По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 19.03.2015 N 2.5-2015 "О результатах проверки законности и результативности использования субсидий, предоставленных из областного бюджета в 2013 - 2014 годах бюджетам муниципальных образований Воронежской области на модернизацию региональных систем дошкольного образования "



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 19 марта 2015 года № 7 (145)

ОТЧЕТ № 2.5-2015
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЗАКОННОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУБСИДИЙ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ИЗ ОБЛАСТНОГО
БЮДЖЕТА В 2013 - 2014 ГОДАХ БЮДЖЕТАМ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ОБРАЗОВАНИЙ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ РЕГИОНАЛЬНЫХ
СИСТЕМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (КРОМЕ РАСХОДОВ
НА СТРОИТЕЛЬСТВО)

Основание для проведения контрольного мероприятия: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 2.5 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2015 год, распоряжение от 22.01.2015 № 9.

Цель контрольного мероприятия: определить законность и результативность расходования средств на реализацию мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования за 2013 - 2014 годы.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области - сводный акт от 11.03.2015 № 2.5-2015.
2. МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 146" - акт от 06.02.2015 № 2.5/1-2015.
3. МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 162" - акт от 06.02.2015 № 2.5/2-2015.
4. МБДОУ "Детский сад для детей раннего возраста № 6" - акт от 06.02.2015 № 2.5/3-2015.
5. МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 46" - акт от 06.02.2015 № 2.5/4-2015.
6. Администрация Кантемировского муниципального района Воронежской области - акт от 12.02.2015 № 2.5/5-2015.
7. МКДОУ Кантемировский детский сад № 1 - акт встречной проверки от 11.02.2015 № 2.5/5-1-2015.
8. Детский сад МКОУ Бондаревская СОШ - акт встречной проверки от 10.02.2015 № 2.5/5-2-2015.
9. Детский сад МКОУ Красномолотовская СОШ - акт встречной проверки от 10.02.2015 № 2.5/5-3-2015.
10. Детский сад МКОУ Бугаевская СОШ (акт встречной проверки от 10.02.2015 № 2.5/5-4-2015).
11. Детский сад МКОУ Михайловская СОШ - акт встречной проверки от 11.02.2015 № 2.5/5-5-2015.
12. Детский сад МКОУ Касьяновская СОШ - акт встречной проверки от 11.02.2015 № 2.5/5-6-2015.
13. МКДОУ Митрофановский детский сад - акт встречной проверки от 11.02.2015 № 2.5/5-7-2015.
14. МКДОУ Кантемировский детский сад № 2 - акт встречной проверки от 12.02.2015 № 2.5/5-8-2015.
15. МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 72" - акт от 18.02.2015 № 2.5/6-2015;
16. Администрация Рамонского муниципального района Воронежской области - акт от 18.02.2015 № 2.5/7-2015.
17. МКДОУ Рамонский детский сад № 2 - акт встречной проверки от 16.02.2015 № 2.5/7-1-2015.
18. МКДОУ детский сад п. ВНИИСС - акт встречной проверки от 17.02.2015 № 2.5/7-2-2015.
19. Администрация Репьевского муниципального района Воронежской области - акт от 26.02.2015 № 2.5/8-2015.
20. Детский сад МКОУ Платавская СОШ - акт встречной проверки от 26.02.2015 № 2.5/8-1-2015.
21. Детский сад МКОУ Колбинская СОШ - акт встречной проверки от 25.02.2015 № 2.5/8-2-2015.;
22. Детский сад МКОУ Новосолдатской ООШ - акт встречной проверки от 26.02.2015 № 2.5/8-3-2015.
23. МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 125" - акт от 03.03.2015 № 2.5/9-2015.

Срок проведения контрольного мероприятия: со 2 февраля 2015 года по 11 марта 2015 года.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Соблюдение департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области федерального и областного законодательства в ходе реализации мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования.
2. Проверка полноты и своевременности перечисления департаментом образования, науки и молодежной политики Воронежской области субсидий областного бюджета бюджетам муниципальных образований Воронежской области.
3. Обеспечение администрациями муниципальных образований Воронежской области выполнения условий соглашений по софинансированию мероприятий по модернизации.
4. Анализ отчетов и результатов реализации мероприятий по модернизации.
5. Исполнение участниками мероприятий по модернизации региональной системы дошкольного образования требований нормативных и распорядительных актов правительства Воронежской области и органов местного самоуправления по целевому расходованию средств, в том числе по направлениям:
- приобретение оборудования для оснащения дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях;
- создание дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях за счет эффективного использования их помещений;
- возврат в систему дошкольного образования зданий, используемых не по целевому назначению;
- капитальный ремонт зданий дошкольных образовательных организаций; - приобретение зданий.
6. Проверка соблюдения требований действующего законодательства в части закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд при заключении муниципальных контрактов.
7. Анализ исполнения договорных обязательств поставщиками и подрядчиками.
8. Проверка достоверности учета и наличия приобретенного дошкольными образовательными организациями в рамках мероприятий по модернизации оборудования, анализ эффективности его использования.

