Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 02.04.2015 N 1.1-2015 "О результатах экспертно-аналитического мероприятия "Анализ эффективности предоставления мер государственной поддержки предприятиям, реализующим особо значимые инвестиционные проекты на территории Воронежской области"
Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 02.04.2015 № 9 (147)
ОТЧЕТ № 1.1-2015
О РЕЗУЛЬТАТАХ ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ "АНАЛИЗ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ
ПРЕДПРИЯТИЯМ, РЕАЛИЗУЮЩИМ ОСОБО ЗНАЧИМЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ
ПРОЕКТЫ НА ТЕРРИТОРИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ"
Основание для проведения экспертно-аналитического мероприятия: п. 1.1 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2015 год, распоряжение от 21.01.2015 № 8.
Цель мероприятия: оценка эффективности предоставления мер государственной поддержки предприятиям, реализующим особо значимые инвестиционные проекты на территории Воронежской области в 2012 - 2014 годах.
Срок проведения мероприятия: с 14 января по 4 марта 2015 года.
Вопросы мероприятия:
1. Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, Воронежской области, регулирующих вопросы предоставления мер государственной поддержки предприятиям и организациям, реализующим особо значимые инвестиционные проекты.
2. Анализ нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации с благоприятным инвестиционным климатом.
3. Анализ нормативных правовых актов Воронежской области, регламентирующих привлечение инвесторов и рассмотрение вопроса о предоставлении им мер государственной поддержки.
4. Анализ материалов проверок, проведенных ранее другими органами контроля.
5. Оценка проводимой работы органами государственной власти Воронежской области, специализированными организациями по поиску и привлечению инвесторов для реализации инвестиционных проектов на территории Воронежской области.
6. Анализ состава мер государственной поддержки для реализации особо значимых инвестиционных проектов и оценка их эффективности.
7. Анализ взаимодействия субъектов инвестиционной деятельности, территориальных органов федеральных органов власти, исполнительных органов государственной власти Воронежской области, специализированных организаций по вопросам проведения подготовительных, согласительных и разрешительных процедур в ходе принятия решения о реализации инвестиционного проекта.
8. Оценка сопровождения и содействия органов государственной власти Воронежской области и специализированных организаций в подготовке документов для присвоения инвестиционному проекту статуса "особо значимого".
9. Анализ проводимой работы по рассмотрению вопросов, связанных с выявлением и устранением административных барьеров, препятствующих реализации инвестиционных проектов.
10. Анализ формирования и ведения реестра особо значимых инвестиционных проектов.
11. Оценка исполнения договоров (соглашений) об осуществлении инвестиционной деятельности со стороны инвесторов, реализующих особо значимые инвестиционные проекты, а также сопровождения и взаимодействия органов государственной власти Воронежской области, специализированных организаций с инвесторами в ходе реализации инвестиционных проектов.
12. Анализ выполнения показателей при реализации инвестиционных проектов.
13. Комплексный анализ эффективности предоставления мер государственной поддержки.
Результаты мероприятия:
Основные направления инвестиционного развития Воронежской области определены в Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года (далее - Стратегия), Инвестиционной стратегии Воронежской области на период до 2020 года и послании губернатора Воронежской области "Инвестиционный климат и инвестиционная политика Воронежской области" Воронежской областной Думе и исполнительным органам государственной власти области.
В Воронежской области создана система поддержки инвестиций на территории региона. Эта система включает в себя финансовые меры государственной (областной) поддержки - налоговые льготы, субсидирование ставки по кредитам, затрат на инфраструктуру и технологическое присоединение, строительство дорог. Помимо этого, действует региональный залоговый фонд и государственные гарантии для целей обеспечения привлечения кредитных ресурсов. В систему административных мер включено приоритетное выделение земельных участков, сопровождение инвестиционных проектов на всех этапах реализации.
Уполномоченным органом государственной власти Воронежской области, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере инвестиционной деятельности на территории Воронежской области, является департамент экономического развития Воронежской области (далее - Департамент, ДЭР).
Основной задачей Департамента в данной сфере деятельности является разработка и реализация инвестиционной политики Воронежской области, для решения которой ДЭР осуществляет одну государственную услугу "Заключение договоров об осуществлении инвестиционной деятельности" и четыре государственные функции.
К государственным функциям ДЭР относятся:
1. Осуществление текущего руководства реализации Программы социально-экономического развития Воронежской области на долгосрочную перспективу (далее - Программа).
2. Проведение экспертных проверок хода реализации Программы.
3. Ведение реестра инвестиционных проектов, реализуемых или предлагаемых к реализации на территории области.
