По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 02.04.2015 N 2.9-2015 "О результатах проверки соблюдения бюджетного законодательства и осуществления деятельности по социально-экономическому развитию территории органами местного самоуправления Петропавловского муниципального района в 2013 - 2014 годах и текущем периоде 2015 года"



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 02.04.2015 № 9 (147)

ОТЧЕТ № 2.9-2015
О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИИ ОРГАНАМИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕТРОПАВЛОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО
РАЙОНА В 2013 - 2014 ГОДАХ И ТЕКУЩЕМ ПЕРИОДЕ 2015 ГОДА

Основание для проведения контрольного мероприятия: Закон Воронежской области от 5 января 1996 года № 39-з "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 2.9 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2015 год, распоряжение от 20.02.2015 № 14.

Цель контрольного мероприятия: оценка социально-экономического развития муниципального района, полноты и эффективности исполнения местными органами власти закрепленных полномочий; изучение организации бюджетного процесса и соблюдения в ходе его исполнения законодательства; анализ мероприятий по укреплению финансовой основы местного самоуправления на уровне района и отдельных поселений, эффективности и целевого использования бюджетных средств, муниципальной собственности и земельных ресурсов.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Администрация Петропавловского муниципального района - акт № 2.9/1-2015 от 20.03.2015.
2. Финансовый отдел администрации муниципального района - акт № 2.9/2-2015 от 20.03.2015.
3. Отдел по образованию администрации муниципального района - акт № 2.9/3-2015 от 20.03.2015.
4. Муниципальное казенное образовательное учреждение Петропавловская СОШ - акт № 2.9/3/1-2015 от 12.03.2015.
5. Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Петропавловский детский сад - акт № 2.9/3/2-2015 от 13.03.2015.
6. Муниципальное казенное общее образовательное учреждение Песковская СОШ - акт № 2.9/3/3-2015 от 16.03.2015.
7. Муниципальное казенное образовательное учреждение Куйбышевская ООШ - акт № 2.9/3/3-2015 от 16.03.2015;
8. Отдел по культуре, спорту и работе с молодежью администрации муниципального района - акт № 2.9/4-2015 от 20.03.2015;
9. Администрация Петропавловского сельского поселения - акт № 2.9/5-2015 от 18.03.2015;
10. Муниципальное казенное учреждение Петропавловского муниципального района "Информационно-консультационный центр" - акт № 2.9/6-2015 от 17.03.2015;
11. Администрация Старомеловатского сельского поселения - акт № 2.9/7-2015 от 20.03.2015.

Срок проведения мероприятия: с 24.02.2015 по 30.03.2015.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Оценка социально-экономического положения муниципального района, его инвестиционной деятельности, перспектив развития территории. Анализ реализации комплексной программы социально-экономического развития района.
2. Достижение значений показателей эффективности развития муниципального района в соответствии с соглашением между правительством Воронежской области и администрацией муниципального района.
3. Организация бюджетного процесса в муниципальном районе, его соответствие действующему законодательству, выполнение полномочий участников процесса (Совета народных депутатов, администрации, финансового отдела, ревизионной комиссии).
4. Изучение структуры консолидированного бюджета муниципального района (доля районного бюджета и сельских поселений). Анализ формирования и исполнения районного бюджета.
5. Анализ исполнения доходной части районного бюджета.
6. Оценка размера дефицита местного бюджета, его соответствия нормам Бюджетного кодекса РФ. Анализ источников финансирования дефицита бюджета. Анализ динамики остатков средств на счетах бюджета, в том числе имеющих целевое назначение. Оценка своевременности освоения целевых бюджетных средств. Оценка долговой политики. Объем, структура и динамика муниципального долга.
7. Оценка эффективности управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами на территории муниципального района.
8. Анализ и оценка эффективности исполнения расходной части бюджета.
9. Исполнение бюджетных ассигнований по расходам на общегосударственные вопросы, национальную оборону, национальную безопасность. Анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления, полноты исполнения ими закрепленных законодательством полномочий, организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных из местного бюджета на содержание и деятельность органов местного самоуправления.
10. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств в сфере национальной экономики и жилищно-коммунального хозяйства и охраны окружающей среды.
11. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных из местного бюджета на образование. Оценка проводимых мероприятий по оптимизации расходов с целью достижения максимальной эффективности расходования бюджетных средств с сохранением качества предоставляемых услуг.
12. Проверка целевого использования межбюджетных трансфертов, предоставленных из областного бюджета, в том числе субвенции на реализацию государственного стандарта общего образования, субвенций и субсидий на модернизацию системы общего образования. Итоги работы по реализации Указов Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 и 599 в сфере образования.
13. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных из местного бюджета на реализацию мероприятий в сферах культуры, спорта и работы с молодежью. Итоги работы по выполнению Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 в этих сферах.
14. Организация работы в районе по формированию, обеспечению размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд. Контроль за исполнением муниципальных контрактов.
15. Оценка социально-экономического развития, проверка организации бюджетного процесса, эффективности исполнения полномочий, законности и эффективности использования средств бюджета Петропавловского сельского поселения Петропавловского муниципального района.
16. Оценка социально-экономического развития, проверка организации бюджетного процесса, эффективности исполнения полномочий, законности и эффективности использования средств бюджета Старомеловатского сельского поселения Петропавловского муниципального района.

Результаты контрольного мероприятия:

Анализ социально-экономического положения, развития и инвестиционной деятельности администрации муниципального района за 2013 - 2014 годы и текущий период 2015 года.

