Избирательной комиссии Воронежской области от 05.03.2015 N 104/624-5 "О Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на выборах депутатов Воронежской областной Думы шестого созыва и на выборах в органы местного самоуправления"
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 5 марта 2015 г. № 104/624-5
О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРИЕМУ И ПРОВЕРКЕ ПОДПИСНЫХ
ЛИСТОВ С ПОДПИСЯМИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ В ПОДДЕРЖКУ ВЫДВИЖЕНИЯ
(САМОВЫДВИЖЕНИЯ) КАНДИДАТОВ НА ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ВОРОНЕЖСКОЙ
ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ ШЕСТОГО СОЗЫВА И НА ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
В соответствии со статьями 28 и 37 Закона Воронежской области "Избирательный кодекс Воронежской области" Избирательная комиссия Воронежской области решила:
1. Утвердить Методические рекомендации по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах депутатов Воронежской областной Думы шестого созыва и на выборах в органы местного самоуправления (прилагаются).
2. Направить настоящее решение в территориальные избирательные комиссии районов и городских округов области.
3. Разместить данное решение на официальном сайте Избирательной комиссии Воронежской области в сети Интернет.
Председатель комиссии
В.Е.СЕЛЯНИН
Секретарь комиссии
А.Е.ПАНКОВ
Утверждены
решением
Избирательной комиссии
Воронежской области
от 05.03.2015 № 104/624-5
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРИЕМУ И ПРОВЕРКЕ ПОДПИСНЫХ ЛИСТОВ С ПОДПИСЯМИ
ИЗБИРАТЕЛЕЙ В ПОДДЕРЖКУ ВЫДВИЖЕНИЯ (САМОВЫДВИЖЕНИЯ)
КАНДИДАТОВ НА ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ
ШЕСТОГО СОЗЫВА И НА ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Настоящие Методические рекомендации подготовлены в соответствии с требованиями избирательного законодательства и с учетом рекомендаций Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и практики по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, в целях обеспечения единообразного применения избирательными комиссиями соответствующих норм избирательного законодательства.
I. Организационно-правовые аспекты приема и проверки
подписных листов
Основные обязательные требования к порядку сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, приему и проверке подписных листов установлены статьями 49 - 53 Закона Воронежской области "Избирательный кодекс Воронежской области" (далее - Кодекс). Данными нормами определяются порядок заполнения и заверения подписных листов и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными, а приложениями 1, 1.1, 2, 3, 3.2 Кодекса установлены единые формы подписных листов, представляемых в соответствующие избирательные комиссии на выборах различного уровня.
Избирательной комиссии, к полномочиям которой относится регистрация кандидатов, целесообразно образовать рабочую группу по приему и проверке подписных листов (далее - Рабочая группа), представляемых кандидатами для регистрации.
В задачи Рабочей группы, как правило, входят:
прием подписных листов с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов, и иных связанных с ними документов;
проведение случайной выборки подписных листов и подготовка протокола случайной выборки;
проверка соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей;
подготовка протоколов об итогах проверки подписных листов;
хранение подписных листов и иных связанных с ними документов, представленных кандидатами, а также документов, подготовленных в ходе приема и проверки подписных листов;
взаимодействие с кандидатами, правоохранительными органами, иными государственными органами и организациями, осуществляющими учет населения по вопросам приема и проверки подписных листов;
подготовка материалов, необходимых в случае обжалования в вышестоящих избирательных комиссиях либо суде решений о регистрации либо об отказе в регистрации кандидатов.
Согласно пункту 4 статьи 52 Кодекса к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Заключения привлекаемых к проверке экспертов могут служить основанием для признания содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей недостоверными и (или) недействительными.
Документы, подготовленные в Рабочей группе, включая запросы, формы, уведомления и справки, подписываются руководителем Рабочей группы, назначаемым из членов избирательной комиссии с правом решающего голоса.
II. Прием подписных листов
В соответствии с пунктом 1 статьи 51 Кодекса в случае если в поддержку кандидата осуществлялся сбор подписей избирателей, то наряду с другими документами в соответствующую избирательную комиссию представляются:
подписные листы с подписями избирателей в количестве, установленном Кодексом. Подписные листы должны быть пронумерованы и сброшюрованы в папки;
протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 107, пунктом 1 статьи 111, пунктом 2 статьи 114 Кодекса количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, но не может составлять менее 10 подписей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 107 Кодекса количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата в депутаты Воронежской областной Думы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа.
В соответствии с пунктом 1 статьи 111 Кодекса количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов в многомандатном избирательном округе, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 10 подписей.
Абсолютное число подписей определяется избирательной комиссией, организующей выборы. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на 10 процентов. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на четыре подписи (пункт 10 статьи 50 Кодекса).
Форма протокола об итогах сбора подписей устанавливается решением избирательной комиссии, организующей выборы (приложение № 1). В протоколе должны содержаться следующие сведения:
фамилия, имя, отчество кандидата, в чью поддержку собираются подписи;
номер папки;
количество листов в папке;
количество подписей в папке.