4. Подготовка заключения для принятия экспертным советом по вопросам реализации Стратегии решения об отнесении инвестиционного проекта к категории особо значимого.
Специализированной организацией по привлечению инвестиций и работе с инвесторами на территории Воронежской области является ОГБУ "Агентство по инвестициям и стратегическим проектам" (далее - Агентство), которое находится в ведомственном подчинении ДЭР.
Согласно Уставу к основным видам деятельности Агентства в сфере инвестиционной деятельности относятся: организация мероприятий и выполнение работ по привлечению инвестиций в экономику региона, стимулирование инвестиционной деятельности и повышение инвестиционной привлекательности региона, организация взаимодействия с субъектами инвестиционной деятельности по вопросам проведения административных процедур в ходе подготовки и реализации инвестиционных проектов. Деятельность Агентства осуществляется в рамках государственного задания на оказание ведомственных услуг Департамента.
1. Анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, Воронежской области, регулирующих вопросы привлечения инвесторов и оказания мер государственной (областной) поддержки предприятиям и организациям, реализующим особо значимые инвестиционные проекты
Реализация инвестиционных процессов в субъектах Российской Федерации, в том числе в Воронежской области, осуществляется на основе внедрения Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе (далее - Инвестиционный стандарт, Стандарт), разработанного автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов".
Стандарт включает в себя 15 базовых требований. В числе данных требований: обязательная разработка инвестиционной стратегии региона, принятие нормативных правовых актов (далее - НПА) о защите прав инвесторов и механизмах поддержки инвестиционной деятельности, внедрение процедуры оценки регулирующего воздействия нормативных актов в сфере предпринимательской деятельности, наличие совета по улучшению инвестиционного климата и специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами.
В 2013 году дорожная карта внедрения Стандарта в регионе выполнена. С 2014 года осуществляется мониторинг функционирования и совершенствования работы разделов Стандарта.
В Воронежской области принят ряд НПА, охватывающих поставленные в Стратегии вопросы. Так, для целей создания условий по обеспечению благоприятного инвестиционного климата и обеспечения государственных гарантий защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности утверждены Инвестиционная декларация Воронежской области (указ губернатора Воронежской области от 23.11.2012 № 417-у) и Инвестиционная стратегия Воронежской области на период до 2020 года и основные направления до 2030 года (распоряжение правительства Воронежской области № 605-р от 01.08.2013).
В ходе аналитического мероприятия отмечается недостаточный подход к исполнению некоторых требований Стандарта. Так например, основным инструментом реализации Инвестиционной стратегии является программа социально-экономического развития Воронежской области, в рамках которой в настоящее время реализуются 80 инвестиционных проектов. Но по факту, в программу включаются не самые важные для области проекты. Так, в 2014 году были включены три гостиницы (Mariott Hotels&Resort 5 звезд на проспекте Революции, четырехзвездочная гостиница на улице Платонова и отель Holiday Inn Express на улице Кирова), явно не отвечающие требованиям Инвестиционной стратегии региона. По инициативе ДЭР (26.02.2015) внесены изменения в Закон Воронежской области от 07.07.2006 № 67-ОЗ <1>, исключившие строительство туристско-рекреационных комплексов из перечня особо значимых инвестиционных проектов. Однако, туристско-рекреационные комплексы подразумевают не только строительство гостиниц, но и объекты отдыха и культуры, избытком которых Воронежская область не обладает.
--------------------------------
<1> Закон Воронежской области от 07.07.2006 № 67-ОЗ "О государственной (областной) поддержке инвестиционной деятельности на территории Воронежской области".
Одной из основ Инвестиционной стратегии должен стать план создания инвестиционных объектов и необходимой транспортной, энергетической, инженерной и социальной инфраструктуры, логически связанный с основными направлениями развития отраслей экономики области. В Воронежской области в качестве такого плана используется областная адресная инвестиционная программа на финансовый год.
В Воронежской области приняты и действуют основные нормативные правовые акты, гарантирующие предоставление льгот инвесторам, реализующим особо значимые инвестиционные проекты, по уплате налогов на имущество и прибыль организаций, транспортного налога, обеспечения привлечения кредитных ресурсов (региональный залоговый фонд и государственные гарантии), а также предоставление субсидий на инфраструктуру, уплату процентов за пользование кредитами, оплату услуг по технологическому подключению к электрическим сетям.
Кроме того, государственная (областная) поддержка инвестиционной деятельности осуществляется на основании Закона Воронежской области от 07.07.2006 № 67-ОЗ. Согласно ст. 3 Закона на государственную поддержку могут претендовать инвестиционные проекты, которые реализуются на территории Воронежской области и соответствуют критериям "особо значимые", при определенном объеме инвестиций от 10 до 300 млн. рублей в зависимости от отрасли экономики (в основном - производство) либо вне зависимости от объема инвестиций при условии создания и строительства новых объектов по определенному перечню направлений.
