По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 05.03.2015 N 2.30-2015 "О результатах проверки соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Воронежской области, Государственным фондом поддержки малого предпринимательства Воронежской области в 2013 - 2014 годах и текущем периоде 2015 года"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 05.03.2015 № 5 (143)

ОТЧЕТ № 2.30-2015
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА
УПРАВЛЕНИЯ И РАСПОРЯЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВОМ, НАХОДЯЩИМСЯ
В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ,
ГОСУДАРСТВЕННЫМ ФОНДОМ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 - 2014 ГОДАХ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ
2015 ГОДА

Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.30 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2015 год, распоряжение от 29.01.2015 № 12.

Цель контрольного мероприятия: оценка соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в государственной собственности Воронежской области, проверяемой организацией.

Проверенный объект и оформленный акт: Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области - акт № 2.30-2015 от 16.02.2015.

Срок проведения контрольного мероприятия: с 30 января 2015 года по 16 февраля 2015 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Проверка соответствия деятельности Государственного фонда поддержки малого предпринимательства Воронежской области целям и задачам, определенным в учредительных документах. Анализ полноты и эффективности выполнения основных видов деятельности, предусмотренных уставом.
2. Анализ эффективности использования имущества, полученного в денежной или имущественной форме для осуществления уставной деятельности. Проверка наличия правоустанавливающих документов на это имущество.
3. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: формирование доходов по источникам; обоснованность и эффективность расходов; анализ дебиторской и кредиторской задолженности.
4. Анализ отчетности и исполнения финансового плана.
5. Анализ финансовых, бухгалтерских и других документов по финансово-хозяйственной деятельности организации (структуры и штатной численности, расчетов по оплате труда; расчетов с дебиторами и кредиторами, с подотчетными лицами; учета основных средств и их списания; использования автотранспорта, учета ГСМ и т.д.).
6. Соблюдение объектом проверки федерального и областного законодательства в процессе исполнения деятельности.
7. Проверка исполнения представления Контрольно-счетной палаты Воронежской области по результатам предыдущей проверки (от 21.01.2013 № 06-49).
8. Проверка материалов других контролирующих организаций.

Результаты контрольного мероприятия:
Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области (далее - ГФПМПВО, Фонд) является некоммерческой организацией, учрежденной администрацией Воронежской области.
Согласно действующему Уставу целью деятельности Фонда является поддержка и развитие малого и среднего предпринимательства на территории Воронежской области. Предметом деятельности является аккумулирование денежных средств для предоставления займов микрофинансовым институтам, а также оказание поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
За проверяемый период основная деятельность Фонда заключалась в выдаче займов фондам поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, одним из учредителей которых являются правительство (администрация) области или орган местного самоуправления. Обращений на предоставление займов от потребительских кооперативов и обществ, автономных некоммерческих и коммерческих организаций, имеющих статус "микрофинансовая организация", в проверяемом периоде не зарегистрировано.
Из более чем 23 дополнительных направлений деятельности, предусмотренных Уставом, Фонд в проверяем периоде занимался лишь двумя - предоставлял консультационную и организационно-методическую помощь при разработке программ и проектов в области малого и среднего предпринимательства, а также проводил экспертизу бизнес-планов для начинающих предпринимателей, на основании договоров с центром занятости муниципального района.
К направлениям деятельности, предусмотренным Уставом, которые Фонд не реализует, относятся: осуществление поддержки инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработок и производств принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений; содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций, кредитов для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого и среднего предпринимательства; участие в формировании инфраструктуры рынка; привлечение средств иностранных благотворительных фондов, программ иностранной технической помощи, направляемых на финансовое обеспечение проектов развития малого и среднего предпринимательства, осуществляемых от имени Фонда и его партнерских организаций; привлечение средств кредитных организаций (в виде кредитов) в целях выполнения мероприятий в сфере развития и поддержки малого и среднего предпринимательства; принятие долевого участия в создании и деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, обеспечивающих развитие инфраструктуры рынка, специализированных консультационных организаций, информационных систем поддержки малого и среднего предпринимательства, систем потребительской экспертизы и сертификации товаров и услуг; финансирование проведения научных исследований, научно-практических конференций, симпозиумов, совещаний, в том числе международных, связанных с деятельностью Фонда; содействие организации сбора и обработки правовой, патентно-лицензионной иной информации, представляющей интерес для субъектов малого и среднего предпринимательства; и др.
Согласно объяснению юридической службы Фонда, направления деятельности и способы их осуществления не реализованы в связи с отсутствием соответствующих областных программ. Однако Уставом и не предусмотрена реализация направлений деятельности исключительно на условиях участия Фонда в целевых программах.
Реализация не в полном объеме направлений деятельности Фонда отчасти связана и с отсутствием соответствующих решений со стороны высшего органа управления, которым является Правление Фонда (5 чел. персональный состав утвержден постановлениями правительства области). Проверка показала, что Правлением не в полной мере выполнялись возложенные на него функции, исчерпывающий перечень которых изложен в Уставе Фонда: не определены приоритетные направления деятельности Фонда, принципы формирования и использования его имущества, не рассматривались и не утверждались предложения по привлечению дополнительных источников финансирования мероприятий в области государственной (областной) поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе кредитов и займов; не утверждался годовой бухгалтерский баланс за 2013 год. Предыдущей проверкой КСП ВО в 2012 году также отмечалась недостаточная управленческая деятельность Правления в части определения приоритетных направлений деятельности Фонда, принципов формирования и использования его имущества; не был утвержден годовой отчет и годовой бухгалтерский баланс.