Петропавловский муниципальный район расположен в юго-восточной части Воронежской области на левом берегу реки Дон. Как самостоятельная административно-территориальная единица образован в 1928 году. Район имеет площадь 1644 кв. км, что составляет 3,2% территории области. В муниципальном районе 11 сельских поселений, включающих в свой состав 28 населенных пунктов. Административный центр - село Петропавловка, которое расположено на слиянии рек Толучеевка и Криуша. Райцентр удален от города Воронеж на 270 км. Район, располагая развитой автодорожной структурой, связывающей райцентр и сельские поселения с сетью областных и федеральных дорог, все же находится на значительном удалении от центров сбыта сельскохозяйственной продукции, крупных городов.
Минерально-сырьевые ресурсы района недостаточно системно изучены. Залежей полезных ископаемых перспективных для промышленной разработки на территории района не обнаружено.
Численность постоянного населения на 1 января 2015 года составила 18096 человек. Наличие трудовых ресурсов на 01.01.2015 оценивается на уровне 9259 человек. По отчетным данным района численность занятых в экономике составляет 7351 человек, или 40,6% к общей численности населения. В реальном секторе экономики занято 3552 человека, или 38,4%, из которых 1634 человека, или 46%, - работники бюджетной сферы.
Эти тенденции сохраняются в прогнозе до 2017 года. Предполагается увеличение значения более чем за 50,0% удельного веса фонда оплаты труда бюджетных организаций в общем фонде, являющемся базой налога на доходы физических лиц. Незанятость трудоспособного населения дает значительный миграционный отток населения, который наряду с естественной убылью составляет основные причины ежегодного снижения численности населения района на 450 человек.
Уровень жизни населения. В рейтинге районов Воронежской области по уровню заработной платы Петропавловский район на протяжении последних лет занимает 20-е место. Среднемесячная заработная плата по району за 2014 год составила 18319 рублей с ростом к уровню 2013 года на 14,2% (15724 рубля) и на 35,1% (11882 рубля) к уровню 2012 года. Прогнозируется ее доведение в 2015 году до уровня, превышающего 18990 рублей, а в 2017 году - более 22894 рублей.
Уровень среднемесячной заработной платы в организациях, финансируемых из муниципальных бюджетов, составил 22670 рублей против 14281 и 18911 рублей соответственно в 2012 - 2013 годах.
В районе отмечается сравнительно низкий размер заработной платы в организациях, занимающихся предоставлением прочих коммунальных и персональных услуг, на предприятиях торговли и общественного питания.
Валовой продукт предприятий и организаций района за 2014 год составил 4,1 млрд. рублей с ростом к 2013 году на 7,9% (3,8 млрд. рублей). В структуре валового продукта сельское хозяйство занимает 57,8% (55,7% в 2013 году), торговля - 29,9% (29,5), строительство - 2,3% (4,6), промышленность - 1,5% (1,8), транспорт - 0,1% (0,1), платные услуги - 8,4% (8,3).
Сельское хозяйство в экономике района занимает наиболее значимое место. Аграрный сектор района представлен 18 сельхозпредприятиями, 145 крестьянско-фермерскими хозяйствами и 8025 личными подсобными хозяйствами. Для развития сельскохозяйственного производства район располагает 129,3 тыс. га сельхозугодий, в том числе 103,2 тыс. га пашни. За 2014 год в районе произведено валовой продукции сельского хозяйства на 2778,0 млн. рублей, на 34,0% выше уровня 2013 года. Основными видами деятельности сельхозпредприятий являются производство зерна, подсолнечника, сахарной свеклы, бахчевых культур.
В животноводстве района за 2013 - 2014 годы заметно увеличено поголовье крупного рогатого скота (в 1,99 раза к уровню 2012 года), овец (в 1,84 раза к уровню 2012 года). Достигнут рост производства мяса на 42,0% (объем производства 2014 года - 640 тонн), молока на 1,2% (объем производства 2014 года - 14,2 тыс. тонн). Основной прирост производства мяса получен за счет реализации проекта по выращиванию КРС абердин-ангусской породы ООО "Зеленый луг". Других крупных проектов по развитию сельскохозяйственного производства в документах стратегического планирования района не просматривается.
Промышленный потенциал района представлен 4 предприятиями: ООО "Пром-Инвест" (производство масла подсолнечного), СПО "Хлебопечение" (производство хлебобулочных и кондитерских изделий, безалкогольных напитков); филиал АУ ВО "РИА "Воронеж" редакция районной газеты "Родное Придонье" (издание газет, информационные услуги); муниципальное предприятие "ЖКХ" (предоставление организациям и населению райцентра услуг отопления, водоснабжения, вывоза бытовых отходов).
По итогам 2014 года промышленными предприятиями отгружено товаров собственного производства на 79,5 млн. рублей, или на 118,0% к уровню 2013 года. Увеличение промышленного производства обусловлено наращиванием объемов производства хлебобулочных, кондитерских, макаронных изделий, безалкогольных напитков.
По виду деятельности "Строительство" в 2014 году введено в эксплуатацию только за счет индивидуального жилищного строительства 1453 кв. м. За 2015 год планируется ввести жилья 890 кв. м.
Транспортное обслуживание и пассажирские перевозки на территории района обеспечивает в основном автотранспортное предприятие ООО "Транссервис". За 2014 год им перевезено 48,5 тыс. пассажиров (94,0% к уровню 2013 года), пассажирооборот составил 861,9 тыс. пасс/км (33,0% к уровню 2013 года). Снижение вышеуказанных показателей связано с отказом данной организации от междугородних маршрутов в связи с невозможностью обновления работавших на них ранее автобусов. Перевозки по междугородним маршрутам перешли к предпринимательским структурам города Калача и местным предпринимателям. Учитывая большую изношенность автобусов и убыточность основного перевозчика на внутрирайонных маршрутах - ООО "Транссервис", в районе в ближайшее время могут возникнуть проблемы в организации перевозки пассажиров на внутрирайонных маршрутах.
В сферах розничной торговли и иных платных услуг в 2014 году отмечается рост объемов предоставления населению услуг соответственно на 14 и 13%. Однако темпы их роста отстают от темпов роста доходов населения, что свидетельствует о наличии резервов наращивания объемов торговых и иных платных услуг. Показатель товарооборота на душу населения района 2014 год более чем в 2,3 раза ниже среднеобластного показателя.
Развитие малого и среднего предпринимательства. По состоянию на начало 2015 года в районе осуществляли деятельность 418 субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе 232 индивидуальных предпринимателя. Количество рабочих мест у индивидуальных предпринимателей и на малых предприятиях без внешних совместителей - 1486. За 2014 год оборот продукции (услуг), производимой малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями, составил 103,2 млн. рублей. По сравнению с 2013 годом оборот продукции (услуг) вырос на 0,14%.
По показателям оценки эффективности деятельности муниципальных районов "Число субъектов малого и среднего предпринимательства в расчете на 10000 тысяч населения" и "Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников" район заметно отстает от средних областных значений.
Инвестиции. Объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования на территории района составил в 2013 году 978,3 млн. рублей, в 2014 году - 322,1 млн. рублей, что составляет 32,9% к уровню 2013 года. Значительное уменьшение инвестиционных вложений в районе связано с завершением инвестиционного проекта ООО "Зеленый луг", приостановлением инвестиционного проекта ООО "Биотехнологии", уменьшением инвестиций областного бюджета в объекты муниципальной собственности, снижением объема инвестиций на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования сельскохозяйственными предприятиями и крестьянско-фермерскими хозяйствами.
В Стратегии социально-экономического развития района на 2013 - 2017 годы и иных документах перспективного планирования развития района не определено конкретных проектов, способных существенно изменить положение в экономике района.