Подписные листы и иные связанные с ними документы принимаются Рабочей группой наряду с другими документами, представляемыми кандидатами для регистрации.
Документы считаются представленными в установленный законом срок, если кандидат (доверенное лицо) внес оформленные в соответствии с требованиями Кодекса документы, в том числе все подписные листы, в помещение избирательной комиссии (Рабочей группы) до 18.00 29 июля 2015 года. При этом избирательная комиссия, принимающая документы, должна обеспечить беспрепятственный проход лиц, представляющих документы, в соответствующее помещение.
Данные документы принимаются и регистрируются в порядке, предусмотренном инструкцией соответствующей избирательной комиссии по делопроизводству для регистрации входящих документов, или в соответствии с Методическими рекомендациями по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в Воронежскую областную Думу шестого созыва и органы местного самоуправления, утвержденными решением Избирательной комиссии Воронежской области от 17 декабря 2014 года № 102/602-5.
При приеме документов проверяется наличие документов, необходимых для регистрации кандидата, а также их соответствие утвержденной форме либо присутствие в них всех необходимых данных. В отношении подписных листов проверяется соответствие количества подписных листов, указанного в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству путем полистного пересчета, при этом проверяется правильность нумерации подписных листов.
В случае выявления нарушения нумерации подписных листов в нее могут вноситься изменения кандидатом (доверенным лицом).
В случае выявления нарушений нумерации подписных листов они устраняются кандидатами (доверенными лицами) в следующем порядке: при наличии нескольких листов с одинаковыми порядковыми номерами каждому листу присваивается соответствующий индекс (50-1, 50-2, 50-3); при пропуске листа с очередным порядковым номером предыдущему листу присваивается сдвоенный или строенный номер (10-11, 10-11-12).
После завершения данной проверки каждая папка с подписными листами заверяется печатью избирательной комиссии.
Число записей в протоколе об итогах сбора подписей должно равняться числу представленных папок с подписными листами.
В части оформления папок с подписными листами рекомендуется:
формировать папки таким образом, чтобы каждая папка содержала определенное количество подписей избирателей, не превышающее 1000 подписей (применение такой рекомендации позволит установить папку как наиболее удобную единицу случайной выборки);
на лицевой стороне обложки каждой папки указывать фамилию, имя, отчество кандидата, номер папки, количество подписных листов в папке, количество подписей избирателей;
нумерацию подписных листов делать сквозной в пределах каждой папки;
подшивки подписных листов помещать в плотную обложку и прошивать их вместе с обложкой. Прошивание осуществлять таким образом, чтобы полностью были видны все внесенные данные;
концы прошивочной нити (шнура, шпагата) выводить на оборотную сторону обложки, фиксировать наклеиванием бумажной накладки (круглой, квадратной, прямоугольной или иной формы), на которой ставить подпись кандидата (его доверенного лица).
В случае если по результатам проверки соответствия количества подписных листов либо подписей избирателей, указанных в протоколе об итогах сбора подписей, их фактическому количеству выявлены расхождения, то составляется новый протокол, в который вносятся соответствующие изменения, после чего протокол подписывается кандидатом (его доверенным лицом).
Уточненный протокол может быть составлен и распечатан непосредственно в избирательной комиссии и регистрируется как приложение к представленному протоколу об итогах сбора подписей.
Проведение случайной выборки
Согласно пункту 5 статьи 52 Кодекса проверке подлежат все представленные подписи в поддержку выдвижения каждого кандидата и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи, если количество подписей не превышает двухсот пятидесяти. В случае если количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, составляет более двухсот пятидесяти, проверке подлежат 25 процентов подписей от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата и соответствующих им данных об избирателях, поставивших подписи. Подписные листы для выборочной проверки отбираются посредством случайной выборки (жребия). Процедура проведения случайной выборки определяется соответствующей избирательной комиссией. Процедура проведения случайной выборки подписных листов на выборах Воронежской областной Думы шестого созыва изложена в приложении № 2.
III. Проверка подписных листов
Проверке подлежат все подписи избирателей, содержащиеся в подписных листах, отобранных для проверки.
Согласно пункту 3 статьи 53 Кодекса после представления подписных листов в избирательную комиссию внесение в них каких-либо изменений не допускается.
Проверяются все сведения об избирателях, внесенные в подписной лист, а также сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и лицах, заверявших подписной лист.
Проверка подписных листов осуществляется проверяющим путем последовательного изучения всех содержащихся в них сведений.
По результатам проверки подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной.
Подпись может быть признана проверяющим недостоверной и (или) недействительной самостоятельно, либо на основании заключения эксперта, либо на основании справки уполномоченного органа.
Подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно в случае несоблюдения формы подписного листа либо порядка его заполнения (неполнота сведений об избирателе, лице, осуществлявшем сбор подписей, отсутствие установленных законом сведений о кандидате и т.п.).
В ряде случаев подпись признается проверяющим недостоверной и (или) недействительной только на основании заключения эксперта либо справки уполномоченного органа.