Результаты контрольного мероприятия:
Проверка законности и результативности использования бюджетных средств, направленных в 2013 - 2014 годах на модернизацию региональных систем дошкольного образования проведена с выездом в Кантемировский (проверено восемь учреждений), Рамонский (два учреждения) и Репьевский (три учреждения) муниципальные районы области, а также в шесть учреждений городского округа город Воронеж.
Обеспечение реализации комплекса мер по модернизации дошкольного образования на региональном уровне возложено на департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области (далее - департамент образования).
В соответствии с заключенными между Минобрнауки РФ и правительством Воронежской области соглашениями за два года реализации проекта модернизации регионом получена субсидия из федерального бюджета в объеме 1820495,9 тыс. рублей, из них в 2013 году - 879431,0 тыс. рублей, в 2014 году - 941064,9 тыс. рублей. Софинансирование области составило 568,8 млн. рублей (2013 год - 236,3 млн. рублей, 2014 год - 332,5 млн. рублей).
Расходование средств федерального бюджета осуществлялось путем предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований области.
В ходе контрольного мероприятия проведен анализ использования субсидий, направленных на проведение капитального и текущего ремонта, а также приобретение оборудования для оснащения дополнительных мест, созданных в 19 учреждениях дошкольного образования. Общий объем проверенных средств федеральной субсидии составил 99395,4 тыс. рублей, или 11% расходов на указанные цели (за два года на капитальный ремонт и приобретение оборудования израсходовано 896675,9 тыс. рублей).

Капитальный и текущий ремонт объектов дошкольного образования

Основной объем проверенных средств субсидии (78165,9 тыс. рублей, или 79%) направлен на проведение капитального и текущего ремонта в зданиях дошкольных образовательных учреждений.
Использование средств осуществлялось на основании заключенных муниципальных контрактов и договоров. Заказчиками выступали как администрации муниципальных районов, так и учреждения образования.
В трех из девятнадцати проверенных учреждений нарушений и недостатков в расходовании средств на эти цели не отмечено.
Выборочной проверкой порядка размещения заказов на выполнение ремонтных работ установлено нарушение законодательства в сфере закупок. А именно в нарушение ст. 72 Бюджетного кодекса РФ и требований ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ шестью дошкольными учреждениями, подведомственными управлению образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж, в 2013 году на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту зданий детских садов заключены гражданско-правовые договоры без проведения процедуры торгов. Общая сумма неправомерно заключенных договоров составила 10582,0 тыс. рублей. Управлением Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области на заведующих детскими садами наложен административный штраф в сумме по 50,0 тыс. рублей.
Проверкой исполнения муниципальных контрактов отмечен факт нарушения договорных обязательств подрядчиком в части соблюдения сроков выполнения ремонтных работ. Так, в 2014 году подрядчиком ООО "Компания ЮГ" не соблюдены сроки при выполнении ремонтных работ по устройству системы отопления, водопровода и электроснабжения в детском саду Кантемировского района. Согласно муниципальному контракту от 19.06.2014, заказчиком по которому выступала районная администрация, ремонтные работы должны быть завершены до 15.08.2014. Акты приемки выполненных работ подписаны спустя месяц установленного срока - 15.09.2014. Предусмотренные муниципальным контрактом штрафные санкции за нарушение сроков выполнения работ к подрядчику не применялись.
Кроме того, при проведении выборочных контрольных обмеров в муниципальных дошкольных учреждениях в ходе проверки установлены факты приемки и оплаты невыполненных работ (п. 1 ст. 720 ГК РФ). Неправомерные выплаты подрядчикам составили 530,5 тыс. рублей, из которых 497,9 тыс. рублей оплачены за невыполненные подрядчиками работы по ремонту 7 детских садов Кантемировского муниципального района.
Так, например, в дополнительно открытых группах двух дошкольных учреждений по актам о приемке выполненных работ устройство покрытий из линолеума произведено на 504 кв. м, фактически покрыты полы площадью 314 кв. м. Не установлены в необходимом количестве светильники потолочные - 99 шт. вместо 158 шт.
В одном из детских садов не выполнены объемы по покрытию поверхностей потолков грунтовкой, шпатлевка и окраска потолков - на 53 кв. м каждый вид работ, устройство полов из керамических плиток - на 39 кв. м, а также монтаж кровельного покрытия крылец - на 18 кв. м.
Кроме того, подрядчиком произведен монтаж подоконных досок из ПВХ в количестве 48,3 п. м, тогда как акт выполненных работ подписан на 80 п. м.
Установлены факты, когда одни и те же виды работ и в одинаковых объемах по ремонту пищеблока дошкольного учреждения учтены дважды. Так, два раза приняты и оплачены подрядчику работы по покрытию поверхностей стен грунтовкой, шпатлевка стен по штукатурке - по 80 кв. м, покрытие поверхностей потолков грунтовкой, шпатлевка и окраска потолков - по 50 кв. м.
Случаи оплаты невыполненных работ выявлены также в Репьевском (16,4 тыс. рублей) и Рамонском (16,2 тыс. рублей) муниципальных районах Воронежской области.