Эффективность деятельности органов власти района

По результатам комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов Воронежской области по итогам 2012 и 2013 годов, проведенной департаментом по развитию муниципальных образований Воронежской области, Петропавловский район занял 29-е и 30-е рейтинговые места.
Анализ достигнутых районом за 2012 - 2014 годы показателей оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти, установленных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2012 № 1317 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов...", свидетельствует, что из 40 показателей по 6 район имеет неэффективную динамику. Это показатели, характеризующие развитие малого и среднего предпринимательства, инвестиционную деятельность, ввод в эксплуатацию жилых помещений, бюджетную обеспеченность собственными доходами, демографические процессы, расходы на содержание органов власти. По тем же направлениям в 2014 году не выполнены 4 показателя по соглашению между правительством Воронежской области и администрацией района о достижении значений региональных показателей эффективности.

Анализ эффективности деятельности структурных подразделений администрации

Действующим штатным расписанием администрации установлена численность должностей муниципальной службы 34 единицы и должностей, не относящихся к муниципальной службе, 27 единиц. На 01.01.2013 численность составляла соответственно 49 и 20 единиц. За проверяемый период общая численность штатных единиц администрации увеличилась (уменьшилась) на 8. При этом количество муниципальных служащих в структуре должностей уменьшилось на 8 единиц, а работников, не относящихся к муниципальным служащим, увеличилось на 7 единиц. За проверяемый период введена новая должность муниципальной службы - председатель ревизионной комиссии.
По всем органам власти района штатная численность за проверяемый период уменьшилась на 7 единиц (со 133 - на 01.01.2013 до 126 - на 01.03.2015). Причем численность муниципальных служащих уменьшена на 15 единиц (с 83 до 68), а численность должностей, не относящихся к муниципальным служащим, увеличилась на 8 штатных единиц (с 50 до 58).
Эти процессы не дали улучшения значения показателя оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, установленного постановлением Правительства РФ, - "Объем расходов бюджета муниципального образования на содержание работников органов местного самоуправления в расчете на одного жителя муниципального образования". По этому показателю район за 2011 - 2014 годы имеет неэффективную (возрастающую) динамику, его значение по Петропавловскому району является одним из самых высоких среди муниципальных районов области. За 2013 год он составил 1918 рублей, шестое значение среди районов области, в 1,6 раза выше среднего областного показателя. Действенных мер по достижению более рационального значения данного показателя администрацией района не предпринимается.
Администрацией не придается должного внимания организации исполнения закрепленных за ней законодательством вопросов местного значения. Почти половина данных вопросов не закреплена за конкретными исполнительными органами власти и структурными подразделениями администрации. Деятельность отделов не планируется, системные отчеты о работе структурных подразделений и отделов перед главой администрации не составляются. До отделов не доводятся показатели эффективности деятельности, соответствующие реализации закрепленных за ними функций и муниципальных услуг, что не позволяет оценивать результативность их деятельности.

Организация предоставления государственных и муниципальных услуг

Постановлениями администрации района утверждены перечни муниципальных услуг и государственных услуг, предоставляемых администрацией при осуществлении переданных отдельных государственных полномочий Воронежской области. За предоставление утвержденных 34 видов муниципальных (19) и государственных услуг (15) назначены ответственные исполнители, работники администрации района. В отделах администрации, участвующих в оказании государственных и муниципальных услуг, учет обращений граждан по видам услуг не ведется. Итоги предоставления муниципальных и государственных услуг в администрации не подводятся, отчеты о количестве оказанных услуг в проверяемом периоде к проверке не представлены. Отсутствует контроль за организацией предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставляемых администрацией района, за качеством предоставляемых отделами администрации услуг. Система подведения итогов, проведения мониторинга качества предоставления государственных услуг в администрации района отсутствует.

