По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 05.03.2015 N 2.51-2015 "О результатах проверки эффективности мер государственной поддержки, направленных на развитие племенного животноводства, молочного и мясного скотоводства, предоставленных в 2014 году департаментом аграрной политики в рамках реализации подпрограмм "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" и "Развитие мясного скотоводства" государственной программы Воронежской области "Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 05.03.2015 № 5 (143)

ОТЧЕТ № 2.51-2015
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ПОДДЕРЖКИ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ПЛЕМЕННОГО
ЖИВОТНОВОДСТВА, МОЛОЧНОГО И МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА,
ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ В 2014 ГОДУ ДЕПАРТАМЕНТОМ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ
В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММ "РАЗВИТИЕ ПОДОТРАСЛИ
ЖИВОТНОВОДСТВА, ПЕРЕРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
ЖИВОТНОВОДСТВА" И "РАЗВИТИЕ МЯСНОГО СКОТОВОДСТВА"
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ "РАЗВИТИЕ
СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ПРОИЗВОДСТВА ПИЩЕВЫХ
ПРОДУКТОВ И ИНФРАСТРУКТУРЫ"

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.51 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2015 год, распоряжение от 19.01.2015 № 6.

Цель контрольного мероприятия: оценка эффективности и результативности использования бюджетных средств, направленных на развитие племенного животноводства, молочного и мясного скотоводства.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Департамент аграрной политики Воронежской области - акт № 2.51/1-2015 от 17.02.2015.
2. ИП глава К(Ф)Х Бадалов В.С., ИП глава К(Ф)Х Бадалов К.С., ИП глава К(Ф)Х Мусаева Г.С. - акт контрольного обследования № 2.51/2-2015 от 16.02.2015.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 19.01.2015 по 20.02.2015.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Изучение нормативно-правовых и распорядительных актов федеральных и региональных органов власти по организации предоставления субсидий на развитие племенного животноводства, молочного и мясного скотоводства.
2. Анализ финансового обеспечения подпрограмм "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства" и "Развитие мясного скотоводства" государственной программы Воронежской области "Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры...", своевременности и обоснованности внесения изменений и дополнений в программу. Соответствие объемов выданных субсидий утвержденным лимитам, своевременность и полнота перечисления субсидий.
3. Анализ распорядительной документации департамента аграрной политики Воронежской области по организации приемки от сельскохозяйственных товаропроизводителей, организаций агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовых форм, крестьянских (фермерских) хозяйств необходимых документов на получение субсидий. Соблюдение департаментом аграрной политики порядка регистрации, своевременности и полноты предоставления пакета документов сельхозтоваропроизводителями и сроков их рассмотрения.
4. Соблюдение условий предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям по следующим направлениям:
4.1. На поддержку племенного животноводства.
4.2. На поддержку племенного крупного рогатого скота мясного направления.
4.3. На поддержку овцеводства и козоводства.
4.4. На модернизацию отраслей животноводства.
4.5. На поддержку отдельных отраслей животноводства.
4.6. На развитие молочного скотоводства.
4.7. На развитие мясного скотоводства.
4.8. На поддержку экономически значимых региональных программ в области животноводства.
4.9. По управлению рисками в подотраслях животноводства.
5. Оценка эффективности использования средств, выделенных на государственную поддержку племенного животноводства в 2014 году. Исполнение целевых индикаторов и показателей, предусмотренных соглашением с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
6. Оценка эффективности использования средств, выделенных на государственную поддержку молочного скотоводства в 2014 году. Исполнение целевых индикаторов и показателей, предусмотренных соглашением с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
7. Оценка эффективности использования средств, выделенных на государственную поддержку мясного скотоводства в 2014 году. Исполнение целевых индикаторов и показателей, предусмотренных соглашением с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
8. Оценка эффективности использования средств, выделенных на государственную поддержку овцеводства и козоводства в 2014 году. Исполнение целевых индикаторов и показателей, предусмотренных соглашением с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
9. Оценка эффективности использования средств, выделенных на государственную поддержку по управлению рисками в подотраслях животноводства в 2014 году. Исполнение целевых индикаторов и показателей, предусмотренных соглашением с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
10. Оценка эффективности и целевого использования бюджетных средств, направленных на реализацию ведомственной целевой программы "Предупреждение возникновения и распространения африканской чумы свиней на территории Воронежской области на 2014 - 2016 годы".
11. Анализ эффективности использования средств, направленных на реализацию ведомственной целевой программы "Создание сырьевой базы, развитие первичной переработки говядины и создание инфраструктуры для ее глубокой переработки, хранения и сбыта в Воронежской области на 2013 - 2015 годы".
12. Анализ эффективности использования средств, направленных на реализацию ведомственной целевой программы "Развитие свиноводства в Воронежской области на 2013 - 2015 годы".
13. Оценка эффективности и целевого использования бюджетных средств, направленных на реализацию ведомственной целевой программы "Развитие мясного скотоводства Воронежской области на 2014 - 2016 годы".
14. Проверка состояния и эффективности внутриведомственного контроля, осуществляемого департаментом аграрной политики за соблюдением получателями субсидий, предоставленных на поддержку племенного животноводства, молочного и мясного скотоводства, условий, целей и порядков их предоставления.

