Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 19.03.2015 N 2.6-2015 "О результатах проверки эффективности использования государственных средств, направленных БУЗ ВО "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи N 1" на оказание гражданам Воронежской области бесплатной медицинской помощи за период 2013 - 2014 годов"
Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 19.03.2015 № 7 (145)
ОТЧЕТ № 2.6-2015
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ
БУЗ ВО "ВОРОНЕЖСКАЯ ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА
СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ № 1" НА ОКАЗАНИЕ ГРАЖДАНАМ
ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ БЕСПЛАТНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
ЗА ПЕРИОД 2013 - 2014 ГОДОВ
Основание для проведения контрольного мероприятия: Закон "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 2.6 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2015 год, распоряжение от 21.01.2015 № 7.
Цель контрольного мероприятия: оценка эффективности использования государственных средств, направленных на оказание гражданам бесплатной медицинской помощи.
Проверенный объект и оформленный акт: БУЗ ВО "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1" - акт № 2.6-2015 от 05.03.2015.
Срок проведения контрольного мероприятия: с 26 января 2015 года по 13 марта 2015 года.
Вопросы контрольного мероприятия:
1. Ознакомление с нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность учреждения.
2. Соблюдение учреждением действующего законодательства в сфере здравоохранения.
3. Проверка соответствия деятельности учреждения целям и функциям, определенным его учредительными документами.
4. Проверка выполнения государственного задания.
5. Проверка эффективности расходования субсидий, выделенных на иные цели.
6. Анализ деятельности объекта проверки, в том числе:
- реализации территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;
- доступности и качества оказания медицинской помощи жителям города Воронежа;
- оказания платных медицинских услуг;
- обоснованности и эффективности расходов учреждения на приобретение медикаментов, продуктов питания, мягкого инвентаря;
- проведения капитального и текущего ремонта;
- штатной численности и оплаты труда.
5. Проверка соответствия фактических расходов медицинской организации за счет средств обязательного медицинского страхования структуре расходов, рекомендованной тарифным соглашением.
6. Анализ эффективности использования медицинского оборудования.
7. Проверка эффективности и целевого использования средств, направленных на оказание высокотехнологичной медицинской помощи.
8. Проверка достоверности учета, наличия и эффективности использования областного имущества.
Результаты контрольного мероприятия:
Бюджетное учреждение здравоохранения Воронежской области "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1" (далее - учреждение, больница, БСМП № 1) является правопреемником муниципального учреждения здравоохранения, принятого на областной уровень согласно распоряжению правительства Воронежской области от 30.10.2012 № 714-р "О приеме муниципальных учреждений здравоохранения в государственную собственность Воронежской области".
Больница представляет собой многопрофильный стационар, общий коечный фонд которого составляет 810 коек, действует на основании Устава и лицензий на медицинскую, фармацевтическую и другие виды деятельности.
Финансовые источники учреждения
Структура доходов учреждения по источникам финансовых ресурсов представлена в таблице.
Источники финансирования (план ф/х деят-ти)
2013 год
2014 год
План (тыс. рублей)
Факт (тыс. рублей)
% к плану
удел. вес, %
План (тыс. рублей)
Факт (тыс. рублей)
% к плану
удел. вес, %
На выполнение программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи
Субсидии на выполнение госзадания
35 046,3
35 046,3
100
4,8
30 481,5
30 481,5
100
3,9
Средства ОМС / в т.ч. остаток на начало года
621 582,1
620 906,5/ 41,9
99,9
84,9
643 126,5
643 126,5
100
83,5
Средства ФСС (родовые сертификаты)
6 612,1
6 612,1
100
0,9
6 132,0
6 132,0
100
0,8
Средства ФСС (производств. травматизм)
-
675,5
-
0,1
467,1
467,1
100
0,1
Итого
663 240,5
663 240,4
100
680 207,1
680 207,1
100
Источники финансирования, не входящие в ПГГ
Субсидии на иные цели
10 944,5
10 900,2
99,5
1,5
17 928,8
17 928,8
100
2,3
Предпринимательская деятельность
57 046,3
57 046,3
100
7,8
72 454,7
72 454,7
100
9,4
Итого
67 990,8
67 946,5
100
90 383,5
90 383,5
100
Всего
731 231,3
731 186,9
99,9
100
770 590,6
770 590,6
100
100
Как следует из данных таблицы, наибольшую долю в бюджете учреждения (около 85%) составляют средства обязательного медицинского страхования, поступающие на реализацию территориальной программы ОМС.