При обнаружении специалистами ФМС России в подписных листах сведений об избирателях, которые вызывают сомнения (например, в сведениях содержатся данные недействительного паспорта), эти сведения первоначально проверяются с использованием регистра.
Также с использованием регистра проверяются сведения об избирателях, отобранные проверяющими.
При выявлении расхождений между персональными данными граждан, содержащимися в подписном листе и в регистре, либо при отсутствии в регистре таковых необходимо направлять запрос в соответствующий территориальный орган ФМС России.
На основании справки подразделения ФМС России, подтверждающей недействительность данных, указанных в подписном листе, подпись признается недействительной.
Согласно пункту 15 статьи 52 Кодекса проверка подписных листов должна быть завершена не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, так как именно в этот срок должен быть составлен итоговый протокол проверки подписных листов, копия которого передается кандидату (доверенному лицу).
Согласно пункту 1 статьи 53 Кодекса срок, в течение которого должна быть завершена проверка подписных листов, выявлено соответствие порядка выдвижения (самовыдвижения) кандидата требованиям закона и принято решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации, не может превышать десять дней со дня приема документов для регистрации кандидата.
Основания признания подписей недостоверными
и (или) недействительными
Согласно пункту 9 статьи 52 Кодекса недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей.
Поскольку в соответствии с пунктом 4 статьи 50 Кодекса избиратель ставит в подписном листе свою подпись собственноручно, то подпись избирателя в подписном листе может быть признана недостоверной только в случае, если она выполнена от имени избирателя другим лицом. Для признания подписи недостоверной обязательно заключение эксперта-почерковеда.
Во всех остальных случаях подпись избирателя в подписном листе может признаваться только недействительной.
Согласно пункту 10 статьи 52 Кодекса недействительная подпись - подпись, собранная с нарушением порядка сбора подписей избирателей и (или) оформления подписного листа. Основания для признания подписей недействительными установлены Федеральным законом.
С учетом положений статей 49 - 53 Кодекса при проведении региональных и муниципальных выборов можно выделить следующие случаи, когда подпись может быть признана недействительной.
1. Подпись лица, не обладающего активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе (подпункт "б" пункта 10 статьи 52 Кодекса).
Согласно пункту 6 статьи 49 Кодекса подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат.
Согласно статье 4 Кодекса к таким гражданам относятся лица, которые достигнут на день голосования возраста 18 лет, место жительства которых находится в пределах территории соответствующего избирательного округа. При этом необходимо учитывать, что законом активное избирательное право может быть предоставлено лицам, место жительства которых расположено за пределами избирательного округа.
Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись исходя из указанных в подписном листе сведений (год либо дата рождения, адрес места жительства).
2. Подпись избирателя в подписном листе, изготовленном с нарушением установленной формы, в том числе с нарушением требований о внесении сведений о кандидате, оплате изготовления за счет избирательного фонда кандидата (подпункт "и" пункта 10 статьи 52 Кодекса).
Кодексом установлены единые формы подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах всех уровней (пункт 1 статьи 49 Кодекса), установлен единый порядок заполнения и заверения подписных листов.
Проверяющим самостоятельно признаются недействительными все подписи в подписном листе, изготовленном с нарушением установленной формы, в том числе требований о внесении сведений о кандидате.
3. Подпись избирателя, сведения о котором внесены в подписной лист нерукописным способом или карандашом (подпункт "д" пункта 10 статьи 52 Кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 50 Кодекса данные вносятся в подписной лист рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись. В случае если данные внесены в подписной лист путем копирования рукописных записей с помощью технических средств, то подписи признаются недействительными при наличии заключения эксперта-почерковеда.
4. Подпись избирателя, собранная вне периода сбора подписей, в том числе до дня оплаты изготовления подписных листов, а на выборах в органы местного самоуправления - до дня уведомления избирательной комиссии о выдвижении (самовыдвижении) кандидата (подпункт "а" пункта 10 статьи 52 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 49 Кодекса подписи избирателей на выборах в Воронежскую областную Думу могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления - со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении (самовыдвижении) кандидата.
Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись исходя из указанной даты внесения подписи избирателем.
5. Подпись избирателя без указания каких-либо сведений, требуемых законом, либо без указания даты собственноручного внесения избирателем своей подписи в подписной лист (подпункт "г" пункта 10 статьи 52 Кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 50 Кодекса избиратель в подписном листе ставит свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный на соответствующей странице паспорта гражданина Российской Федерации или документе, заменяющем паспорт гражданина.
Необходимо иметь в виду, что в паспорте может быть не указано отчество избирателя. В этом случае подпись не может быть признана недействительной.
Согласно пункту 4 статьи 2 Кодекса под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При этом необходимо иметь в виду, что в паспорте гражданина Российской Федерации может быть указан адрес места жительства без некоторых сведений, например, наименования субъекта Российской Федерации, района, однако указанный в подписном листе адрес должен содержать полный набор сведений. Вместе с тем при фактическом отсутствии в адресе места жительства гражданина наименования улицы, номера дома, квартиры, и т.д. данные сведения в подписном листе не указываются.