Оснащение оборудованием дополнительно созданных мест

Наряду с ремонтными работами, средства субсидии в сумме 21229,5 тыс. рублей использованы на оснащение дополнительно открываемых групп в детских садах мебелью, игрушками, дидактическим материалом и мягким инвентарем, спортивным, музыкальным и компьютерным оборудованием. Кроме того, приобретено оборудование для пищеблоков и прачечных, а также для детских игровых площадок.
В десяти из девятнадцати проверенных учреждений нарушений в расходовании средств на эти цели не отмечено.
Все оборудование и технические средства обучения поступили в учреждения в сроки, установленные контрактами и договорами, и имеются в наличии. Исключение составляет неисполнение договорных обязательств ООО "Фотон" по поставке детских музыкальных инструментов на сумму 19,8 тыс. рублей в детский сад № 46 (г. Воронеж).
Так, по договору от 13.12.2013 ООО "Фотон" обязался поставить дошкольному учреждению детские музыкальные инструменты на общую сумму 33,9 тыс. рублей в течение 14 дней со дня заключения договора. Фактически в указанный срок осуществлена поставка инструментов только на 14,1 тыс. рублей (42%). На момент проверки музыкальные инструменты не поставлены. Претензионная работа учреждением не велась более года. Только в ходе проверки детским садом приняты меры по допоставке недостающих инструментов на общую сумму 19,8 тыс. рублей и применению штрафных санкций (взыскана неустойка в сумме 2,2 тыс. рублей).
Проверка использования приобретенного оборудования показала, что не все оборудование введено в эксплуатацию.
Так, например, в учреждении "Центр развития ребенка - детский сад № 162" (г. Воронеж) с 27.12.2013 простаивает плита электрическая ПЭМ-4-010 стоимостью 35,3 тыс. рублей (используются имеющиеся в учреждении плиты). Кроме того, сотрудникам учреждения не удалось продемонстрировать работу сушильного барабана ВС-30 стоимостью 179,9 тыс. рублей (аппарат не включился).
Помимо этого в детских садах простаивают накопительные водонагреватели Ariston, стиральная машина INDESIT, детские шкафы для полотенец, вытяжка вентиляционная. Общая сумма неэффективно используемого в четырех проверенных учреждениях оборудования составила 286,9 тыс. рублей, или 7% расходов (на оборудование направлено 4334,3 тыс. рублей).
Кроме того, отмечены факты приобретения тремя учреждениями Кантемировского района мебели общей стоимостью 183,0 тыс. рублей (3% закупленного этими учреждениями оборудования), не имеющей прямого отношения к оснащению дополнительно созданных в рамках модернизации групп, что не соответствует п. 3 постановления правительства Воронежской области от 07.08.2013 № 691 "Об утверждении Порядка предоставления и расходования субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных образований...". Размещена мебель в комнате воспитателей (два кресла Бонн) и в актовых залах (столы, стулья).
В ходе проверки также установлено, что в нарушение приказа от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета..." не все основные средства, приобретенные в рамках модернизации региональной системы дошкольного образования, своевременно приняты к учету (с задержкой до трех месяцев) муниципальным казенным учреждением "Бухгалтерско-расчетный центр образовательных организаций Коминтерновского района № 2 городского округа город Воронеж", осуществляющим бухгалтерское обслуживание дошкольных учреждений.
Софинансирование из муниципального бюджета проверенных районов (Кантемировского, Рамонского, Репьевского) обеспечено в размерах, установленных соглашениями. За два года реализации проекта модернизации общий объем софинансирования составил 1292,8 тыс. рублей (2013 год - 922,7 тыс. рублей, 2014 год - 370,1 тыс. рублей). Средства направлены на приобретение мягкого инвентаря и оборудования. Нарушений в расходовании средств и использовании оборудования не установлено.