Тарифными соглашениями рекомендована структура расходов медицинской организации за счет средств ОМС, получаемых по базовому тарифу. Рекомендованная структура расходов средств ОМС учреждением выдержана, кроме расходов на продукты питания: в 2013 году они составили менее рекомендованного норматива по стационарной помощи на 0,3 процентных пункта.
Выполнение программы государственных гарантий
Оказание бесплатной медицинской помощи
Порядок, условия предоставления медицинской помощи, критерии доступности и качества медицинской помощи утверждены постановлениями правительства Воронежской области от 27.12.2012 № 1243 и от 25.12.2013 № 1165 "О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Воронежской области" на 2013 и на 2014 годы (далее - программа государственных гарантий, ПГГ).
Основными источниками финансирования программы государственных гарантий являются средства ОМС (около 95% всех поступлений), а также субсидии из областного бюджета на выполнение государственного задания.
Объемы услуг учреждения по видам медицинской помощи характеризуются следующими данными.
Виды медицинской помощи
2013 год
2014 год
план
факт
% вып.
план
факт
% вып.
Амбулаторная помощь (посещения по неотложной мед. помощи), в т.ч.:
41850
41502
99,2
39165
38260
97,7
- за счет средств областного бюджета
7350
7075
96,3
6000
6178
103,0
- за счет средств ОМС
34500
34427
99,8
33165
32082
96,7
Стационарная помощь (койко-день/случай госпитализации), в т.ч.:
291605
308391
105,8
265967/ 27307
296058/ 34317
111,3/ 125,7
- за счет средств областного бюджета
12484
6383
51,1
13501/ 1282
6108/ 601
45,2/ 46,9
- за счет средств ОМС
279121
302008
108,2
252466/ 26025
289950/ 33716
114,9/ 129,6
Медпомощь при заболеваниях, не включ. в ОМС (случай госпитализ.)
-
-
-
1000
419
41,9
Из данных таблицы следует, что в проверяемом периоде объемные показатели по амбулаторной помощи учреждением выполнены в целом на 98 - 99% от плановых значений. При этом не исполнены плановые задания по стационарной помощи за счет средств областного бюджета: в 2013 году исполнение составило 56,7%, в 2014 году - 46,9%.
Выполнение государственного задания
Субсидии из областного бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания выделены учреждению в соответствии с соглашениями "О порядке и условиях предоставления субсидий", заключенными между больницей и департаментом здравоохранения Воронежской области (далее - департамент здравоохранения) в 2013 году в сумме 34938,0 тыс. рублей, в 2014 году - 30481,5 тыс. рублей.
В ходе анализа исполнения государственного задания отмечено, что отдельные государственные услуги учреждением выполнены не в полном объеме. Так, в 2013 году по государственной услуге "Оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях" выполнение составило 43,7% (план - 12484 к/дн, факт - 5453 к/дн), в 2014 году по государственной услуге "Оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, не идентифицированным и не застрахованным в ОМС" - 46,9% (план - 1282 случая госпитализации, факт - 601). При этом средства, выделенные на выполнение государственного задания, израсходованы в полном объеме.
Невыполнение государственного задания связано с более низким количеством поступивших пациентов, чем планировалось. Однако изменение больнице государственного задания по стационарной медицинской помощи гражданам и, соответственно, размера субсидий департаментом здравоохранения в течение срока выполнения государственного задания в 2013 - 2014 годах не производилось, что ведет к неэффективным расходам бюджета.
Данное обстоятельство учтено департаментом здравоохранения в государственном задании учреждения на 2015 год: объем по государственной услуге "Оказание специализированной медицинской помощи в стационарных условиях гражданам, не идентифицированным и не застрахованным в ОМС" доведен в количестве 470 госпитализаций, что в 2,7 раза меньше планового объема 2014 года. С учетом плановых объемов по другим государственным услугам на выполнение государственного задания в 2015 году выделено субсидий в размере 24248,2 тыс. рублей, что на 6233,3 тыс. рублей (20,4%) меньше уровня 2014 года.