Организация бюджетного процесса в муниципальном районе

Организация бюджетного процесса в районе в проверяемом периоде осуществлялась на основании федеральных и областных нормативно-правовых актов, а также Положения о бюджетном процессе в Петропавловском муниципальном районе (далее - Положение о бюджетном процессе), утвержденного решением Совета народных депутатов.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ приказом финансового отдела администрации утвержден Порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи муниципального района и бюджетных росписей главных распорядителей средств бюджета. Приказом финансового отдела утвержден Порядок составления и ведения кассового плана исполнения бюджета муниципального района и методики планирования временных кассовых разрывов, возникающих при исполнении бюджета муниципального района.

Формирование и исполнение консолидированного бюджета муниципального района

В 2013 году доходы консолидированного бюджета района поступили в сумме 368869,9 тыс. рублей, увеличились к предыдущему году за счет безвозмездных перечислений на 89874,3 тыс. рублей (47,5%), за счет налоговых и неналоговых доходов - на 7389,7 тыс. рублей (9,0%).
В 2014 году доходы консолидированного бюджета района по сравнению с предыдущим годом уменьшились на 80421,2 тыс. рублей (на 22,0%) и поступили в сумме 288448,7 тыс. рублей. Уменьшение связано с сокращением поступления в район безвозмездных перечислений на 84583,1 тыс. рублей (30,4%). Вместе с тем произошло увеличение налоговых и неналоговых доходов на 4161,9 тыс. рублей (4,6%).
Общий объем расходов консолидированного бюджета в 2013 году составил 372624,0 тыс. рублей, в 2014 году - 317977,3 тыс. рублей. Расходы 2013 года по сравнению с предыдущим годом возросли 45,8%. По результатам исполнения консолидированного бюджета сложился дефицит в размере 3754,1 тыс. рублей. Источниками его покрытия послужили остатки средств на счетах бюджета. В 2014 году по сравнению с 2013 годом произошло снижение объема расходов на 14,7%. По результатам исполнения консолидированного бюджета сложился дефицит в размере 29528,6 тыс. рублей. Источниками его покрытия послужили остатки средств на счетах бюджета и бюджетные кредиты.