Результаты контрольного мероприятия:
На территории Воронежской области государственная поддержка сельского хозяйства осуществляется в рамках реализации государственной программы "Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка" (далее по тексту - ГП, Госпрограмма, Программа), утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 13.12.2013 № 1088, софинансируемой за счет средств федерального бюджета. Меры государственной поддержки, направленные на развитие племенного животноводства, молочного и мясного скотоводства, в 2014 году предоставлялись департаментом в рамках реализации двух подпрограмм ГП: "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства", которая включает 11 мероприятий, и "Развитие мясного скотоводства", включающей 3 мероприятия.

Подпрограмма "Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства"

В 2014 году на реализацию мероприятий подпрограммы (далее по тексту - Подпрограмма) направлено 4207587,6 тыс. рублей (или 84% от утвержденных бюджетных ассигнований), в том числе: за счет средств федерального бюджета - 2813548,2 тыс. рублей (77,9%), областного - 1394039,4 тыс. рублей (100%). По проверяемым мероприятиям подпрограммы средства освоены в полном объеме (100%). Не полностью освоены средства федерального бюджета, предусмотренные на возмещение части процентной ставки по инвестиционным и краткосрочным кредитам на развитие животноводства. По данному направлению государственной поддержки Контрольно-счетной палатой Воронежской области была проведена проверка в 2014 году.
Проверкой полноты принятых департаментом пакетов документов установлены факты предоставления субсидий при неполном пакете документов. Так, в нарушение Порядка предоставления субсидий на приобретение племенных сельскохозяйственных животных от 05.02.2014 № 85 в проверенных пакетах документов вместо товарных накладных предоставлены invoice (аналог российского счета-фактуры) следующими получателями субсидий: ООО "Сельскохозяйственное предприятие "Новомарковское", ООО "Бутурлиновский Агро-комплекс", ООО "ЭкоНиваАгро" и другие. Таким образом, в нарушение условий Порядка при отсутствии товарных накладных выплачено 235448,9 тыс. рублей. Кроме того, установлено, что в большинстве предоставленных пакетов документов (90%) получателями субсидий не указывались даты составления документов.
В ходе настоящей проверки выборочно проверена реализация следующих мероприятий Подпрограммы.

1. Племенное животноводство

Реализация мероприятия по племенному животноводству направлена на формирование племенной базы, удовлетворяющей потребность сельскохозяйственных товаропроизводителей области в племенной продукции (материале). За проверяемый период на реализацию данного мероприятия из федерального и областного бюджетов выделено 541014,7 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 428868,1 тыс. рублей (100% утвержденных бюджетных ассигнований), из областного бюджета - 112146,6 тыс. рублей (100%). Государственную поддержку получили 78 сельскохозяйственных организаций и 6 крестьянских (фермерских) хозяйств. Выборочно проверены пакеты документов 15 получателей субсидий. В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 4.1.1 Порядка от 05.02.2014 № 85 департаментом неправомерно выплачена субсидия в размере 1512,0 тыс. рублей ЗАО "Дон" Хохольского района при отсутствии данного предприятия в Перечне сельскохозяйственных предприятий по племенному животноводству, утвержденном Минсельхозом России. В ходе проверки неправомерно полученные субсидии на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных, кроме племенного крупного рогатого скота мясного направления, в сумме 1512,0 тыс. рублей ЗАО "Дон" были возвращены на лицевой счет ДАП ВО платежным поручением от 29.01.2015 № 135.
Для оценки эффективности реализации указанного мероприятия Подпрограммы используется один показатель "численность племенного поголовья сельскохозяйственных животных", который достигнут. По состоянию на 01.01.2015 численность племенного поголовья сельскохозяйственных животных составила 69,916 тыс. голов, при плане 64,574 тыс. голов, выполнение 108,3%. Таким образом, использование средств по данному направлению дает положительный эффект.

2. Развитие молочного скотоводства

Реализация мероприятия по развитию молочного скотоводства направлена на повышение производства продукции и инвестиционной привлекательности молочного скотоводства.
В рамках данного основного мероприятия осуществлялась государственная поддержка в виде предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) субсидий на 1 литр (килограмм) реализованного товарного молока. За проверяемый период по данному направлению из федерального и областного бюджетов выделено 347690,3 тыс. рублей, в т.ч. из федерального - 286195,3 тыс. рублей и 61495,0 тыс. рублей из областного.
Меры государственной поддержки получили 134 сельскохозяйственных товаропроизводителя, из которых 104 сельхозорганизации, 30 КФХ. В ходе проверки выборочно проверены пакеты документов 16 получателей субсидий. Проверкой правильности расчета субсидий, а также соблюдения Порядка их предоставления нарушений не установлено.
Анализ эффективности государственной поддержки показал, что ряд сельскохозяйственных товаропроизводителей допустил снижение надоев. Так, ИП Глава КФХ Дегтярева Т.И., получив за 2014 год субсидии в размере 13,3 тыс. рублей, снизила надои молока на 1 корову с 5021 кг до 4080 кг (снижение 941 кг), ООО "Мясомолочная компания "ИнтерАгро", получив 499,8 тыс. рублей субсидий, допустило снижение надоев на 1 корову на 904 кг, ООО "Подворье", получив субсидии в сумме 44,4 тыс. рублей, допустило снижение надоев на 1 корову на 1225 кг. Всего надои молока снизились по 16 сельскохозяйственным предприятиям - получателям субсидий. Таким образом, получая значительную государственную поддержку, отдельные сельхозтоваропроизводители допускали снижение производства молока.
Для оценки реализации указанного мероприятия используется показатель "производство молока в хозяйствах всех категорий". В 2014 году данный показатель выполнен на 103,3%. При плановом производстве молока 762,9 тыс. тонн фактически произведено 788,0 тыс. тонн.
В проверяемом периоде господдержка в целом оказала положительное влияние на производство молока в Воронежской области. Всего за 2014 год увеличились надои на 1 корову в среднем на 544 килограмма на 1 корову.