Реализация территориальной программы ОМС
На фоне невыполнения учреждением объемных показателей по стационарной медицинской помощи в рамках государственного задания отмечается перевыполнение плановых объемов по стационарной медицинской помощи, оказываемой за счет средств ОМС: в 2013 году на 108,2%, в 2014 году - 129,6%. При этом оплата сверхплановых объемов страховыми организациями осуществлялась не полностью. Так, в 2014 году согласно решению Комиссии по разработке территориальной программы ОМС (далее - Комиссия) от 04.12.2014 сверхплановый объем медицинской помощи за ноябрь - декабрь 2014 года (6 837 случаев госпитализации на сумму 112681,8 тыс. рублей) принят к оплате в размере 46% и 25%, соответственно, больницей недополучено 74018,3 тыс. рублей, что составляет около 11,5% от поступивших средств ОМС. Такая практика может негативно отразиться на доступности и качестве предоставляемых услуг, так как впоследствии учреждение будет вынуждено сокращать свои издержки на лечение граждан или частично оказывать их на платной основе.
Проверка показала, что при распределении объемов предоставления медицинской помощи между медицинскими организациями Комиссией не в полной мере учитывалась специфика работы больничного учреждения - оказание медицинских услуг в скоропомощном режиме, которая не позволяет самостоятельно регулировать потоки пациентов. Так если в 2014 году больницей фактически произведено 33716 госпитализаций, то в договорах со страховыми медицинскими организациями предусмотрено лишь 26025 случаев госпитализаций (77,2%). Кроме того, анализ работы учреждения за 2012 - 2014 годы показал, что плановые объемы по стационарной медицинской помощи ежегодно перевыполняются: 2012 год - 114,8%, 2013 год - 108,7%, 2014 год - 116,5%.
Одним из факторов, оказывающих влияние на плотность потока пациентов, является график дежурств учреждений, работающих в скоропомощном режиме, утверждаемый департаментом здравоохранения.
Степень влияния графика дежурств на поток пациентов и, соответственно, на доступность медицинской помощи проанализирована на примере работы урологического отделения, которое является одним из отделений, перевыполняющих плановые объемы по стационарной медицинской помощи.
О перегруженности урологического отделения свидетельствуют следующие показатели: занятость койки в 2013 году составляла 407,5 дня, в 2014 году - 380,5 дня при плане 320 дней (ПГГ), средняя длительность пребывания на лечении составила 7,9 и 7,5 дня, соответственно (при плане 9,2 дня).
Объем оказанной БСМП № 1 медицинской помощи по урологическому профилю в 2014 году представлен в таблице.
2014 год
I кв.
II кв.
III кв.
IV кв.
Итого
Всего обратившихся, в т.ч:
1296
1200
1467
1548
5511
- по амбулаторной помощи
522
455
735
710
2422
- по стационарной помощи
774
745
732
838
3089
% госпитализаций
59,7%
62,1%
49,9%
54%
56,1%
Сравнительный анализ табличных данных показывает, что во втором полугодии 2014 года поток пациентов урологического профиля увеличился на 20,8% по сравнению с первым полугодием. На росте потока сказалось изменение графика дежурств с 1 июня 2014 года, в результате которого количество дежурств БСМП № 1 в месяце увеличено на 7 дней по сравнению с началом года.
Следует отметить, что увеличение потока пациентов, в основном, сказалось на росте количества оказаний амбулаторной медицинской помощи (рост к первому полугодию составляет 48%), тогда как количество госпитализаций за тот же период увеличилось лишь на 3,4%. При этом удельный вес госпитализированных пациентов от общего количества обратившихся за помощью наоборот уменьшился на 9% (с 61% в первом полугодии до 52% во втором), что может повлечь за собой снижение доступности стационарной медицинской помощи для населения по урологическому профилю.
В целом доступность медицинской помощи в медицинском учреждении оценивается на основе реализации нормативов объемов медицинской помощи по видам в соответствии с ПГГ, а также установленных ПГГ сроков ожидания гражданами медицинской помощи, оказываемой в плановом режиме в стационарных условиях (не более 1 месяца).
Проверкой установлено, что в проверяемом периоде медицинская помощь оказывалась учреждением и в плановом режиме. К примеру, в 2013 году госпитализировано 4896 человек, что составляет 13% от общего количества госпитализированных, 2014 году - 3 618 человек (10%). Основная доля плановых больных приходится на хирургические отделения - 37% в 2013 году и 24% в 2014 году. Однако в учреждении лист ожидания оказания специализированной медицинской помощи в плановой форме не велся, что противоречит положениям ПГГ.