Формирование и исполнение бюджета муниципального района

Районный бюджет на 2013 и 2014 годы утвержден решениями Совета народных депутатов муниципального района в установленные сроки. Внесение изменений в бюджет 2013 года производилось 4 раза, в бюджет 2014 года - 5 раз. Годовые отчеты об исполнении бюджета за 2013 и 2014 годы утверждены решениями Совета народных депутатов муниципального района в соответствии с законодательством.
Вместе с тем в проверяемом периоде установлены факты превышения бюджетных полномочий администрацией, финансовым отделом, главными распорядителями средств муниципального бюджета района.
Так, в нарушение ст. 3 и 5 Положения о бюджетном процессе администрация в 2013 году превышала свои полномочия при распределении дополнительных бюджетных ассигнований без рассмотрения Советом народных депутатов сельским поселениям и другим бюджетополучателям на сумму 8269,2 тыс. рублей.
В нарушение ст. 154 БК РФ и п. 3 ст. 60 Положения о бюджетном процессе ежеквартальные отчеты об исполнении бюджета района в 2013 и 2014 годах постановлениями администрации района не утверждались.
Утверждение смет подведомственных учреждений отдела по образованию, отдела по культуре осуществлялось финансовым отделом администрации муниципального района, что является нарушением требований ч. 1 ст. 221 БК РФ, согласно которой бюджетная смета казенного учреждения должна утверждаться главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение.
В нарушение ст. 161 БК РФ муниципальное казенное учреждение "Информационно-консультативный центр" являлось главным распорядителем бюджетных средств. С нарушением законодательства центру выделено лимитов бюджетных ассигнований в 2013 году 1535,0 тыс. рублей, в 2014 году - 2663,5 тыс. рублей.
Доходы районного бюджета на 2013 год запланированы в сумме 323818,9 тыс. рублей. План по расходам уточнен в сторону увеличения на 131758,2 тыс. рублей (65%) и составил 334369,8 тыс. рублей. Фактически доходы районного бюджета за 2013 год составили 323337,1 тыс. рублей, в том числе: налоговые и неналоговые - 53732,5 тыс. рублей (16,6% общего объема доходов), безвозмездные перечисления - 269604,6 тыс. рублей (83,4%), расходы - 327471,0 тыс. рублей (98%). Бюджет исполнен с дефицитом в сумме 4133,9 тыс. рублей, или 7,7% годового объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений.
За 2014 год план по доходам увеличен на 13212,8 тыс. рублей (5%) и составил 234561,3 тыс. рублей. План по расходам уточнен в сторону увеличения на 25793,5 тыс. рублей (11,3%) и составил 254147,0 тыс. рублей. Фактически доходы районного бюджета за 2014 год составили 234499,0 тыс. рублей, в том числе налоговые и неналоговые - 48190,4 тыс. рублей (19,6% общего объема доходов), безвозмездные перечисления - 186308,6 тыс. рублей (79,4%), расходы - 251519,4 тыс. рублей (99%). Бюджет исполнен с дефицитом в сумме 17020,4 тыс. рублей, или 36% объема доходов местного бюджета.
На 2015 год бюджет утвержден с плановыми доходами в сумме 246018,6 тыс. рублей и расходами 248329,1 тыс. рублей. Фактически доходы за 2 месяца 2015 года составили 36998,6 тыс. рублей (14,2% уточненного плана), расходы - 34779,9 тыс. рублей (14%).
При разработке бюджетов финансовым отделом и другими органами исполнительной власти допускаются существенные просчеты по отдельным позициям собственных налоговых и неналоговых доходов. Не в полной мере учитываются сложившиеся за предшествующие годы поступления по налоговым платежам и доходам от использования муниципального имущества. Для планирования поступлений основного для районного бюджета налога - НДФЛ, составляющего более 50% налоговых и неналоговых доходов бюджета, исполнительные органы власти района не располагают точными сведениями о численности работающих на предприятиях и в организациях всех форм собственности, у фермеров и предпринимателей, использующих наемный труд, а также о фактических выплатах (фонде оплаты труда). В ходе проверки указанных данных представлено не было.
В итоге не соблюдаются установленные ст. ст. 32 и 37 Бюджетного кодекса РФ принципы полноты отражения в бюджете доходов и достоверности, надежности, используемые при составлении бюджета, прогноза социально-экономического развития территории. Отделами администрации достоверная информация по прогнозированию неналоговых доходов при составлении бюджетов 2013, 2014 годов не представлялась.
Основным налогом, формирующим налоговые и неналоговые доходы районного бюджета, является налог на доходы физических лиц. В 2013 и 2014 годах он составил соответственно 58,2 и 51,9% налоговых и неналоговых доходов и поступил в размере 31273,2 и 25027,2 тыс. рублей. Его поступление на 2015 год запланировано в сумме 34615,5 тыс. рублей. Уменьшение поступлений налога в 2014 году на 6246,0 тыс. рублей связано со снижением процента отчисления в районный бюджет налога на доходы физических лиц на 10%. Увеличение плановых значений 2015 года на 9588,3 тыс. рублей объясняется передачей перечислений норматива НДФЛ в размере 8% с дохода бюджетов сельских поселений в районный бюджет.
По доходам от продажи активов в 2015 году планируется значительное снижение поступлений до 482,0 тыс. рублей против исполненных в 2014 году 2188,6 тыс. рублей. Доходы от использования имущества составили в 2013 году 7958,8 тыс. рублей, в 2014 году - 8680,6 тыс. рублей. На 2015 год запланировано 13895,7 тыс. рублей. Сведения и документы, необходимые для составления бюджета района в части этих доходов, в соответствии с распоряжением администрации отделом по имуществу в финансовый отдел не предоставлялись. Расчетных обоснований роста и снижения указанных доходов финансовым отделом не представлено.
Наряду с этим в нарушение п. 2 ст. 160.1 БК РФ в проверяемом периоде финансовым отделом, как администратором доходов районного бюджета по доходам от использования и реализации имущества и земли, не производилось начисление платежей, не организован учет и контроль за полнотой и своевременностью уплаты и начисления пеней и штрафов по ним.
Выборочной проверкой полноты оплаты арендных платежей и оплаты за продажу земли установлено, что на 01.01.2015 фактически имеется задолженность на сумму 931,4 тыс. рублей. Указанные суммы являются скрытой дебиторской задолженностью, которые не отражены в бюджетной отчетности. Штрафные санкции с нарушителей договорных обязательств (арендаторов) в полном объеме не взыскивались, претензионно-исковая работа не проводилась.
Значение доходов от оказания платных услуг (работ) в проверяемом периоде сохраняется на достигнутом за последние годы уровне, в 2013 году эти доходы составили 3712,7 тыс. рублей, в 2014 году 3536,0 тыс. рублей, что отражает недостаточную инициативу отделов по образованию и культуре по развитию платных услуг в районе.
Настоящей проверкой установлены следующие нарушения законодательства и недостатки в работе при расходовании средств районного бюджета.
При формировании годового фонда оплаты труда работников органов власти, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы, на 2013, 2014 и 2015 годы производилось с нарушением Положения об оплате труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы, что привело к завышению планового фонда в финансовом отделе администрации на 2015 год более чем на 100,0 тыс. рублей.
Формирование ежегодного планового фонда денежного содержания муниципальных служащих производилось без учета требования ч. 3 ст. 13 Закона "О муниципальной службе в Воронежской области" в части соотносительности со ст. 19 Закона Воронежской области "О государственной гражданской службе в Воронежской области", определяющей нормативы выплат, учитываемых в фонде оплаты труда сверх должностных окладов.