3. Развитие овцеводства и козоводства

Реализация мероприятия подпрограммы по развитию овцеводства и козоводства направлена на сохранение традиционного уклада жизни и поддержание занятости и доходности сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, специализирующихся на овцеводстве и козоводстве.
За проверяемый период по данному направлению предоставлены субсидии на возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз 62 хозяйствам в сумме 3121,2 тыс. рублей, в т.ч. из федерального бюджета - 2017,2 тыс. рублей областного - 1104,0 тыс. рублей. Проверкой правильности расчета субсидий, а также соблюдения Порядка их предоставления нарушений не установлено.
Субсидии предоставлялись на маточное поголовье овец и коз на 01.01.2014 вне зависимости от того, на сколько голов произошло увеличение поголовья. Так, по следующим получателям субсидий поголовье увеличилось на 1 голову: ИП глава К(Ф)Х Пустовойтова О.Г., сумма субсидий составила 15,2 тыс. рублей; ООО "Восход", сумма субсидий составила 13,4 тыс. рублей; ООО "Победа", сумма субсидий составила 13,0 тыс. рублей; ООО "Агротех-Гарант", сумма субсидий составила 80,0 тыс. рублей. Только по двум хозяйствам в документах указано значительное увеличение поголовья (ООО "Агрофермер-Ресурс", увеличение поголовья составило 92 головы, сумма субсидий - 76,6 тыс. рублей, ИП глава К(Ф)Х Боев Р.В., увеличение поголовья составило 150 голов, сумма субсидий составила 32,0 тыс. рублей). По остальным хозяйствам увеличение поголовья составило в среднем 5 - 10 голов. По состоянию на 01.01.2014 овцеводством занималось 83 сельскохозяйственных товаропроизводителя области, по состоянию на 01.01.2015 их количество увеличилось и составило 89 хозяйств.
Несмотря на незначительное увеличение маточного поголовья овец и коз в хозяйствах, получивших субсидии, показатель "численность маточного поголовья овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей" выполнен на 124,2%. При плановом значении 35,75 тыс. голов фактическая численность поголовья составила 44,4 тыс. голов. Использование средств по данному направлению дает положительный эффект. Однако основной прирост поголовья достигнут благодаря вновь созданным хозяйствам, которые не имели права обратиться за предоставлением государственной поддержки в связи с отсутствием годовых отчетов за 2013 год.

4. Развитие кролиководства

Реализация мероприятия по развитию кролиководства направлена на наращивание поголовья кроликов, увеличение производства продукции кролиководства.
По состоянию на 01.01.2014 кролиководством в области занималось одно хозяйство, а по состоянию на 01.01.2015 - 3 хозяйства. В 2014 году субсидии предоставлены двум сельскохозяйственным товаропроизводителям, осуществляющим разведение кроликов, - ИП Гоз А.Р. (г. Воронеж) и ИП глава КФХ Калябина Е.И. (Хохольский муниципальный район). Размер предоставленных субсидий составил 823,4 тыс. рублей и 8,0 тыс. рублей соответственно. Проверкой правильности расчета субсидий, а также соблюдения Порядка их предоставления нарушений не установлено.
По оперативным данным показатель "поголовье кроликоматок в сельскохозяйственных организациях", предусмотренный в Подпрограмме, в 2014 году выполнен на 125%. При плановом значении 6630 голов фактическое поголовье кроликоматок составило 8314 голов. Таким образом, предоставленные меры государственной поддержки оказали положительный эффект на развитие данной отрасли.

5. Развитие рыбоводства

Реализация мероприятия по развитию рыбоводства направлена на наращивание объемов производства и реализации товарной рыбы. На поддержку рыбоводства средства выделялись в целях компенсации части затрат, понесенных сельскохозяйственными товаропроизводителями на развитие данной отрасли, за реализацию в 2013 году произведенной товарной рыбы. Всего в 2014 году субсидии предоставлены из областного бюджета 16 сельскохозяйственным товаропроизводителям на общую сумму 9802,1 тыс. рублей. Проверкой правильности расчета субсидий областного бюджета на поддержку рыбоводства, а также соблюдения Порядка их предоставления нарушений не установлено.
По оперативным данным показатель "производство реализованной рыбы в сельскохозяйственных организациях" выполнен на 110,5%. При плановом значении 1430 тонн фактически реализовано 1580 тонн рыбы. Таким образом, предоставленные меры государственной поддержки оказали положительный эффект на развитие данной отрасли.