Стоимость единицы стационарной помощи (к/дн) в 2014 году сложилась выше уровня 2013 года на 10,1% (2013 год - 1970,93 рубля, в 2014 году - 2169,01 рубля). Соответственно стоимость лечения одного больного в 2014 году (18791,2 рубля) также выше стоимости лечения 2013 года (17155,46 рубля) на 9,5%. Эти данные позволяют говорить о повышении в 2014 году финансового обеспечения оказания медицинской помощи населению.
Субсидии на иные цели
В проверяемом периоде учреждению из областного бюджета выделялись субсидии на иные цели в рамках реализации целевых программ.
В 2013 году выделено 10944,5 тыс. рублей, в 2014 году - 17928,8 тыс. рублей. Средства израсходованы на приобретение медицинского оборудования - 7355,65 тыс. рублей, медикаментов - 8182,2 тыс. рублей, капитальный ремонт - 13291,1 тыс. рублей. Остаток субсидий 2013 года в сумме 44,35 тыс. рублей возвращен в областной бюджет.
Проверкой исполнения договорных обязательств установлено нарушение сроков выполнения капитального ремонта приемного отделения больницы на 6 дней по государственному контракту от 05.05.2014 № 205/60484 (подрядчик ООО "Реста"). В нарушение п. п. 6, 7 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" штрафные санкции в сумме 4,46 тыс. рублей подрядчику не начислялись.
Кроме того, по вышеуказанному договору выявлен факт завышения объема работ по устройству плинтусов на сумму 1,3 тыс. рублей.
Приносящая доход деятельность
Собственные доходы БСМП № 1 в 2013 году составили 57046,3 тыс. рублей, в 2014 году - 72454,7 тыс. рублей. В структуре собственных доходов около 75% занимали средства от оказания медицинских услуг. Также средства поступали от услуг общественного питания, аренды помещений, сервисных услуг и т.д.
При определении цен на медицинские услуги учреждением учтены положения приказа департамента здравоохранения от 22.01.2013 № 77 "Об утверждении Порядка определения цен (тарифов) на медицинские услуги, предоставляемые медицинскими организациями, являющимися бюджетными и казенными государственными учреждениями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет департамент здравоохранения Воронежской области". В калькуляции стоимости услуг рентабельность составляет от 5% до 20%, что соответствует требованиям п. 4 указанного приказа департамента здравоохранения (не более 20%).
Кассовые расходы по собственным средствам в 2013 году произведены в объеме 55 263,7 тыс. рублей, в 2014 году - 69610,9 тыс. рублей. Средства на основании утвержденных планов финансово-хозяйственной деятельности израсходованы на оплату труда (63,8% - 68,9% от произведенных расходов), приобретение услуг, оборудования, медикаментов и расходных материалов.
Нормативы по премированию персонала, способствующего развитию платных услуг населению (согласно Положению об отделении платных услуг - до 15% средств от оказанных платных услуг) соблюдены.
Проверкой установлены неэффективные расходы в результате уплаты пени и штрафных санкций во внебюджетные фонды и страховые организации в 2013 году в сумме 514,8 тыс. рублей, в 2014 году - 220,8 тыс. рублей.
Высокотехнологичная медицинская помощь
Высокотехнологичная медицинская помощь (эндопротезирование суставов конечностей) в 2013 году оказывалась за счет субсидий из областного бюджета, пролечено 60 больных, расходы составили 8535,0 тыс. рублей (стоимость лечения 1 больного - 142,25 тыс. рублей).
В соответствии с Приказом МЗ РФ от 10.12.2013 № 916н "О перечне видов высокотехнологичной медицинской помощи" в 2014 году эндопротезирование суставов конечностей финансировалось за счет средств ОМС, пролечено 45 пациентов. По итогам года больницей выставлено счетов и оплачено страховыми компаниями 38 случаев на сумму 4087,3 тыс. рублей. Комиссией по разработке территориальной программы ОМС стоимость 1 случая утверждена в сумме 107,56 тыс. рублей.
Порядок расходования средств ОМС, полученных за оказание высокотехнологичной медицинской помощи, утвержден главным врачом больницы от 20.05.2013 и от 09.02.2014.
Проверкой установлено, что утвержденное порядком процентное соотношение средств по статьям расходов (в 2013 году на оплату труда направить не более 53%, на приобретение медикаментов и расходных материалов - не менее 47%, в 2014 году - 40% и 60% соответственно) учреждением выдержано.