Соответствующая подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно (при достаточности данных в подписном листе для принятия такого решения) либо на основании официального ответа уполномоченного органа.
6. Подпись избирателя, собранная на рабочем месте, по месту учебы, в процессе и местах выдачи заработной платы, пенсии, пособия, стипендии, иных социальных выплат, при оказании благотворительной помощи и в других местах, где сбор подписей запрещен, а также при участии органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, под принуждением и за вознаграждение (подпункт "к" пункта 10 статьи 52 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 50 Кодекса в указанных местах и с участием указанных органов сбор подписей не допускается.
Соответствующая подпись признается проверяющим недействительной на основании официальных документов соответствующих органов.
7. Подпись избирателя с исправлениями в сведениях об избирателе, если эти исправления специально не оговорены избирателем или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, а также с исправлениями в дате внесения подписи, если эти исправления специально не оговорены избирателем (подпункты "е" и "ж" пункта 10 статьи 52 Кодекса).
Не могут считаться исправлениями помарки, не препятствующие однозначному толкованию сведений. Также согласно пункту 7 статьи 52 Кодекса не могут служить основанием для признания подписи недействительной имеющиеся в сведениях об избирателе сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений.
В случае если исправления очевидны, проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись. Вместе с тем к определению наличия исправления, особенно в дате внесения подписи, целесообразно привлекать эксперта-почерковеда, в этом случае подпись признается недействительной на основании его заключения.
8. Подпись избирателя, указавшего в подписном листе сведения, не соответствующие действительности (подпункт "в" пункта 10 статьи 52 Кодекса).
Соответствующая подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации либо заключения эксперта, привлеченного к проверке подписных листов.
9. Подпись избирателя, дата внесения которой выполнена избирателем несобственноручно (подпункт "е" пункта 10 статьи 52 Кодекса).
Это основание используется, как правило, в случаях, когда экспертом - почерковедом выявляются в проверяемой папке (нескольких папках) даты внесения подписи избирателя, выполненные одним лицом (так называемые цепочки).
Поскольку избиратель вправе поставить свою подпись в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата только один раз то, соответственно, и дата внесения подписи избирателя может быть выполнена одним лицом только один раз. В этой связи в случае выявления цепочки недействительными признаются все подписи избирателей с датами, выполненными одним лицом, за исключением одной.
Соответствующая подпись признается недействительной на основании заключения эксперта-почерковеда.
10. Подпись избирателя, данные о котором внесены не лицом, осуществлявшим сбор подписей, и не самим избирателем (подпункт "л" пункта 10 статьи 52 Кодекса).
Согласно пункту 4 статьи 50 Кодекса данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист либо самим избирателем, либо по его просьбе лицом, собирающим подписи.
В случае если данные внесены иным лицом, подпись признается недействительной.
По этому же основанию недействительными признаются подписи избирателей, данные о которых внесены одним лицом, но не лицом, осуществлявшим сбор подписей (используется образец его почерка из заверительной записи подписного листа).
Соответствующая подпись признается недействительной на основании заключения эксперта-почерковеда.
11. Подпись избирателя, которая внесена в подписной лист позже заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей; все подписи избирателей, если заверительная запись лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата (подпункты "м" и "н" пункта 10 статьи 52 Кодекса).
Данное основание вытекает из порядка сбора подписей, установленного законом. Определяется по датам внесения подписей избирателя, лица, осуществлявшего сбор подписей, и кандидата. Заверение подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей, возможно одновременно или после даты, указанной избирателем в подписном листе.
Проверяющим самостоятельно признается недействительной соответствующая подпись либо все подписи избирателей на листе (в случае если заверительная запись лица, осуществившего сбор подписей, внесена позднее внесения заверительной записи кандидата).
Отсутствие хронологии в датах внесения подписей избирателями внутри одного подписного листа основанием для признания подписей недействительными не является.
12. Подпись избирателя в случае, если в соответствующем подписном листе сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности либо подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей и не достигшим к моменту сбора подписей 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным (подпункт "з" пункта 10 статьи 52 Кодекса).
Аналогично пунктам 5 и 8 настоящего подраздела.
Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными либо проверяющим самостоятельно, либо на основании официальных справок уполномоченных органов.
13. Подпись избирателя в случае, если соответствующий подписной лист не заверен подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата либо хотя бы одна из этих подписей выполнена не собственноручно (подпункт "з" пункта 10 статьи 52 Кодекса).
Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными при отсутствии соответствующих подписей - проверяющим самостоятельно, при их недостоверности - на основании заключения эксперта-почерковеда.
14. Подпись избирателя в случае, если в соответствующем подписном листе не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа (подпункт "з" пункта 10 статьи 52 Кодекса).
Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными проверяющим самостоятельно или на основании заключения эксперта-почерковеда (в случае внесения даты не собственноручно).
15. Подпись избирателя в случае, если в соответствующем подписном листе в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом и (или) кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом (подпункт "з" пункта 10 статьи 52 Кодекса).