6. Модернизация отрасли животноводства

Мероприятие по модернизации отрасли животноводства направлено на обеспечение увеличения объемов производства продукции, сохранения и увеличения поголовья всех видов сельскохозяйственных животных, а также использования современного технологического оборудования для модернизации животноводческих предприятий.
По данному направлению за счет средств областного бюджета предоставлены субсидии 105 хозяйствам на общую сумму 275707,4 тыс. рублей, или в 2,7 раза больше запланированных Госпрограммой средств.
Проверкой 19 комплектов документов 4 хозяйств выявлено ошибочное применение курса валюты для расчета и получения субсидии на возмещение части затрат за приобретенную технику ООО "Птицепром Бобровский" в компании "Hellmann Poultry GmbH & Co.KG" (Германия). В соответствии с требованиями п. 4 и п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденного Приказом Минфина РФ от 27.11.2006 № 154н, стоимость активов и обязательств, выраженная в валюте, подлежит пересчету в рубли по курсу на дату совершения операции. Однако в нарушение данного требования при определении стоимости оборудования для расчета субсидии применен курс не на дату платежа, а тот, который отражен в грузовых таможенных декларациях. В связи с этим в 2014 году излишне возмещено предприятию за приобретенную технику в виде субсидий 66,5 тыс. рублей. Указанные средства подлежат возврату в областной бюджет.
Целевыми показателями эффективности мероприятия по модернизации отрасли животноводства являются: "Производство скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий (в живом весе)" в количестве 380 тыс. т, "Производство молока в хозяйствах всех категорий" в количестве 762,9 тыс. т. Фактические значения показателей в 2014 году составили 324,0 тыс. т (85,3% исполнения); 788,0 тыс. т (103,3%). В связи с невыполнением показателя по производству скота и птицы на убой мероприятие по модернизации отрасли животноводства нельзя признать эффективным.

7. Развитие перепеловодства

Реализация мероприятия по развитию перепеловодства направлена на увеличение производства яйца и мяса перепелов, насыщение продовольственного рынка Воронежской области качественной яичной и мясной продукцией.
По состоянию на 01.01.2014 и на 01.01.2015 перепеловодством в области занимается одно хозяйство. В 2014 году субсидии предоставлены одному товаропроизводителю - ОАО "Воронежское перепелиное хозяйство" (Новоусманский муниципальный район). Проверкой правильности расчета субсидии, а также соблюдения Порядка предоставления нарушений не установлено.
ОАО "Воронежское перепелиное хозяйство" реализовало в 2013 году 8778900 десятков яиц и 607300 кг мяса перепелов. Объем предоставленных субсидий составил 5604,0 тыс. рублей.
По оперативным данным показатель "производство перепелиных яиц" в 2014 году выполнен на 109,9%. При плановом значении 91 млн. штук за год фактически произведено 100 млн. штук перепелиных яиц. Таким образом, предоставленные меры государственной поддержки оказали положительный эффект на развитие данной отрасли.

8. Поддержка экономически значимых региональных программ в области животноводства