В нарушение Положения о бюджетном процессе при формировании бюджета муниципального района контроль со стороны финансового отдела за правильностью исчисления фонда оплаты труда муниципальных служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями муниципальной службы, на должном уровне не осуществлялся.
Проверкой использования средств по подразделу "Резервные фонды" раздела "Общегосударственные вопросы" установлены факты использования средств на цели, не соответствующие полномочиям, предусмотренным Федеральным законом № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", на общую сумму 159,2 тыс. рублей.
Кроме того, в нарушение п. 4 ст. 81 БК РФ в Положении о порядке расходования средств резервного фонда администрации... определены цели расходования, не соответствующие понятию непредвиденных расходов, такие как: "проведение семинаров, встреч, совещаний, выставок, конкурсов, конференций, симпозиумов, спортивных соревнований, спартакиад".
Проверкой расходования средств по разделу "Национальная экономика" установлено, что в 2013 году из-за упущений со стороны администрации района в организации выполнения муниципальной целевой программы "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства на 2013 - 2016 годы" не освоены более 800,0 тыс. рублей федеральных средств на предоставление субсидий (грантов) субъектам малого предпринимательства.
А в 2014 году при строительстве модульной котельной МБУЗ "Петропавловская ЦРБ" стоимостью 26160,3 тыс. рублей не выполнены работы по благоустройству и озеленению на сумму 141,2 тыс. рублей.
В МКУ "Информационно-консультационный центр" установлены факты неисполнения учреждением функций, установленных уставом, факты нарушения штатной дисциплины, которые привели к неэффективным расходам бюджета в 2013 и 2014 годах в сумме 1534,9 тыс. рублей и 2663,5 тыс. рублей соответственно, а всего на сумму 4198,4 тыс. рублей. Из-за нарушений оплаты труда в этом же учреждении допущены неправомерные расходы на сумму 628,1 тыс. рублей.
По подразделу "Другие мероприятия в области национальной экономики" Петропавловскому муниципальному району в 2013 году утверждена субсидия на строительство пункта сбора, накопления и первичной сортировки твердых бытовых отходов в с. Петропавловка на сумму 2098,7 тыс. рублей. На основании уведомления о бюджетных ассигнованиях администрацией района проведены конкурсные процедуры по определению подрядчика на выполнение инженерных изысканий и разработке проектной документации. При проведении трех открытых аукционов в электронной форме в июне, июле и августе 2013 года по причине отсутствия заявок аукционы признаны несостоявшимися. Таким образом, не была освоена областная субсидия на значимые проекты района в сумме 2 098,7 тыс. рублей.
По разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" исполнение за 2013 год составило 5484,2 тыс. рублей, с ростом в 12,5 раза к прошлому году. Увеличение связано с получением средств из областного бюджета по областным программам. Расходы 2014 года составили 4361,0 тыс. рублей.
За счет этих средств по подразделу "Коммунальное хозяйство" для сбора и вывоза мусора приобретен мусоровоз, однако транспортное средство не используется более 7 месяцев, что свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств в сумме 2029,6 тыс. рублей (ст. 34 БК РФ).
Помимо этого, в проверяемом периоде осуществлялись безвозмездные перечисления МП "ЖКХ" в сумме 107,9 тыс. рублей (2013 год - 43,9 тыс. рублей; 2014 год - 64,0 тыс. рублей). Средства предоставлены на основании решений о бюджете, но без нормативных актов администрации, регулирующих порядок предоставления субсидий юридическим лицам, что является нарушением ст. 78 Бюджетного кодекса РФ. Согласно платежным поручениям эти же средства перечислялись за выполненные работы по утилизации твердых бытовых отходов по договорам. Однако договоры в ходе проверки не представлены. Данные расходы не связаны с решением вопросов, отнесенных к полномочиям органов местного самоуправления. Расходы произведены в нарушение п. 3 ст. 136 БК РФ и являются нецелевым использованием бюджетных средств.
По разделу "Образование" исполнение за 2013 год составило 176856,7 тыс. рублей, в 2014 году - 177981,1 тыс. рублей, с ростом к предыдущему году на 10% за счет увеличения субвенции на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования, а также дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.
Проверкой отдела по образованию установлено, что в целом по району не соблюдался норматив на учебные и другие расходы, установленный в размере не менее 6% общих расходов. В 2013 году эти расходы составили 3,0%, в 2014 году - 4,7%. Соответственно, удельный вес субвенции в расходах на заработную плату составил - 97,0% и 95,3%. В результате с нарушением норматива израсходовано 3023,4 тыс. рублей - в 2013 году и 1596,5 тыс. рублей в 2014 году.
Также не соблюдалась нормативная численность учащихся в сельских образовательных учреждениях (14 человек в классе). Фактически этот показатель равнялся 11,5 чел/кл.
Выборочной проверкой начисления и выплаты заработной платы учреждений системы образования района установлены нарушения трудового законодательства и законодательства о бухгалтерском учете. Табели учета рабочего времени не подтверждали отработанные часы отдельных внутренних совместителей. В результате 3014,4 тыс. рублей израсходовано без подтверждающих документов.
Проверкой ремонтных работ в МКОУ Петропавловская СОШ установлены факты неисполнения договорных обязательств со стороны подрядчиков, чем допущены неэффективные расходы районного бюджета на общую сумму 30,0 тыс. рублей, а из-за невыполнения обязательств ООО "Вертикаль строй" остались не использованы в 2014 году 628,2 тыс. рублей.
По разделу "Социальная политика" исполнение за 2013 год составило 11886,4 тыс. рублей, с ростом на 3%. Увеличение связано с увеличением объема финансирования за счет областных средств по подразделу "Охрана семьи и детства" на выплату пособия на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой. Расходы 2014 года уменьшились на 14% и составили 10244,5 тыс. рублей.
По данному разделу в 2013 году предоставлены социальные выплаты 2 семьям в сумме 548,1 тыс. рублей, в 2014 году 1 семье в сумме 365,4 тыс. рублей. Проверкой установлено, что в нарушение ст. 51 ЖК РФ эти семьи были признаны нуждающимися в жилых помещениях. В результате субсидии на обеспечение жильем молодых семей в сумме 913,5 тыс. рублей выплачены неправомерно.
По разделу "Физическая культура и спорт" расходы в 2013 году увеличились более чем в 17 раз и составили 73319,7 тыс. рублей, что связано со строительством физкультурно-оздоровительного комплекса в рамках областной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Воронежской области на 2007 - 2015 годы". Сумма инвестиций составила 67045,5 тыс. рублей. Проверкой установлено неэффективное использование бюджетных средств на сумму 107,0 тыс. рублей на оплату авторского надзора при строительстве объекта "Физкультурно-оздоровительный комплекс в с. Петропавловка".
Расходы раздела в 2014 году составили 6521,1 тыс. рублей. Проверкой организации работы по формированию, обеспечению размещения заказов для муниципальных нужд установлено, что в нарушение п. 2 ст. 72 БК РФ в 2014 году без доведения соответствующих объемов лимитов бюджетных обязательств заказчика (отдел по культуре, спорту и работе с молодежью) уполномоченным органом проведен открытый аукцион в электронной форме на выполнение подрядных работ по реконструкции стадиона в с. Петропавловка на сумму 47335,5 тыс. рублей.