Анализ эффективности использования имущества, полученного в денежной или имущественной форме для осуществления уставной деятельности

В 2009 и 2010 годах за счет средств областного и федерального бюджетов осуществилось внесение имущественного взноса в Фонд для осуществления деятельности как микрофинансовой организации второго уровня на сумму 140000 тыс. рублей (далее по тексту - целевые средства), в том числе: средства областного бюджета - 70000 тыс. рублей (распоряжение правительства Воронежской области от 19.06.2009 № 271-р "О государственной микрофинансовой организации 2 уровня"), средства федерального бюджета - 70000 тыс. рублей (соглашение от 28.08.2009 № 095-ПРОГР-09, заключенное между Минэкономразвития РФ и правительством Воронежской области).
За проверяемый период ГФПМПВО не получал новых имущественных взносов и не привлекал заемные средства для осуществления уставной деятельности в полном объеме. В 2013 и 2014 годах решением Правления была произведена докапитализация фонда за счет нераспределенной прибыли прошлых лет в размере 8180,8 тыс. рублей (из них: 8000 тыс. рублей - в 2013 году, 180,8 тыс. рублей - в 2014 году) и создан резервный фонд для покрытия возможных убытков по представленным займам на сумму 2527 тыс. рублей. Из изложенного следует, что Фондом проведена работа по распределению прибыли прошлых лет, как было рекомендовано Контрольно-счетной палатой в акте предыдущей проверки.
За счет целевых средств Фонд осуществляет займы микрофинансовым организациям, которыми являются фонд развития предпринимательства Воронежской области (ФРПВО), фонды содействия кредитованию (ФСК) и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства (МФПМП).
На начало 2013 года целевые средства (140000 тыс. рублей) в полном объеме находились в обороте 9 микрофинансовых организаций - заемщиков. Информация о выданных займах начиная с 2013 года представлена в таблице.

тыс. рублей
Источники
Областной бюджет
Федеральный бюджет
Средства, сформированные за счет капитализации
Заемщики
2013
2014
2013
2014
2013
2014
ФРПВО
1000
49000
-
-
-
-
ФСК и МФПМП:
Бобровский
-
-
4500
2500

-
Богучарский
-
-
-
5000
2000
-
Борисоглебский



5000
2000

Лискинский
-
-
-

3000
-
Рамонский
-
-
7500
1500
1000
-
Россошанский
4000
-
-
-
-
-
Итого
5000
49000
12000
14000
8000
-

Из приведенных данных таблицы следует, что в 2013 году выдано займов на сумму 25000 тыс. рублей, в 2014 году - на 63000 тыс. рублей. Средства для выдачи займов сформированы за счет возвратов займов целевых средств, а также за счет средств капитализации (о капитализации говорилось выше).
Информация о возврате займов целевых средств и их расходовании (выдаче займов), а также об остатках средств за период 2013 и 2014 годов представлена в следующей таблице.