Реализация мероприятия по поддержке экономически значимых региональных программ развития животноводства Воронежской области направлена на создание экономических и технологических условий устойчивого развития отрасли животноводства, имеющих экономическое значение, с учетом особенностей региона.
Государственная поддержка осуществлялась в рамках реализации 3 ведомственных целевых программ департамента. На реализацию мероприятия в 2014 году направлено 92 233 тыс. рублей областного бюджета, в т.ч. по ведомственным целевым программам (далее по тексту - ВЦП):
- ВЦП "Развитие свиноводства в Воронежской области на 2013 - 2015 годы" направлено 34314 тыс. рублей;
- ВЦП "Предупреждение возникновения и распространения африканской чумы свиней на территории Воронежской области на 2014 - 2016 годы" направлено 20000 тыс. рублей (кроме того, за счет средств федерального бюджета выплачено 8828,0 тыс. рублей);
- ВЦП "Создание сырьевой базы, развитие первичной переработки говядины и создание инфраструктуры для его глубокой переработки, хранения и сбыта в Воронежской области на 2013 - 2015 годы" - 37919,0 тыс. рублей.
В нарушение Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, утвержденного постановлением администрации Воронежской области от 10.02.2006 № 81 "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ", ВЦП не корректировались в связи с внесением изменений в нормативные правовые акты (законы об областном бюджете на соответствующий год), устанавливающие объемы расходов на финансирование действующих обязательств субъекта бюджетного планирования (ДАП ВО).
В нарушение пп. в) п. 2.2 Положения отчеты по реализации программы в департамент экономического развития и департамент финансово-бюджетной политики области не представлялись. В нарушение п. п. 3.3, 3.5 Положения контроль за ходом реализации ведомственных целевых программ департаментом не осуществлялся. Отчеты о выполнении ведомственных целевых программ, включая меры по повышению эффективности их реализации, ежеквартально, а также по итогам года в департамент экономического развития области, управление экспертной и контрольной работы правительства области и департамент финансовой политики области не представлялись.
Анализ достижения показателей, предусмотренных ВЦП "Развитие свиноводства в Воронежской области на 2013 - 2015 годы", на основе представленной департаментом оперативной информации о реализации программы показал, что из 4 индикаторов выполнен только один "уровень готовности мощностей создаваемых свинокомплексов". Остальные 3 показателя (производство свинины на убой в живом весе, выручка от реализации свинины в живом весе, создание новых рабочих мест) не выполнены. В рамках Подпрограммы по указанной ВЦП предусмотрено выполнение одного показателя "произведено (выращено) свиней в живой массе в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах", который выполнен на 125,1%. При плановом значении 72,0 тыс. т фактически в 2014 году произведено (выращено) свиней в живой массе в сельхозорганизациях 90,1 тыс. т.
В рамках реализации ВЦП "Создание сырьевой базы, развитие первичной переработки говядины и создание инфраструктуры для его глубокой переработки, хранения и сбыта в Воронежской области на 2013 - 2015 годы" в 2013 - 2014 годах субсидии предоставлялись только одной организации - ООО "Заречное", которое осуществляло строительство мясокомбината в с. Ступино Рамонского муниципального района. В 2013 году объем предоставленных субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат составил 156174,0 тыс. рублей, в 2014 году - 37919,0 тыс. рублей. В 2014 году такие целевые индикаторы, как "Выручка от реализации мяса и мясопродуктов..." и "Прирост выручки..." не достигнуты в связи с тем, что департамент при расчете целевых индикаторов исходил из того, что участниками Программы будут 18 предприятий, фактически участником ВЦП стало ООО "Заречное", однако департамент корректировки значений показателей не проводил.
В то же время ООО "Заречное" наращивает как объемы собственного производства, так и переработку высококачественной говядины. Начиная с 2014 года, осуществляются поставки готовой продукции в торговые сети, создано 230 рабочих мест (403,5% плана), с июня 2014 года начались налоговые отчисления в бюджеты всех уровней (по состоянию на 01.01.2015 перечислено 13000,0 тыс. рублей). В настоящее время построенный мясокомбинат является самым современным не только в Воронежской области, но и в Российской Федерации. Таким образом, несмотря на то что не все показатели ВЦП выполнены, предоставленные меры государственной поддержки оказали положительный эффект на развитие данного предприятия.
По ВЦП "Предупреждение возникновения и распространения африканской чумы свиней на территории Воронежской области на 2014 - 2016 годы" основными показателями эффективности являются: "Создание новых рабочих мест" в количестве 200 штатных единиц; "Выручка от реализации свинины в живом весе" - 7686 млн. рублей. Фактические значения показателей в 2014 году выполнены и составили соответственно 339 шт. ед., 8240,0 млн. рублей.
Однако утвержденные целевые показатели не соответствуют требованиям адекватности (очевидным образом не характеризуют прогресс, достигаемый в результате реализации мероприятия, и (или) не отражают все существенные аспекты реализации данного мероприятия). Увеличение реализации свинины, создание рабочих мест может произойти в большей степени за счет других факторов. Более того, строительство санпропускников, цехов по утилизации биологических отходов, дезинфекционных барьеров в свиноводческих предприятиях, согласно ветеринарно-санитарным правилам, в обязательном порядке должно осуществляться и фактически производится. То есть роль субсидии в данном случае свелась к компенсации затрат на строительство, из которых 82,8% средств предоставлено только одному свиноводческому предприятию ООО "АГРОЭКО-ВОСТОК". А в 2014 году в области появились 2 крупных очага африканской чумы свиней: на территории производственных площадок ЗАО "Агрокомбинат "Николаевский", ООО "Агроресурс-Воронеж".
Таким образом, для эффективного решения целей и задач ВЦП необходимо пересмотреть мероприятия, показатели и целевые индикаторы оценки результативности в соответствии с требованиями Положения.


10. Управление рисками в подотраслях животноводства

Реализация мероприятия по управлению рисками в подотраслях животноводства направлена на снижение возможности потери доходов при производстве продукции животноводства в результате заразных болезней животных; стихийных бедствий; нарушений электро-, тепло-, водоснабжения; пожаров. В рамках данного мероприятия субсидии из федерального и областного бюджетов предоставлялись по вступившим в силу договорам страхования сельскохозяйственных животных в размере 50% начисленной страховой премии. Уровень софинансирования из федерального бюджета Минсельхозом РФ определен в размере 82,6%, из областного бюджета - 17,4%. Из федерального бюджета предоставлено 14641,5 тыс. рублей, из областного - 3084,3 тыс. рублей. Проверкой правильности расчета субсидий, а также соблюдения Порядка предоставления нарушений не установлено.
Анализ страхования в отрасли животноводства показал, что большая часть сельхозтоваропроизводителей обходится без страховой защиты: из 403 хозяйств в 2014 году только 9 заключили договоры с государственной поддержкой. В то же время количество хозяйств, страхующих сельскохозяйственных животных с государственной поддержкой, по сравнению с 2013 годом, в Воронежской области увеличилось с 2 до 9.
В основном, хозяйства страхуют наиболее подверженных рискам животных, такие как свиньи или птица, и менее - КРС и МРС. В 2014 году количество застрахованного поголовья КРС составило 5,1 тыс. голов (4% общего количества КРС), птицы - 7017,7 тыс. голов (77,5%), свиней - 241,3 тыс. голов (53,5%).
Показателем эффективности реализации мероприятия является "Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах)". Однако, как отмечалось ранее в заключении КСП на проект госпрограммы от 28.10.2013, индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий непосредственно не характеризует эффективность предоставления субсидий для возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий. К тому же, фактическое значение показателя в 2014 году составило 94,8% при плане 103,9%. Таким образом, мероприятие по управлению рисками в подотраслях животноводства нельзя признать эффективным.