Структура и динамика муниципального долга

Муниципальный долг по состоянию на 01.01.2013 составлял 3545,8 тыс. рублей, что являлось задолженностью по централизованным кредитам, полученным до 2002 года из области, для кредитования сельхозтоваропроизводителей (СХА "Красноселовская" - 1233,9 тыс. рублей, СХА "Красный Флот" - 1268,2 тыс. рублей, СХА "Старокриушанская" - 1043,6 тыс. рублей).
В 2013 году муниципальным образованием бюджетные кредиты не привлекались. Списана задолженность по кредитам, не имеющим источников погашения на сумму 2502,2 тыс. рублей (СХА "Красноселовская" - 1233,9 тыс. рублей, СХА "Красный Флот" - 1268,2 тыс. рублей) в связи с их ликвидацией.
Остаток задолженности по основному долгу на 01.01.2014 составил 1043,6 тыс. рублей (1,9% доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений), что соответствует требованиям ст. 107 Бюджетного кодекса РФ в части предельного объема муниципального долга.
В 2014 году привлечено кредитов из областного бюджета на сумму 24688,3 тыс. рублей. В соответствии с приказом департамента финансов Воронежской области от 30 декабря 2014 года "О реструктуризации задолженности бюджетов муниципальных образований по бюджетным кредитам" списано 24663,6 тыс. рублей. Указанные выше кредиты использованы на финансирование социально значимых вопросов района и сельских поселений.
Остаток внутреннего муниципального долга на 1 января 2015 года составил 1068,3 тыс. рублей. В бюджете 2015 года предусмотрено погашение основного долга и процентов за пользование кредитами, полученными в 2014 году, в сумме 24,7 тыс. рублей.
По долгу СХА "Старокриушанская" на сумму 1043,6 тыс. рублей вопрос до настоящего времени не решен. Претензионно-исковая работа по кредиту СХА "Старокриушанская" финансовым отделом не велась.

Порядок использования муниципальной собственности

Учет муниципального имущества в проверяемом периоде велся с нарушением установленного порядка. Изменения в реестр по движению имущества в 2013 - 2014 годах не вносились в полном объеме. Данные, содержащиеся в реестре по состоянию на 01.03.2015 не актуализированы.
В нарушение требований Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 № 424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества", имеющийся реестр содержит только сведения о недвижимом имуществе, которые не актуализированы. В реестре отсутствуют сведения о муниципальном движимом имуществе и о муниципальных унитарных предприятиях.
В нарушение требований указанного порядка реестр не в полном объеме содержит требуемые сведения по объектам недвижимости (кадастровый номер, сведения о кадастровой стоимости, даты и основания возникновения и прекращения права собственности). Разделы 2 и 3, которые должны содержать сведения о муниципальном движимом имуществе и сведения о муниципальных унитарных предприятиях, в реестре отсутствуют. Учет имущества, находящегося в муниципальной казне, не ведется.
Проверкой подведомственных отделу по культуре и отделу по образованию учреждений установлено, что имущество закреплено за ними на праве оперативного управления. Однако в нарушение ст. 131 ГК РФ право оперативного управления на большинство объектов недвижимости общей стоимостью 73653,4 тыс. рублей муниципальными учреждениями образования не зарегистрировано. Аналогично подведомственными отделу по культуре учреждениями не зарегистрировано объектов недвижимости на сумму 2585,0 тыс. рублей.
При предоставлении жилых помещений по договорам найма служебного помещения в нарушение гражданского и жилищного законодательства не предусматривался размер платы.
Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и хозяйственного общества с муниципальным участием осуществляются администрацией не в полной мере. В отношении всех муниципальных предприятий в проверяемый период администрацией не использовались правомочия, предусмотренные ст. ст. 20 - 26 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", по осуществлению контроля за деятельностью предприятий. Администрация, как учредитель, не определила перечень документов, которые предприятия по окончании отчетного периода должны представлять ей; не определила порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности предприятий; не утверждает бухгалтерскую отчетность и отчеты предприятий; не утверждает показатели экономической эффективности деятельности предприятий и не контролирует их выполнение; не установила порядок проведения аттестации руководителей предприятий и не проводит ее; не определила порядок и сроки отчетов руководителей предприятий о деятельности предприятия.
Аналогично не полностью используются и правомочия, предусмотренные Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью", в отношении ООО "Транссервис". Не организовано утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов; утверждение (принятие) документов, регулирующих внутреннюю деятельность общества; назначение аудиторской проверки. В результате такого подхода администрации муниципальные предприятия работают убыточно либо низкорентабельно, отчислений от прибыли в доход бюджета не дают, то есть не выполняют основной цели создания, определенной их уставами, не обеспечивают получение наибольшей прибыли. По итогам деятельности СМП "Тихий Дон" допущена утрата муниципального имущества (22 автомобиля и 1 автоприцеп, 21 трактор, 9 зерно- и кормоуборочных комбайнов, 21 тракторный прицеп и 2 единицы иной сельскохозяйственной техники общей первоначальной стоимостью 5574,1 тыс. рублей).
Документов об итогах хозяйственной деятельности СМП "Тихий Дон" в проверяемом периоде и за более ранний период в ходе проверки администрацией района не представлено. Представлены документы о том, что в декабре 2013 года администрацией начата процедура ликвидации предприятия по упрощенному порядку. По промежуточному ликвидационному балансу предприятия на 30.07.2014, утвержденному распоряжением главы администрации района, у него значится активов на 20,0 тыс. рублей и кредиторская задолженность на 20,0 тыс. рублей. Средства муниципального бюджета, направленные для формирования уставного капитала, в сумме 101,0 тыс. рублей, а также средства, направленные в ходе деятельности муниципального предприятия на формирование добавочного капитала, в сумме 471,0 тыс. рублей использованы на покрытие убытков в ходе его деятельности, то есть, учитывая требования ст. 34 Бюджетного кодекса РФ, использованы неэффективно.