Использование медицинского оборудования
В 2013 году кассовые расходы больницы на приобретение медицинского оборудования за счет всех источников составили 10938,55 тыс. рублей, в 2014 году - 9 217,1 тыс. рублей.
Кроме того, в 2014 году по государственной программе "Развитие здравоохранения" учреждением, как участником реализации мероприятий, направленных на совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при ДТП, по централизованным поставкам получено медицинского оборудования на сумму 102797,8 тыс. рублей.
В 2011 - 2013 годах в рамках реализации региональной программы "Модернизация здравоохранения Воронежской области" получено медицинского оборудования на сумму 39789,0 тыс. рублей. Следует отметить, что согласно приказам ДИЗО часть полученного оборудования общей стоимостью 1633,2 тыс. рублей передано в другие учреждения здравоохранения:
- система телекардиографии "ВАЛЕНТА" общей стоимостью 408,5 тыс. рублей передана в БУЗ ВО "ВОКБ № 1" и БУЗ ВО "ВССМП" в связи с крайне ограниченным использованием в условиях лечебного учреждения;
- инкубатор для новорожденных Caleo (1074,6 тыс. рублей) и устройство для фототерапии новорожденных (150,1 тыс. рублей) в виду закрытия родильного и детского отделений больницы переданы в БУЗ ВО "ВОДКБ № 1" и БУЗ ВО "ВГКБСМП № 10".
Проверкой учета и наличия оборудования по местам его эксплуатации нарушений не установлено. Все оборудование введено в эксплуатацию и используется в лечебном процессе.
Проверкой исполнения договорных обязательств установлено, что по программе модернизации здравоохранения поставщиками несвоевременно, с задержкой от 44 до 112 календарных дней, поставлено оборудование на общую сумму 8629,3 тыс. рублей. Штрафные санкции за несвоевременное исполнение договорных обязательств составляют порядка 713,6 тыс. рублей. Претензионную работу с поставщиками проводит департамент здравоохранения.
С 1 января 2015 года согласно приказу департамента здравоохранения в больнице перестали функционировать акушерское обсервационное отделение и отделение новорожденных детей. По состоянию на 05.03.2015 оборудование (53 ед.) общей стоимостью 1 129,4 тыс. рублей не эксплуатируется (готовится к передаче в другие лечебные учреждения и списанию).
Помимо медицинского оборудования, в рамках программы "Модернизация здравоохранения Воронежской области на 2011 - 2012 годы" в 2012 году в больницу поставлены средства вычислительной техники для организации регионального фрагмента единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения Воронежской области. На момент проверки часть оборудования на сумму 508,7 тыс. рублей не используется более 2 лет. Остальное оборудование используется для других нужд учреждения. Данная ситуация обусловлена отсутствием единой региональной медицинской информационной системы в сфере здравоохранения области.
Учет материальных запасов
Структура кассовых расходов учреждения на приобретение медикаментов, продуктов питания, мягкого инвентаря и ГСМ представлена в таблице.
тыс. рублей
Год
Источник финансирования
Медикаменты
Продукты питания
Мягкий инвентарь
ГСМ
2013 год
Субсидия из областного бюджета
3 564,9
1017,0
-
-
ВМП (областной бюджет)
4 130,1
102,0
-
-
Внебюджетные средства
4 680,9
4 146,3
161,7
193,0
Средства ОМС
105 212,0
25 686,5
814,6
1 055,6
Целевые программы, в т.ч.:
4 144,5
-
-
-
ВЦП "Снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний"
4004,5
-
-
-
ОЦП "Развитие здравоохранения ВО"
140,0
-
-
-
Средства по родовым сертификатам
777,6
-
-
-
Итого
122 510,0
30 951,8
976,3
1248,6
2014 год
Субсидия из областного бюджета
2 796,1
1 068,0
25,1
-
Внебюджетные средства
4 617,4
5 800,5
152,2
188,1
Средства ОМС
122 680,1
23 754,2
682,9
1313,8
ВЦП "Снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний"
4 037,7
-
-
-
Средства по родовым сертификатам
1 989,2
71,0
-
-
Итого
136 120,5
30 693,7
860,2
1 501,9
Данные таблицы показывают рост кассовых расходов на приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения в 2014 году на 11% относительно расходов 2013 года. Фактическая стоимость койко-дня по медикаментам в стационаре в 2014 году составляла 456,7 рубля, что на 7,8% меньше плановой стоимости (492,3 рубля), но на 14% больше предыдущего периода (394 рубля).