Подпрограмма "Развитие мясного скотоводства"

В 2014 году на реализацию 3 мероприятий данной Подпрограммы направлено 1240439,5 тыс. рублей (или 99,99% от утвержденных бюджетных ассигнований), в том числе: за счет средств федерального бюджета - 780197,7 тыс. рублей (100%), областного - 460241,8 тыс. рублей (99,98%).
В ходе проверки проанализирована эффективность использования средств по 2 основным мероприятиям.

1. Развитие племенной базы мясного скотоводства

За проверяемый период по данному направлению из федерального и областного бюджетов выделено 103301,0 тыс. рублей, в том числе: из федерального бюджета - 17601,5 тыс. рублей, из областного бюджета - 85699,5 тыс. рублей. Субсидии предоставлены 28 сельскохозяйственным товаропроизводителям, в т.ч. 10 К(Ф)Х.
В нарушение Порядка предоставления в 2014 году субсидий на приобретение семени племенных быков-производителей мясного направления и эмбрионов крупного рогатого скота мясного направления в пакетах представленных документов организаций по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных отсутствуют товарные накладные у следующих сельхозтоваропроизводителей, вместо товарных накладных предоставлены invoice (аналог российского счета-фактуры): ООО "Стивенсон спутник" Бобровского района, ООО ПЗ Ангус Шестаково Бобровского района, ООО "Зеленый луг" Петропавловского района, ООО "Племенные продажи" Каширского района. Всего в нарушение вышеуказанного пункта Порядка выплачено субсидий по данному виду государственной поддержки в сумме 349,8 тыс. рублей.
Показатель "поголовье племенного крупного рогатого скота специализированного мясного направления", предусмотренный мероприятием подпрограммы и соглашением с Минсельхозом России, выполнен на 156,2%. При плане 6,0 тыс. голов фактическое поголовье племенного КРС специализированного мясного направления составило 9,4 тыс. голов. Таким образом, использование средств по данному направлению дает положительный эффект.

2. Поддержка экономически значимой региональной программы Воронежской области по развитию мясного скотоводства