Исполнение бюджета Петропавловского сельского поселения

В Петропавловском сельском поселении установлены следующие недостатки деятельности администрации поселения.
Из 24 доведенных администрацией района показателей эффективности развития сельских поселений 7 не выполнены. Не достигнуты в полной мере показатели по сбору налоговых и неналоговых доходов (89,5% вместо 91,6%), недоимки по налогу на имущество физических лиц (18% вместо 20%), доли протяженности освещенных частей улиц (71% вместо 77%), количеству оборудованных спортивных и детских площадок (1 вместо 11), оборудованных мест массового отдыха в поселении (1 вместо 4), доли расходов бюджета поселения на содержание ОМС (14,1% вместо 14,4%). Не выполнен в полном объеме показатель "Доля утвержденных административных регламентов по предоставлению муниципальных услуг".
В нарушение ч. 1 ст. 81 БК РФ в расходной части бюджета ежегодно не предусматривалось создание резервного фонда администрации Петропавловского сельского поселения.
Осуществление расходов поселения на социальное обеспечение населения (40,0 тыс. рублей направлены на единовременные выплаты материальной помощи гражданам) противоречит ст. 136 БК РФ, так как доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы превышает 30% собственных доходов местного бюджета. Таким образом, осуществлены расходы, не относящиеся к полномочиям органа местного самоуправления.
Проверкой Старомеловатского сельского поселения недостатков в деятельности и нарушений законодательства не установлено.

Выводы:
В экономическом и социальном развитии района имеются позитивные тенденции. В сельском хозяйстве в 2014 году объем производства увеличен к уровню 2013 года в 1,33 раза. В животноводстве за счет реализации проекта по выращиванию КРС абердин-ангусской породы ООО "Зеленый луг" увеличено поголовье крупного рогатого скота в 2 раза, достигнут рост производства мяса. В промышленности объем собственного производства вырос на 18,0% к уровню 2013 года. За счет субсидий областного бюджета проведены капитальные ремонты помещений для детских садов в 3 селах; построены ФОК в райцентре и 2 многофункциональные спортивные площадки в селах; газовые сети в 2 населенных пунктах; проведено обустройство парков в райцентре и 3 селах; начат ремонт автодорог и строительство тротуаров. Сеть учреждений социальной сферы района в основном удовлетворяет запросы населения на получение качественных услуг образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, социальной помощи.
Вместе с тем по показателям оценки эффективности деятельности муниципальных органов власти, характеризующим развитие малого и среднего предпринимательства, инвестиционную деятельность, ввод в эксплуатацию жилых помещений, бюджетную обеспеченность собственными доходами, демографические процессы, расходы на содержание органов власти, район имеет неэффективную динамику. Районный бюджет имеет высокую дотационность. Трудовые ресурсы в районе используются на 38,4%, что дает значительный миграционный отток, который наряду с естественной убылью составляет основные причины ежегодного снижения численности населения на 450 человек. Объем инвестиций в основной капитал в районе в 2014 году снижен в 3,0 раза к уровню 2013 года. Объем и характер инвестиций в производственную сферу на 2015 - 2017 годы существенно не меняется, начала реализации новых инвестиционных проектов не планируется.
Учет муниципального имущества ведется с нарушением порядка, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ. По платежам за аренду имущества и плате за продажу земли на начало 2015 года имеется задолженность, которая не отражена в бюджетной отчетности. Администрацией не исполняются правомочия по контролю за деятельностью созданных муниципальных предприятий, в результате чего созданные муниципальные предприятия работают убыточно либо низкорентабельно, отчислений от прибыли в доход бюджета не дают. А в итоге деятельности сельскохозяйственного муниципального предприятия "Тихий Дон" допущена утрата муниципального движимого имущества стоимостью 5,6 млн. рублей.
Установлено незаконное назначение социальных выплат по программам "Обеспечение жильем молодых семей" 3 семьям, а также факты использования администрацией района бюджетных средств на цели, не связанные с полномочиями.
Всего в проверенных объектах установлено нарушений на сумму 58,4 млн. рублей, в том числе:
нецелевое использование бюджетных средств - 128,1 тыс. рублей;
неэффективное использование бюджетных средств - 8,3 млн. рублей;
неправомерные расходы - 4,6 млн. рублей;
неэффективное использование имущества - 2,0 млн. рублей;
утрата муниципального имущества - 5,6 млн. рублей;
использование бюджетных средств с нарушением законодательства - 37,8 млн. рублей.

Предложения:
В целях устранения выявленных нарушений законодательства и недостатков в работе направить представления главе администрации Петропавловского муниципального района, главе Петропавловского сельского поселения, руководителям финансового отдела, отделов по культуре, по образованию и муниципальных казенных учреждений.
Учитывая выявленные в ходе проверки признаки коррупционных правонарушений, ответственность за которые установлена Уголовным кодексом РФ, при предоставлении социальных выплат на обеспечение жильем молодых семей, направить материалы проверки в прокуратуру области.

Аудитор
И.Н.ДАНИЛОВ


------------------------------------------------------------------