тыс. рублей
Источник
Остаток средств на начало года
Возвраты выданных займов
Сумма выданных займов
Остаток средств на конец периода
2013 год
Целевые средства
0
36000
17000
19000
Дополнительная капитализация за счет нераспределенной прибыли прошлых лет
8000
0
8000
0
2014 год
Целевые средства МФО2*
19000
70000
63000
26000

В 2013 году выдано займов на сумму 25000 тыс. рублей, в 2014 году - на 63000 тыс. рублей. Остатки целевых средств составили 19000 тыс. рублей (средства областного бюджета) и 26000 тыс. рублей (средства федерального бюджета), соответственно по годам.
При анализе возврата и выдачи займов было установлено, что ежемесячно числились остатки свободных средств от 1000 тыс. рублей до 8000 тыс. рублей, а наибольшие суммы, например 19000 тыс. рублей, числились в течение 3 месяцев (декабрь 2013 года, январь и февраль 2014 года), 26000 тыс. рублей - 1 месяц (на конец 2014 года). На 31.01.2015 сумма остатка свободных средств составляла 24840 тыс. рублей.
Проверка банковских операций со всеми средствами Фонда: целевыми средствами и средствами, предназначенными для финансирования деятельности Фонда, а также средствами, направленными на капитализацию и в резервный фонд, показала, что ежедневно на счете банка ФКБ "Инвестиционный СОЮЗ" на протяжении всего 2013 года числились входящие и исходящие остатки на сумму от 5261,2 тыс. рублей до 10618,6 тыс. рублей, которые в отдельных случаях не менялись в течение месяца (под 6 - 7% годовых). В 2014 году: в ЦЧБ СБ РФ среднехронологический остаток за январь составил 21688,9 тыс. рублей, февраль - 21707,4 тыс. рублей, март - 14574 тыс. рублей, апрель - 6488,9 тыс. рублей; в АКБ "Банк Москвы" с апреля по декабрь ежедневные остатки составляли от 700 тыс. рублей до 22000 тыс. рублей. В результате, от размещения денежных средств под банковские проценты (от 0,2 до 7,4%) Фондом получены доходы в размере 437,3 тыс. рублей в 2013 году и 404,7 тыс. рублей в 2014 году, которые направлялись на финансирование деятельности Фонда. При этом решение Правления по вопросу размещения средств на банковских счетах отсутствует.
Однако в соответствии со ст. 2 Федерального закона № 7-ФЗ <1> и п. 1.7 Устава Фонд является некоммерческой организацией, не имеющей извлечение, прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Перечисленные факты квалифицируются как неэффективное использование средств организации на сумму от 700 тыс. рублей до 26000 тыс. рублей на срок до двух лет, так как это не отвечает целям деятельности Фонда. Данная ситуация является результатом отсутствия принципов формирования и использования имущества Фонда, которые, как указывалось выше, должны определяться Правлением Фонда.
--------------------------------
<1> Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

Анализ исполнения финансового плана. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Формирование доходов по источникам. Обоснованность и эффективность расходов

Финансовый план на 2013 - 2015 годы утверждался на заседаниях правления Фонда. Информация об исполнении финансового плана представлена в таблице.