Аналогично пункту 7 настоящего подраздела.
Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными проверяющим самостоятельно или на основании заключения эксперта-почерковеда.
16. Подпись избирателя в случае, если в соответствующем подписном листе сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, не внесены им собственноручно (подпункт "з" пункта 10 статьи 52 Кодекса).
Аналогично пункту 10 настоящего подраздела.
Все подписи на соответствующем подписном листе признаются недействительными на основании заключения эксперта-почерковеда.
Если подпись избирателя может быть признана недействительной по нескольким основаниям, то в ведомости проверки могут быть указаны все основания. Однако при определении общего количества недостоверных и (или) недействительных подписей эта подпись учитывается только один раз.
Оформление результатов проверки подписных листов
В соответствии с пунктом 15 статьи 52 Кодекса результаты проверки подписных листов вносятся в ведомости проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей.
На каждую проверяемую папку целесообразно составлять отдельную ведомость проверки, которая может быть на одном или нескольких листах. Листы ведомости нумеруются.
Для удобства и быстроты заполнения ведомостей проверки основания признания подписей недостоверными и (или) недействительными могут указываться в виде кодов нарушений. Форма ведомости представлена в приложении № 4.
Таблица с примерным перечнем кодов нарушений дана в приложении № 5.
Каждый лист ведомости проверки в обязательном порядке подписывается проверяющим, а в случае, если недостоверной или недействительной подпись (подписи) признается (признаются) на основании заключения (заключений) эксперта (экспертов), - также всеми экспертами, осуществлявшими работу с соответствующими подписными листами.
Заключение эксперта может быть изложено в ведомости проверки подписных листов, то есть подпись эксперта, в том числе эксперта-почерковеда, поставленная в ведомости проверки подписного листа, в которой указаны номер папки, номер листа в папке, номер строки, а также основания для признания подписи недостоверной и (или) недействительной, является его письменным заключением.
Вместе с тем заключение эксперта-почерковеда может быть выполнено также в виде отдельного документа (справки). Этот документ (справка) должен содержать все необходимые реквизиты (дату, номер, подпись, фамилию, имя, отчество кандидата, подписные листы которого исследовались, а также указание на номера папок, подписных листов, строк в подписном листе). В этом случае выводы, содержащиеся в документе (справке), переносятся в ведомость проверки подписных листов проверяющим, а данный документ (справка) прилагается к ведомости проверки. В этом случае ведомость проверки экспертом может не подписываться.
В случае если избирательная комиссия направляла запрос в уполномоченный орган для проверки соответствия действительности указанных в подписном листе сведений, то после получения официального ответа при наличии оснований проверяющий вносит соответствующие данные о признании подписей недействительными в ведомость проверки.
В соответствии с пунктом 15 статьи 52 Кодекса по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол (приложение № 6), в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Итоговый протокол проверки подписных листов по каждому из кандидатов формируется на основании информации, содержащейся в ведомостях проверки. В итоговом протоколе указываются дата и время его подписания, а также дата и время получения его копии кандидатом либо его доверенным лицом.
Копия итогового протокола о результатах проверки подписных листов передается кандидату не позднее чем за двое суток до заседания избирательной комиссии, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Если по завершении проверки количества достоверных подписей избирателей недостаточно для регистрации кандидата либо количество недостоверных и (или) недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, то по запросу кандидата ему одновременно с заверенной копией итогового протокола передаются заверенные руководителем Рабочей группы копии ведомостей проверки подписных листов, а также копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. К таким документам относятся официальные ответы на запросы, а также заключения экспертов-почерковедов (если они составлялись в виде отдельного документа).
Если количества достоверных подписей недостаточно для регистрации кандидата, дальнейшая проверка не проводится.
После получения итогового протокола кандидат, его доверенное лицо могут представить в Рабочую группу письменные возражения в случае несогласия с выводами о признании подписи недостоверной (недействительной). Также кандидат, его доверенное лицо могут ознакомиться с подписными листами и ведомостями проверки. Возражения рассматриваются Рабочей группой. Результаты рассмотрения учитываются при рассмотрении вопроса о регистрации кандидата на заседании избирательной комиссии.
Составленный Рабочей группой итоговый протокол проверки подписных листов представляется в соответствующую избирательную комиссию для принятия решения.
Согласно пункту 15 статьи 52 Кодекса итоговый протокол прилагается к решению избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации кандидата.
В решении избирательной комиссии указываются содержащиеся в итоговом протоколе данные о количестве представленных кандидатом подписей, количестве проверенных, признанных недостоверными и (или) недействительными подписей.
В случае если Рабочей группой были удовлетворены (частично удовлетворены) возражения кандидата, в решении указывается также количество подписей, признанных действительными после составления итогового протокола, а также итоговое количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными.
Не отобранные для проверки папки с подписными листами, а также проверявшиеся подписные листы, ведомости проверки подписных листов, письменные заключения экспертов, официальные справки, а также протоколы об итогах сбора подписей (в том числе и уточненные), протоколы случайной выборки подписных листов, итоговые протоколы проверки подписных листов, протоколы итогов проверки подписных листов, отобранных для первоначальной проверки (при оформлении таковых), должны храниться в специально оборудованном помещении (либо в сейфе).