Реализация мероприятия направлена на создание условий для формирования и устойчивого развития отрасли специализированного мясного скотоводства и производства высококачественной говядины и выполнение мероприятий ведомственной целевой программы "Развитие мясного скотоводства Воронежской области на 2014 - 2016 годы". Программа направлена на формирование племенной базы мясного скотоводства, увеличение производства высококачественной говядины ("мраморного" мяса).
В рамках данного мероприятия осуществлялась государственная поддержка в виде предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) субсидий на развитие мясного скотоводства:
1) содержание 1 головы крупного рогатого скота специализированных мясных и помесных пород, находящегося в хозяйстве по состоянию на 01.07.2014;
2) возмещение части затрат по приобретению помесного и товарного скота в 2013 - 2014 годах (за скот, приобретенный в 2013 году, по неоплаченным или частично оплаченным заявлениям, принятым департаментом аграрной политики Воронежской области).
В рамках ВЦП меры поддержки получили 106 хозяйств (из них 54 КФХ) на общую сумму 93410,0 тыс. рублей (100% утвержденных бюджетных ассигнований), в том числе 39446,0 тыс. рублей - из федерального бюджета, 53964,0 тыс. рублей - из областного бюджета.
Проверкой обоснованности выплаты субсидий установлено, что ИП глава К(Ф)Х Мусаева Г.С. 25 декабря 2014 года получила субсидии в сумме 3051,9 тыс. рублей на приобретение помесного и товарного скота в количестве 164 головы. В ходе проверки проведено контрольное обследование 16.02.2015 наличия приобретенного помесного и товарного скота у ИП глава К(Ф)Х Мусаевой Г.С. Установлено, что помещения, где находится скот, расположенные в с. Радченское и с. Лебединка Богучарского района принадлежат на основании свидетельств о государственной регистрации права ИП глава К(Ф)Х Бадалову В.С. На ферме, расположенной по адресу с. Радченское, находится 97 голов КРС. По пояснению Бадалова В.С., данный скот (и это весь ее скот) принадлежит Мусаевой Г.С., документального подтверждения права использования помещения Мусаевой Г.С. не представлено. Из приобретенного и просубсидированного в декабре 2014 года в количестве 164 головы крупного рогатого скота на 16.02.2015 в наличии было 97 голов КРС. Таким образом, предоставленные меры поддержки не способствовали эффективному развитию данного хозяйства.
Проверкой обоснованности выплаты субсидий ИП глава К(Ф)Х Бадалову К.С. установлено, что ИП выплачены субсидии в сумме 628,8 тыс. рублей на содержание 1 головы крупного рогатого скота специализированных помесного и товарного скота в количестве 150 голов, проверка показала, что фактически данное поголовье КРС используется для молочного производства. Результаты проведенной выездной проверки показали, что в данном случае департаментом осуществлялся недостаточный контроль за целевым и эффективным использованием предоставленных субсидий.
Проверкой порядка выделения субсидий ООО "Таурус" установлено, что в 2014 году хозяйство получало субсидии на увеличение маточного поголовья коров и на содержание КРС специализированных мясных и помесных пород. В июле из областного бюджета ООО "Таурус" получило 1776,0 тыс. рублей на увеличение маточного поголовья коров. По представленной департаментом информации в ООО "Таурус" на 01.10.2014 содержалось поголовье КРС всего 3996 голов, в том числе коров 1578 голов. С целью уменьшения концентрации поголовья на одной площадке села Б. Ясырки Аннинского муниципального района поголовье частично перевезено в Острогожский, Панинский и Грибановский муниципальные районы Воронежской области. В ноябре 2014 года сотрудники департамента провели обследование по факту наличия и содержания поголовья ООО "Таурус" в Аннинском и Грибановском муниципальных районах. В ходе проведенных мероприятий было установлено, что поголовье содержится в ненадлежащих условиях: площадки для зимнего содержания животных не готовы, поголовье не обеспечено необходимыми кормами, на некоторых площадках не организовано поение животных, отсутствуют подстилки в местах ночлега животных, помещение для новорожденных телят с коровами отсутствует, не обеспечены условия для проведения ветеринарных мероприятий, штат зоотехнических и ветеринарных специалистов не укомплектован. Несмотря на многочисленные нарушения, ООО "Таурус" получило субсидии на содержание КРС специализированных мясных и помесных пород в декабре 2014 года в сумме 2366,7 тыс. рублей. Департаментом проведено повторное обследование наличия и условий содержания животных в данном хозяйстве, установлено, что ситуация не изменилась. Таким образом, предоставленные меры поддержки не способствовали эффективному развитию хозяйства.
Анализ выполнения целевых показателей, предусмотренных ВЦП, показал, что 2 показателя эффективности из 4 не выполнены. Кроме того, для оценки эффективности реализации указанного мероприятия в подпрограмме предусмотрен показатель "поголовье крупного рогатого скота специализированных мясных пород и помесного скота, полученного от скрещивания со специализированными мясными породами, в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей", который по оперативным данным в 2014 году выполнен лишь на 85,6% (при плановом значении показателя 130 тыс. голов, фактическое поголовье составило 111,3 тыс. голов).
По данной подпрограмме соглашением с Минсельхозом определены еще 5 показателей, из которых только 3 выполнены. Это - "Общее поголовье мясного скота" (118,8%). При плановом значении 70 тыс. голов, в т.ч. маточное 24,0 тыс. голов фактическое поголовье составило 83,1 тыс. голов, в т.ч. маточное - 30,2 тыс. голов. Показатель "прирост общего поголовья мясного скота" выполнен на 242,1% при плане 9,24 тыс. голов, фактическое значение составило 22,4 тыс. голов. Показатель "прирост производства на убой в живой массе мясного и помесного скота" выполнен на 188,4%. При плане 4,3 тыс. т фактическое значение составило 8,1 тыс. т.
Не выполнены показатели "общее поголовье помесного скота" (70,3%), а показатель "прирост общего поголовья помесного скота" имеет отрицательное значение (-2426,0). Таким образом, мероприятие нельзя признать эффективным.

Осуществление в департаменте внутриведомственного контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств за 2014 год

Департамент в ходе реализации мер государственной поддержки осуществляет финансовый контроль как текущий (путем проверки документов, представляемых в департамент в качестве основания для получения субсидий), так и последующий (путем проведения ревизий и проверок). В 2014 году департамент аграрной политики осуществлял внутриведомственный контроль по всем направлениям государственной поддержки в соответствии с ежеквартальными планами проведения контрольных мероприятий, утвержденными приказами руководителя департамента. Всего в 2014 году департаментом проведены 38 контрольных мероприятий в отношении 14 получателей средств государственной поддержки по 15 направлениям, выполнение плана составило 100%. В результате принятых мер по устранению выявленных нарушений возвращены в бюджет необоснованно полученные субсидии, направленные на поддержку племенного животноводства, молочного и мясного скотоводства, в сумме 42,3 тыс. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета - 37,9 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета - 4,4 тыс. рублей.