В проверяемом периоде медикаменты приобретались в соответствии с заключенными государственными контрактами и договорами поставки, нарушений не установлено.
В ходе проверки выявлены нарушения условий хранения лекарственных средств в терапевтическом отделении больницы на общую сумму 1,3 тыс. рублей (несоблюдение температурного режима). Препараты возвращены поставщику лекарственных средств.
Норматив стоимости 1 к/дн по питанию, рассчитанный исходя из утвержденных Приказами МЗ РФ <1> норм питания и средних рыночных цен на продукты, выполнен в 2013 году на 104,5%, в 2014 году - на 66,7%. Снижение расходов на питание связано с изменением структуры расходов медицинской организации за счет средств ОМС, рекомендованной тарифным соглашением: в 2013 году не менее 5% от средств ОМС, получаемых по базовому тарифу, в 2014 - не менее 3,5%.
--------------------------------
<1> Приказ МЗ РФ от 05.08.2003 № 330 "О мерах по совершенствованию лечебного питания в лечебно-профилактических учреждениях РФ".
Приказ МЗ РФ от 21.06.2013 № 395н "Об утверждении норм лечебного питания".
Проверкой соблюдения норм питания установлено наиболее низкое их выполнение по свежим фруктам: в 2013 году - 16%, в 2014 году - 14,7% (норма - 150 грамм), сокам - 20% и 18,6% (норма - 100 грамм) соответственно, овощам - 65% и 75,4% (норма - 366 грамм). В 2014 году по сравнению с 2013 годом в 2 раза сократилось потребление мяса, но в целях соблюдения сбалансированности питания в 1,7 раза возросло потребление птицы как взаимозаменяемого продукта (при норме 25 грамм выдается 68 грамм).
По состоянию на 01.01.2015 обеспеченность учреждения основными видами мягкого инвентаря для больных составила от 13,6 до 103,5%, то есть нормы оснащения, установленные Приказом Минздрава СССР от 15.09.1988 № 170, полностью не соблюдаются.
Аналогичная ситуация по обеспеченности мягким инвентарем работников больницы: нормы, утвержденные Приказом Минтруда РФ от 29.12.1997 № 68 "Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам больницы специальной одежды и обуви, других средств индивидуальной защиты", выдержаны в среднем на 42,9%.
Штатное расписание и оплата труда
Штатное расписание на 01.01.2015 утверждено главным врачом и согласовано с департаментом здравоохранения в количестве 1980,75 шт. ед., отделения платных услуг - 107,75 шт. ед.
Укомплектованность штатного расписания физическими лицами в 2014 году в целом по учреждению составила 71%, в том числе: врачебным персоналом - 73%, средним медперсоналом - 65%, младшим медперсоналом - 68%, прочим персоналом - 81%.
Проверкой расчета штатной численности установлена сверхнормативная ставка заведующего гинекологическим отделением (п. 24 Приказа № 600 Минздрава <2>), в связи с чем расходы учреждения на оплату труда в сумме 981 тыс. рублей нельзя признать эффективными (в 2013 году - 368,6 тыс. рублей, в 2014 году - 384,9 тыс. рублей). Страховые взносы составили 111,3 и 116,2 тыс. рублей соответственно.
--------------------------------
<2> Приказ МЗ СССР от 06.06.1979 № 600 "О штатных нормативах медицинского, фармацевтического, педагогического персонала и работников кухонь центральных городских, городских и детских городских больниц, расположенных в городах с населением свыше 25 тыс. человек".
Выборочной проверкой порядка начисления заработной платы сотрудникам больницы установлено, что в нарушение п. 6.7 Положения об оплате труда главной медицинской сестре в июне 2013 года устанавливался персональный коэффициент в размере 30% к должностному окладу вместо 10%. В результате сумма необоснованных выплат составила 4,6 тыс. рублей (страховые взносы 1,4 тыс. рублей). В ходе проверки сумма необоснованных выплат с сотрудника удержана.
Среднемесячный доход работников учреждения в проверяемом периоде представлен в таблице.