Ответственность за сохранность подписных листов и иных документов в период до завершения проверки подписных листов и возможных судебных споров несет руководитель Рабочей группы.
Указанные документы подлежат хранению в течение сроков, установленных Кодексом. При этом устанавливаемые сроки хранения подписных листов с подписями избирателей не могут быть менее одного года со дня опубликования итогов голосования и результатов выборов.
Ответственность за сохранность документов возлагается на председателя (заместителя председателя) и секретаря соответствующей комиссии до передачи документации в вышестоящую комиссию либо в архив.
По истечении установленных сроков хранения они уничтожаются по акту в установленном порядке (при условии отсутствия рассматриваемых в судебном порядке споров).
Приложение № 1
к Методическим рекомендациям
по приему и проверке подписных листов
с подписями избирателей в поддержку
выдвижения (самовыдвижения) кандидатов
на выборах депутатов Воронежской
областной Думы и на выборах в органы
местного самоуправления
Протокол
об итогах сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата
____________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
по одномандатному избирательному округу № ____
списка кандидатов от избирательного объединения
____________________________________________________________
(наименование избирательного объединения)
на выборах депутатов Воронежской областной Думы шестого
созыва 13 сентября 2015 года
№ папки
Количество листов в папке
Количество подписей в папке
Примечания
Кандидат ___________________ ___________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Уполномоченный представитель
избирательного объединения ___________________ ___________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Дата
Приложение № 2
к Методическим рекомендациям
по приему и проверке подписных листов
с подписями избирателей в поддержку
выдвижения (самовыдвижения) кандидатов
на выборах депутатов Воронежской
областной Думы и на выборах в органы
местного самоуправления
ПРОЦЕДУРА
проведения случайной выборки подписных листов для проверки
достоверности подписей избирателей и данных об избирателях,
поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата,
списка кандидатов в депутаты Воронежской областной Думы
шестого созыва
В соответствии со статьей 52 Закона Воронежской области "Избирательный кодекс Воронежской области" (далее - Кодекс) Избирательная комиссия Воронежской области (далее - ИКВО), территориальные избирательные комиссии, на которые возложены полномочия окружных избирательных комиссий (далее - ТИК-ОИК) проверяют достоверность данных об избирателях, содержащихся в подписных листах, представляемых кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, выдвигающих списки кандидатов на выборах депутатов Воронежской областной Думы.
Кодексом предусмотрено, что, если количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов составляет более 250, проверке подлежит 25% подписей от необходимого для регистрации количества подписей, которые отбираются посредством случайной выборки из предоставленных подписей.
Случайная выборка подписных листов для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности подписей и соответствующих им данных об избирателях, поставивших свои подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов в депутаты Воронежской областной Думы, проводится в помещении ИКВО, ТИК-ОИК в день приема от кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения подписных листов. При случайной выборке вправе присутствовать уполномоченные представители других избирательных объединений, представивших в ИКВО избирательные документы для регистрации списка кандидатов.
Единицей случайной выборки является папка или ее часть с подписными листами.
Для проведения случайной выборки используются составленные Рабочей группой ИКВО, ТИК-ОИК 3 варианта различных сочетаний папок и подписных листов с установленным количеством подписей. Уполномоченный представитель избирательного объединения, кандидаты или доверенные лица в результате жеребьевки определяют 1 из 3 вариантов выборки (путем вытаскивания одного из трех конвертов, в которых определены варианты проверяемых подписных листов с подписями избирателей). Выбранный вариант подписывается кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, и руководитель Рабочей группы назначает время проверки подписей.
Установленное количество подписей (объем случайной выборки) составляет 25% от подписей, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов.
На выборах депутатов Воронежской областной Думы шестого созыва избирательному объединению для регистрации списка кандидатов необходимо предоставить в ИКВО 9440 подписей избирателей (количество подписей, предоставляемых в комиссию, может превышать необходимое количество подписей для регистрации не более чем на 10%, т.е. 10384 подписи). Объем случайной выборки для регистрации списка кандидатов составляет 2360 подписей. Для регистрации кандидата в депутаты Воронежской областной Думы по одномандатному избирательному округу в ТИК-ОИК необходимо представить подписи согласно приложению № 3 к.
При проверке подписных листов в ИКВО вправе присутствовать уполномоченные представители избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, а в ТИК-ОИК - кандидаты, выдвинутые по соответствующему избирательному округу или их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений, выдвинувших кандидатов по избирательному округу.
По результатам проверки достоверности данных, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной, о чем составляется протокол Рабочей группы, который подписывается руководителем Рабочей группы и представляется на заседание избирательной комиссии для принятия решения. В протоколе указывается количество заявленных, количество предоставленных и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей избирателей, признанных недостоверными или недействительными с указанием оснований признания их таковыми.