тыс. рублей
№ п/п
Наименование показателя
2013 год
2014 год
план
факт
план
факт

Остаток средств МФО2
-
-
-
19000

Остаток собственных средств на начало года
5550
5714
3227
2956
1.
Доходы всего
29618
49653
76475
78508
1.1.
Проценты по выданным займам МФО2
7900
7907
8325
8094
1.2.
Возврат займов МФО2
16000
36000
68000
70000
1.3.
Прочие доходы (банковские %, работы (услуги))
372
441
150
414
1.4.
Проценты по выданным займам из собственных средств (нераспределенной прибыли прошлых лет)
346
305
-
-
1.5.
Возврат прочих займов (за счет нераспределенной прибыли прошлых лет)
5000
5000
-
-
2.
Расходы всего
24641
33411
76352
70683
2.1.
Расходы на осуществление хоз. деятельности + налоги и сборы
8616
8411
8352
7683
2.2.
Выдача займов микрофинансовым организациям первого уровня
16000
25000
68000
63000
2.3.
Членские взносы в НП "Институты развития малого и среднего бизнеса"
25
-
-
-

Остаток средств МФО2
0
19000
0
26000

Остаток собственных средств на конец года
10527
2956
3350
3781

Приведенные данные таблицы показывают, что расходы в виде выдачи займов за 2013 год превысили плановые назначения на 9000 тыс. рублей (строка 2.2 таблицы). Это объясняется получением незапланированных досрочных возвратов средств по договорам займа. В 2014 году, напротив, план по выдаче займов остался невыполненным (строка 2.2). Однако изменения в финансовый план на заседании Правления не вносились, что является нарушением пп. 5 п. 5.3 Устава Фонда.
Сметы расходов на обеспечение деятельности ГФПМПВО на 2013 - 2015 годы утверждались на заседании правления Фонда. Общая сумма доходов в 2013 году составила 8653 тыс. рублей, в 2014 году - 8508 тыс. рублей (строки таблицы 1.1 + 1.3 + 1.4). Расходы Фонда за 2013 год составили 8411 тыс. рублей, за 2014 год - 7683 тыс. рублей (строка 2.1 таблицы). Наибольший удельный вес в общих расходах Фонда составили затраты на оплату труда с начислениями 78,6% в 2013 году и 78,3% в 2014 году. Второй статьей по величине затрат является арендная плата 8 и 9,6% соответственно по годам. Остальные - 13,4% в 2013 году и 12,1% в 2014 году были направлены на: ремонт и обслуживание основных средств, утилизацию, программное обеспечение, налоги и сборы, периодическую печать, учебно-методическую литературу, услуги связи, повышение квалификации, участие в семинарах, содержание помещения и др.

Структура и штатная численность, расчеты по оплате труда

Штатная численность Фонда в 2013 году составляла 10,75 штатные единицы, в 2014 году - 7,5 шт. ед., которая замещена физическими лицами в количестве 13 человек (в том числе 3 чел. в декретном отпуске). Структура Фонда в 2014 году и на момент проверки состояла из следующих подразделений: администрация (2,25 шт. ед.), бухгалтерия (1,5 шт. ед.), юридический отдел (0,75 шт. ед.), аналитический отдел (2 шт. ед.), хозяйственный отдел (1 шт. ед.).
Расходы на оплату труда с начислениями произведены в соответствии с утвержденным штатным расписанием и Положением об оплате труда. Среднемесячная заработная плата работника Фонда составила 38,6 тыс. рублей (в том числе персонал категории "руководители" - 46,3 тыс. рублей) в 2013 году и 34,5 тыс. рублей (в том числе "руководители" - 60,6 тыс. рублей) в 2014 году. Начисление заработной платы осуществлялось на основании табелей учета рабочего времени.
Нарушений в использовании средств по статьям затрат за проверяемый период не установлено, дебиторская и кредиторская задолженность являлись текущими. Проверкой ведение кассовых и банковских операций нарушений не выявлено.

Результаты деятельности по предоставлению займов

В 2013 году Фондом профинансировано 8 заявок микрофинансовых организаций на общую сумму 25000 тыс. рублей. В 2014 году - только 5 заявок на общую сумму 63000 тыс. рублей, при плане 68000 тыс. рублей.
Займы выдавались на условиях отбора микрофинансовых организаций, утвержденного Комитетом по финансированию микрофинансовых организаций Фонда, с процентными ставками от 5,5 до 6,5% (2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ на основании протокола Комитета по финансированию МФО). При этом, выдавая займы, Фондом не доводились до заемщиков целевых средств показатели эффективности их деятельности.
Фонд самостоятельно определял эффективность займов путем соотношения общей суммы выданных займов из целевых средств к первоначальной сумме займа (гр. 6 / гр. 3 x 100%). Все эти расчеты представлены в таблице.