Достижение показателей результативности использования субсидии

Показателем результативности предоставления субсидии бюджетам муниципальных образований на реализацию комплексных мер по модернизации системы дошкольного образования является количество дополнительно созданных мест. Соглашениями на 2013 год в проверенных трех районах плановый показатель (с учетом строительства) доведен в количестве 345 мест, на 2014 год - 95 мест. Фактическое выполнение составило 100%.
В целом по области в рамках заключенных соглашений с Минобрнауки России предусматривалось создание в 2013 году 5967 мест, в 2014 году - 4125 мест. По состоянию на 1 января 2014 года регионом обязательства перевыполнены на 2% - создано 6107 мест. За счет выделенных на реализацию мероприятий средств в 2014 году в дошкольных учреждениях введено 4125 дополнительных мест (100% плана).
Помимо количества дополнительных мест соглашениями установлена средняя стоимость создания одного места. Указанная стоимость определена исходя из объемов бюджетных ассигнований федерального и регионального бюджетов, предусмотренных на реализацию мероприятий по модернизации, а также количества планируемых к созданию мест в текущем году.
В целом по региону фактическая величина средней стоимости не превысила установленный соглашением размер.
На 2013 год стоимость создания одного места установлена 182,7 тыс. рублей, факт - 100% плана.
В 2014 году заключено два соглашения. По соглашению от 7 апреля 2014 года средняя стоимость сложилась в сумме 165,3 тыс. рублей (100% плана). По второму соглашению (от 21 июля 2014 года) средняя стоимость создания одного дополнительного места определена с учетом вида создания дополнительного места и также не превысила установленного значения. А именно при создании мест путем строительства зданий дошкольных образовательных организаций средняя стоимость сложилась в сумме 725,6 тыс. рублей, путем приобретения зданий - 694,4 тыс. рублей, возврата зданий в систему дошкольного образования - 295,6 тыс. рублей, приспособления зданий - 475,6 тыс. рублей, путем проведения капитального ремонта - 134,2 тыс. рублей.
В разрезе проверенных дошкольных образовательных учреждений средняя стоимость создания одного дополнительного места, определенная расчетным путем, в 2013 году сложилась в диапазоне от 91,2 тыс. рублей до 411,9 тыс. рублей. Расходы на открытие новых групп произведены исходя из фактической потребности в проведении капитального ремонта и оснащения оборудованием.
В 2014 году стоимость создания дополнительных мест не превысила установленного значения, в том числе путем проведения капитального ремонта - 64,7 тыс. рублей, путем приспособления здания - 373,4 тыс. рублей.

Выводы:
Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что в целом проект модернизации дошкольного образования Воронежской области в 2013 - 2014 годах реализовывался успешно. Средства освоены в полном объеме. Федеральная субсидия только в проверенных учреждениях позволила открыть 486 дополнительных мест, сократить очередность детей в дошкольные образовательные учреждения (Кантемировский район - со 163 человек по состоянию на 01.01.2014 до нуля на 01.01.2015, Рамонский район - с 94 человек до 17 человек, Репьевский район - со 154 человек до нуля человек), а также улучшить материально-техническую базу, тем самым создать комфортные условия пребывания детей в детских садах региона.
Однако в ходе проверки установлены отдельные нарушения и недостатки, для устранения которых Контрольно-счетной палатой Воронежской области направлены представления в адрес проверенных учреждений. В адрес департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области и управления образования и молодежной политики администрации городского округа город Воронеж - информационные письма. Материалы проверки направлены в Следственное управление Следственного комитета РФ по Воронежской области.

Аудитор
В.В.РОДЮКОВА

Заместитель начальника инспекции
по контролю расходов на социальную сферу,
доходов и расходов бюджета ТФОМС
Е.М.ТАРАКАНОВА


------------------------------------------------------------------