Копия протокола передается уполномоченному представителю избирательного объединения, кандидату не менее чем за двое суток до заседания ИКВО, ТИК-ОИК, на котором рассматривается вопрос о регистрации списка кандидатов, кандидата.
В случае если количество достоверных подписей избирателей недостаточно или количество недостоверных и недействительных подписей составило 10 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки, избирательное объединение, кандидат вправе получить от комиссии одновременно с копией протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей недостоверными или недействительными с указанием номера папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также копия официальных документов, на основании которых подписи были признаны недостоверными или недействительными.
Приложение № 3
к Методическим рекомендациям
по приему и проверке подписных листов
с подписями избирателей в поддержку
выдвижения (самовыдвижения) кандидатов
на выборах депутатов Воронежской
областной Думы и на выборах в органы
местного самоуправления
Расчет
количества подписей, которые необходимо представить
для регистрации кандидатов в депутаты Воронежской областной
Думы шестого созыва по одномандатным избирательным округам
№ округа
Кол-во избирателей
Кол-во подписей, необходимых для регистрации
10% от кол-ва подписей, необходимых для регистрации
Максимальное кол-во подписей, которое допускается представить в комиссию
Объем случайной выборки (25% от кол-ва подписей, необходимых для регистрации)
1
69593
2087
208
2295
521
2
66826
2004
200
2204
501
3
64371
1931
193
2124
482
4
67722
2031
203
2234
507
5
73716
2211
221
2432
552
6
72448
2173
217
2390
543
7
65542
1966
196
2162
491
8
64211
1926
192
2118
481
9
67214
2016
201
2217
504
10
69053
2071
207
2278
517
11
70436
2113
211
2324
528
12
62947
1888
188
2076
472
13
68395
2051
205
2256
512
14
69718
2091
209
2300
522
15
68119
2043
204
2247
510
16
61583
1847
184
2031
461
17
71050
2131
213
2344
532
18
70836
2125
212
2337
531
19
61136
1834
183
2017
458
20
78141
2344
234
2578
586
21
71896
2156
215
2371
539
22
68585
2057
205
2262
514
23
61964
1858
185
2043
464
24
55919
1677
167
1844
419
25
75085
2252
225
2477
563
26
61278
1838
183
2021
459
27
73084
2192
219
2411
548
28
57236
1717
171
1888
429
Приложение № 4
к Методическим рекомендациям
по приему и проверке подписных листов
с подписями избирателей в поддержку
выдвижения (самовыдвижения) кандидатов
на выборах депутатов Воронежской
областной Думы и на выборах в органы
местного самоуправления
Ведомость
проверки подписных листов № _____
(примерная форма)
Кандидат __________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Случайная выборка __________________
Папка № _____________ Листов в папке __________ Подписей в папке __________
Номер листа в папке
Номер строки на листе
Код нарушения
Примечание
Проверяющий __________________________________ /подпись, инициалы, фамилия/
Эксперт __________________________________ /подпись, инициалы, фамилия/
Приложение № 5
к Методическим рекомендациям
по приему и проверке подписных листов
с подписями избирателей в поддержку
выдвижения (самовыдвижения) кандидатов
на выборах депутатов Воронежской
областной Думы и на выборах в органы
местного самоуправления
Таблица кодов нарушений
Код
Расшифровка кодов нарушений
Выбраковывается
1
Форма листа не соответствует Кодексу
Лист
2
Отсутствуют либо внесены не в полном объеме сведения о кандидате
Лист
3
Лист изготовлен не за счет избирательного фонда кандидата
Лист
9
Иные нарушения изготовления и оформления подписных листов
Лист
11 <*>
Дата внесения подписи выполнена не избирателем
Подпись
12 <*>
Данные в подписной лист внесены не сборщиком и не избирателем
Подпись
13
Сведения об избирателе внесены нерукописным способом или карандашом
Подпись
14
Дата подписи кандидата раньше даты подписи сборщика
Лист
15
Дата подписи сборщика раньше даты подписи избирателя
Подпись
16
Дата внесения подписи избирателя раньше дня оплаты изготовления подписных листов (на выборах в органы государственной власти), раньше дня уведомления избирательной комиссии о выдвижении (самовыдвижении) кандидата, заверения списка кандидатов (на выборах в органы местного самоуправления)
Подпись
19
Иные нарушения порядка заполнения подписных листов
Подпись, лист
21
Нет подписи кандидата
Лист
22
Нет или неполная, неверная дата подписи кандидата, неоговоренные исправления
Лист
23
Нет или неполные сведения о кандидате в удостоверительной записи
Лист
24 <*>
Подпись кандидата выполнена иным лицом
Лист
25 <*>
Дата внесения подписи кандидата выполнена другим лицом
Лист
29
Иные нарушения в заверительной записи кандидата
Лист
32
Нет подписи сборщика
Лист
33
Нет или неполная, неверная дата подписи сборщика, неоговоренные исправления
Лист
34
Нет или неполные имя, отчество, дата рождения сборщика, неоговоренные исправления
Лист
35
Нет или неполные, неверные данные о месте жительства сборщика, неоговоренные исправления
Лист
36
Нет или неполные, неверные паспортные данные сборщика, неоговоренные исправления
Лист
37 <*>
Сведения о сборщике внесены в подписной лист не собственноручно
Лист
38 <*>
Подпись, дата подписи сборщика внесены иным лицом
Лист
39
Иные нарушения в заверительной записи сборщика
Лист
41
Подпись лица, не обладающего активным избирательным правом
Подпись
42
Нет подписи избирателя
Подпись
43
Нет или неполная, неверная дата подписи избирателя, неоговоренные исправления
Подпись
44
Нет или неполные имя, отчество избирателя, неоговоренные исправления
Подпись
45
Нет или неполная, неверная дата рождения избирателя, неоговоренные исправления
Подпись
46
Нет или неполный, неверный адрес места жительства избирателя, неоговоренные исправления
Подпись
47
Нет или неполные, неверные данные документа избирателя, неоговоренные исправления
Подпись
48 <*>
Подпись избирателя выполнена другим лицом
Подпись
49
Иные нарушения в сведениях об избирателе
--------------------------------
<*> Необходимо заключение эксперта-почерковеда.