Район
Дата договора
Сумма займа, тыс. рублей
Количество выданных займов из средств МФО2/ количество получателей
Общая сумма выданных займов из целевых средств, тыс. рублей
Эффективность, %
1
2
3
4
5
6
Бобров
25.12.2012
4 500
26/23
10 970
243,78
Россошь
25.12.2012
4 000
36/27
15 210
380,25
Рамонь
28.01.2013
7 500
43/33
17 325
231,00
Богучар
28.11.2013
2 000
13/13
3 991
199,55
Борисоглебск
28.01.2013
2 000
17/16
3 810
190,50
Рамонь
28.11.2013
1 000
8/8
2 080
208,00
Лиски
28.01.2013
3 000
28/26
6 905
230,17
ФРПВО
23.12.2013
20 000
50/50
30 685
153,43
ФРПВО
08.08.2014
30 000
32/32
26 780
89,27
Богучар
15.08.2014
5 000
10/6
3 894
77,88
Бобров
18.09.2014
2 500
8/8
1 936
77,44
Борисоглебск
05.12.2014
5 000
4/4
3 530
70,60
Рамонь
26.12.2014
1 500
2/2
755
50,33

-
88 000
277/248
127 871
145,31

Из приведенных данных видно, что за проверяемый период предоставлено займов на сумму 88000 тыс. рублей. Относительно низкая эффективность - менее 100% наблюдается по договорам займа, заключенным в августе и сентябре 2014 года (ФРПВО, Богучар, Бобров), что обусловлено свободным остатком заемных средств.
Согласно отчетности заемщиков Фонда, из вышеуказанных денежных средств выдано 277 займов 248 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (ИП). Это составляет всего 0,9% от количества ИП и субъектов среднего и малого предпринимательства в перечисленных муниципальных районах и лишь 0,4% от количества всех предпринимателей, зарегистрированных в Воронежской области. Общая сумма займов составила 127871 тыс. рублей с процентными ставками от 15,5 до 16,5% годовых. По данным отчетности "О реализации мероприятия "Развитие государственной микрофинансовой организации второго уровня (МФО2)", форма которой утверждалась в 2010 году приказом департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка Воронежской области, можно сделать вывод, что несмотря на сравнительно низкое количество заемщиков, предоставление займов обеспечило сохранение 1821 рабочего места за 2013 и 2014 годы на предприятиях - получателях займов.

Выводы:
За проверяемый период Фонд осуществлял свою деятельность в соответствии с Уставом. Однако не в полной мере реализовывал направления деятельности, перечисленные в Уставе. Порядок управления имуществом заключался лишь в предоставлении займов девяти микрофинансовым организациям. Целевые средства (имущественный взнос) направлялись на займы не в полном объеме. Значительные суммы практически ежедневно числились на банковских счетах с процентными ставками до 7,4%, что является неэффективным использованием целевых средств на сумму от 700 тыс. рублей до 26000 тыс. рублей на срок до двух лет, так как не отвечает целям создания Фонда. Недостаточно эффективное управление и распоряжение имуществом, находящимся в государственной собственности Воронежской области, напрямую связано с отсутствием решений со стороны Правления по вопросам приоритетных направлений деятельности Фонда, принципов формирования и использования его имущества.

Предложения:
- направить представление Контрольно-счетной палаты Воронежской области по результатам контрольного мероприятия в Государственный фонд поддержки малого предпринимательства Воронежской области;
- направить информационное письмо Контрольно-счетной палаты Воронежской области по результатам контрольного мероприятия исполняющему обязанности председателя Правления Фонда - заместителю руководителя департамента промышленности, предпринимательства и торговли Воронежской области.

Аудитор
И.Н.ДАНИЛОВ

Ведущий инспектор инспекции по контролю
расходов на общегосударственные вопросы,
сельское и лесное хозяйство
М.Ф.ШУЛЬГИНА


------------------------------------------------------------------