рублей
Наименование должностей
2013 год
2014 год
на физ. лицо
на ставку
на физ. лицо
на ставку
Врачи
27 810
19 047
30 126
20 007
Средний медицинский персонал
18 054
12 533
19 254
12 266
Младший медицинский персонал
12 220
8 580
12 734
8 636
Прочий персонал
17 721
13 238
20 091
16 309
Данные таблицы свидетельствуют в целом о росте средней заработной платы персонала учреждения. Так, в 2014 году среднемесячная заработная плата врачебного персонала увеличилась по сравнению с 2013 годом на 8%, среднего медицинского персонала - на 6,6%, младшего медицинского персонала - на 4%. Проверкой установлено, что в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" целевой индикатор по повышению оплаты труда работников учреждения выполняется в полном объеме.
Имущество учреждения
Для обеспечения уставной деятельности за учреждением на праве оперативного управления закреплено государственное имущество Воронежской области. По состоянию на 01.01.2015 на балансе учреждения числились основные средства на сумму 633897,8 тыс. рублей (нежилые помещения, сооружения, оборудование, транспортные средства, хозяйственный инвентарь).
Проверка показала, часть объектов недвижимости не эксплуатируется:
- домик строительный сдвоенный площадью 70,5 кв. м, балансовая стоимость 67,4 тыс. рублей;
- здание площадью 89,8 кв. м, переданное учреждению по приказу ДИЗО от 13.10.2014 № 1689, балансовая стоимость 280,7 тыс. рублей. Правоустанавливающие документы на объект не оформлены.
Также в связи с закрытием акушерского обсервационного отделения и отделения новорожденных с 2015 года больницей не используется часть помещений больницы площадью 2459 кв. м. При этом на содержание указанных помещений больница несет расходы. К примеру, на теплоснабжение расходуется около 96,3 тыс. рублей в месяц. Таким образом, длительное простаивание помещений может привести к неэффективным расходам государственных средств на их содержание.
Проверкой установлено, что на земельном участке учреждения располагаются объекты сторонних организаций:
- трансформаторные подстанции (4 ед.), принадлежащие МУП "Воронежская горэлектросеть";
- нежилое здание (аптека), принадлежащее АУ ВО "Воронежская городская аптека";
- нежилое помещение БУЗ ВО "Воронежская станция скорой медицинской помощи" с гаражом;
- бомбоубежище (федеральная собственность);
- храм в честь святителя Луки архиепископа Симферопольского и Крымского (объект находится в стадии строительства, разрешение на строительство выдано муниципальному учреждению здравоохранения "ГКБСМП № 1" департаментом градостроительства и архитектуры от 29.03.2011).
Неэффективные расходы средств ОМС по уплате земельного налога за земельные участки общей площадью 5636 кв. м, занимаемые вышеуказанными объектами, составили: в 2013 году в сумме 123,3 тыс. рублей, в 2014 году - 205,5 тыс. рублей.
Земельные участки общей площадью порядка 1630 кв. м, занимаемые объектами сторонних организаций, из пользования больницы не выделены, в границы данных участков не определены (ст. 11.1 - 11.4 ЗемК РФ).
На балансе учреждения состоит 20 автомобилей, один из которых - ГАЗ 3307 1993 года выпуска (балансовая стоимость - 227,6 тыс. рублей) - не эксплуатировался с 23.10.2010 в связи с неисправностью. Мер по ремонту автомобиля или его списанию не принималось (неэффективное использование имущества).
Выводы:
БУЗ ВО "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1" выполняет возложенные на него задачи по оказанию специализированной стационарной и амбулаторно-поликлинической медицинской помощи населению, включая гарантированный объем бесплатной медицинской помощи.
Вместе с тем учреждением не в полном объеме выполнялось государственное задание учредителя, допущены отдельные факты неэффективного расходования средств обязательного медицинского страхования и собственных средств учреждения, а также неэффективного использования областного имущества.
Предложения:
В целях устранения выявленных нарушений и недостатков направить:
- информационное письмо в департамент здравоохранения Воронежской области;
- информационное письмо в департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области;
- представление БУЗ ВО "Воронежская городская клиническая больница скорой медицинской помощи № 1".
Аудитор
В.В.РОДЮКОВА
Старший инспектор инспекции по контролю
расходов на социальную сферу,
доходов и расходов бюджета ТФОМС
А.П.ИВАНОВ
------------------------------------------------------------------