Анализ основных показателей состояния и развития животноводства молочного и мясного скотоводства Воронежской области

Государственная политика в сфере животноводства в Воронежской области и предоставление мер государственной поддержки оказали положительное влияние на отрасль. Ежегодно наращиваются объемы производства продукции (молоко, мясо, яйцо), поголовье всех видов сельскохозяйственных животных. Увеличение поголовья КРС составило 5%, овец и коз - 13,4%. Вспышка вируса АЧС внесла определенные коррективы в развитие свиноводства. Как результат - снижение поголовья свиней на 23,4% по сравнению с 2012 годом и на 1,2% с 2013 годом, а также производства мяса (тыс. т) на 1,9% по сравнению с 2012 годом, и на 13% - с 2013 годом. Показатели рентабельности отрасли животноводства в 2013 году, по сравнению с предыдущими годами, значительно снизились. По уровню окупаемости затрат производства отдельной продукции животноводства (мясо КРС, свиней, птицы) окупаемыми являются производства свинины и птицы. Производство мяса КРС остается стабильно нерентабельным.
По итогам года прирост производства товарного молока в сельхозпредприятиях области составил 36,8 тыс. т, по данному показателю область уверенно занимает лидирующие позиции три года подряд. Продуктивность по итогам 2014 года достигла 5545 кг на голову (13-е место из 85 субъектов РФ), против 5001 кг на голову (20-е место из 85 субъектов РФ) в 2013 году. В 2014 году в области открыто 3 молочных комплекса: ООО "ЭкоНиваАгро" Каменский район, ООО "СХП "Новомарковское" Кантемировского района и ООО "Агрофирма Калитва" Россошанского района.
На территории Воронежской области создаются и успешно развиваются племенные хозяйства по разведению скота местной селекции. Наибольшее количество племенных предприятий - 31, по состоянию на 01.01.2015, осуществляют деятельность по разведению крупного рогатого скота, численность поголовья КРС в которых составила 74323 голов, что составляет 16,5% общего поголовья КРС области. Кроме того, занимаются разведением племенных лошадей 2 племхозяйства с численностью общего поголовья лошадей 537 голов, или 33,8% от общего поголовья; свиней - 3 племенных хозяйства, с численностью 48000 голов, или 9,5% от общего поголовья; овец - 1 племхозяйство, с численностью 4000 голов - 1,7% от общего поголовья; птицы - 2 хозяйства, с численностью 22563 голов. Племенная база Воронежской области имеет достаточно высокий генетический потенциал. Создана лаборатория трансплантации эмбрионов, которая успешно работает в Бобровском районе. В 2013 пересажено 135 эмбрионов, в 2014 - 5,08 тыс. эмбрионов. По породному составу все поголовье в племенной категории хозяйств разводимых пород - 100% чистопородное.

Выводы:
В результате деятельности ДАП ВО по осуществлению государственной поддержки отрасли животноводства в области в рамках первого года реализации Госпрограммы имеются положительные тенденции в увеличении численности поголовья сельскохозяйственных животных и производстве продукции животноводства. Племенная база животноводства Воронежской области имеет высокий генетический потенциал. По состоянию на 01.01.2015 численность племенного поголовья сельскохозяйственных животных составила 69,916 тыс. голов при плане 64,574 тыс. голов, выполнение показателя "численность племенного поголовья сельскохозяйственных животных" составило 108,3%. Увеличение поголовья КРС составило 5%, овец и коз - 13,4%.
В то же время проверкой установлены отдельные нарушения действующего законодательства и недостатки в организации работы департамента по предоставлению мер государственной поддержки. Неправомерно выплачена субсидия в размере 1512,0 тыс. рублей ЗАО "Дон" Хохольского района при отсутствии данного предприятия в Перечне сельскохозяйственных предприятий по племенному животноводству, утвержденном Минсельхозом России. Имеют место факты, когда меры поддержки предоставлялись при принятии неполного пакета документов (отсутствие товарных накладных). В отдельных случаях предоставленные меры поддержки не способствовали эффективному развитию хозяйств. В нарушение Положения о порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, программы не корректировались в связи с внесением изменений в нормативные правовые акты (законы об областном бюджете на соответствующий год), устанавливающие объемы расходов на финансирование действующих обязательств субъекта бюджетного планирования, результаты реализации ВЦП не размещались в сети Интернет на официальном портале правительства. Нельзя признать эффективными мероприятия по модернизации отрасли животноводства в связи с невыполнением показателя по производству скота и птицы на убой, по управлению рисками в подотраслях животноводства, - в связи с невыполнением показателя "индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий".
С 2014 года департаментом утверждена ВЦП "Предупреждение возникновения и распространения африканской чумы свиней на территории Воронежской области на 2014 - 2016 годы", однако ее мероприятия не способствовали достижению целей и задач программы. Утвержденные целевые показатели не соответствуют требованиям адекватности и не отражают степень достижения цели программы от реализации запланированных мероприятий. В результате вспышки вируса АЧС снизилось поголовье свиней на 23,4% по сравнению с 2012 годом и на 1,2% с 2013 годом, а также производство мяса.

Предложение:
Направить представление по результатам контрольного мероприятия в департамент аграрной политики Воронежской области.

Аудитор
И.Н.ДАНИЛОВ

Старший инспектор инспекции по контролю
расходов на общегосударственные вопросы,
сельское и лесное хозяйство
С.Н.СКРЫЛЬНИКОВА


------------------------------------------------------------------