Приложение № 6
к Методическим рекомендациям
по приему и проверке подписных листов
с подписями избирателей в поддержку
выдвижения (самовыдвижения) кандидатов
на выборах депутатов Воронежской
областной Думы и на выборах в органы
местного самоуправления
ИТОГОВЫЙ ПРОТОКОЛ № ____
заседания Рабочей группы по проверке достоверности данных,
содержащихся в подписных листах в поддержку выдвижения
кандидата в депутаты Воронежской областной Думы шестого
созыва по избирательному округу № ______
_________________________________________________________
(Ф.И.О. кандидата)
"____" ____________ 2015 г.
Состав Рабочей группы:
1. _______________________________________ секретарь ОИК
(фамилия, имя, отчество)
2. _______________________________________ член ОИК
(фамилия, имя, отчество)
3. _______________________________________ член ОИК
(фамилия, имя, отчество)
4. _______________________________________ работник УФМС
(фамилия, имя, отчество)
5. _______________________________________ эксперт-криминалист РОВД
(фамилия, имя, отчество)
6. _______________________________________ системный администратор ИЦ ИКВО
(фамилия, имя, отчество)
"___" ______________ 2015 г. окружная избирательная комиссия
избирательного округа № ___ приняла ___ папок с _____ подписными листами,
которые содержат ____ подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата
в депутаты Воронежской областной Думы шестого созыва по одномандатному
избирательному округу № ___, ______________________________________________
(фамилия, имя, отчество кандидата)
При жеребьевке с участием _____________________________________________
(Ф.И.О. кандидата, доверенного лица кандидата)
для проверки были отобраны следующие подписи: ____________________________.
(№ папки, N№ подписных листов)
Всего _____ подписи, что составляет 25% количества подписей, необходимых
для регистрации.
В результате проверки были выявлены недостатки, за которые подписи
признаны недостоверными и недействительными.
Недостоверными признаны _____ подписей, т.к. подписи выполнены от имени
разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом (пункт 9
статьи 52 Закона Воронежской области "Избирательный кодекс Воронежской
области").
Недействительными признаны _____ подписей, из них ___ - т.к.
паспортные данные не соответствуют действительности, ____ - из-за
отсутствия некоторых паспортных данных, ____ - не указана дата рождения,
___ - не указан или неверно указан адрес места жительства, ____ - из-за
отсутствия активного избирательного права, ____ - по другим причинам,
предусмотренным ст. 52 Закона Воронежской области "Избирательный кодекс
Воронежской области".
В результате проверки подписей в подписных листах в поддержку
кандидата в депутаты Воронежской областной Думы шестого созыва
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О. кандидата)
недостоверными и недействительными признаны _____ подписей, что составляет
_____% от количества проверенных подписей, и количество достоверных
подписей достаточно для регистрации
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О)
------------------------------------------------------------------
--> примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: в части 7
статьи 53 Избирательного кодекса Воронежской области пункт 6.1 отсутствует,
имеется в виду пункт 6.1 части 9 статьи 53.
------------------------------------------------------------------
кандидатом в депутаты Воронежской областной Думы шестого созыва по
одномандатному избирательному округу № ___ (или: и в соответствии с пунктом
6.1 части 7 статьи 53 Кодекса является причиной отказа в регистрации
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
кандидатом в депутаты Воронежской областной Думы шестого созыва по
одномандатному избирательному округу № ___).
Предложение по регистрации (отказу в регистрации) кандидата в депутаты
Воронежской областной Думы шестого созыва
___________________________________________________________________________
(Ф.И.О.)
изложены в проекте решения Избирательной комиссии Воронежской области.
Руководитель Рабочей группы ____________________ _____________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Дата
Дата и время получения копии
протокола кандидатом, доверенным
лицом, уполномоченным
представителем избирательного
объединения ___________________ _________ ____________
(Ф.И.О.) (подпись) (дата)
------------------------------------------------------------------