Отнесение инвестиционного проекта к категории особо значимого осуществляется решением экспертного совета по вопросам реализации стратегии социально-экономического развития Воронежской области (далее - Экспертный Совет) при условии соответствия инвестиционного проекта критериям эффективности.
Порядок оценки инвестиционных проектов определен постановлением администрации Воронежской области от 28.06.2007 № 582 <2>. Данным постановлением определены критерии отнесения инвестиционного проекта к особо значимым на основании оценки его экономической, бюджетной и социальной эффективности.
--------------------------------
<2> Постановление администрации Воронежской области от 28.06.2007 № 582 "Об утверждении Порядка оценки инвестиционных проектов".
2. Анализ проводимой работы по поиску и привлечению инвесторов для реализации инвестиционных проектов
В соответствии с Положением, утвержденным постановлением правительства Воронежской области от 18.05.2009 № 394, ДЭР осуществляет деятельность по информированию потенциальных инвесторов об инвестиционных возможностях на территории региона. Эта работа, главным образом, проводится путем непосредственного контакта с инвесторами в форме презентационных мероприятий, участия в комиссиях и рабочих группах, профильных российских и региональных мероприятиях, путем проведения двусторонних встреч с представителями компаний, представляющих интерес с точки зрения привлечения инвестиций.
Финансирование мероприятий до 2014 года осуществлялось в рамках текущей деятельности ДЭР, с 01.01.2014 в рамках ГП ВО "Экономическое развитие и инновационная экономика".
В целях информирования инвесторов об инвестиционных возможностях и потенциале Воронежской области в регионе функционирует двуязычный интернет-портал (invest-in-voronezh.ru). Кроме того, для целей конструктивного общения между властью и представителями бизнеса по формированию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионе в 2012 году создан специализированный интернет-ресурс "Портал улучшения делового климата в Воронежской области" (www.vrn-business.ru).
В свою очередь Агентством также проводится работа по поиску и привлечению российских и иностранных компаний для реализации инвестиционных проектов на территории региона. Для этого осуществляется мониторинг инвестиционного рынка по выявлению потенциальных инвесторов, анализ информационных сообщений в СМИ, изучение информационных планов, материалов и стратегий развития предприятий, участие в выставочно-ярмарочных и конгрессных мероприятиях, размещение информации об инвестиционном потенциале региона в СМИ, веб-сайтах партнеров, а также распространение буклетов организациями-партнерами.
В результате анализа отмечена недостаточно эффективная работа ДЭР и Агентства по привлечению инвесторов в регион. Так, за период с 2012 по 2014 годы организовано 50 официальных визитов российских и иностранных компаний, по результатам которых заключено 19 соглашений о сотрудничестве, из них только 7 компаний реально начали работать, а остальные 41 компания - в стадиях рассмотрения и принятия решений. В свою очередь 2 компаниями (Vlessman, Lifan) приняты решения о реализации проектов в Липецкой области.
В качестве положительного опыта соседних регионов в работе с инвесторами хотелось бы отметить Липецкую и Белгородскую области.
Так, в Липецкой области сформирована трехуровневая система создания и развития точек экономического роста, предлагающая инвестору выбор площадок с инженерной инфраструктурой для размещения бизнеса. Создание данной системы обеспечило благоприятные условия для организации новых производств, оказания новых видов услуг для бизнеса всех уровней - крупного, среднего и малого.
К ним относятся: федеральная экономическая зона промышленно-производственного типа "Липецк" (крупные и средние предприятия), региональные особые экономические зоны различного типа (4 - промышленно-производственного типа, 1 - агропромышленного типа, 2 - туристско-рекреационного типа, 1 - технико-внедренческого типа) и частные индустриальные парки (малые предприятия). На каждом уровне для инвесторов предусмотрены свои меры государственной поддержки.
Преимущества федеральной особой экономической зоны - применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны, полное инфраструктурное обеспечение (при условии капитальных вложений не менее чем 120 млн. рублей). К преимуществам особых экономических зон регионального уровня можно отнести отсутствие ограничений по объемам инвестиционных проектов, а также многообразие выбора земельных участков. Липецкая область - единственный субъект РФ, который использует механизм особых экономических зон регионального уровня для привлечения инвестиций в экономику области и развития территорий. Основные преимущества частных индустриальных парков заключаются в предоставлении различных видов субсидий инвесторам при реализации проектов, после выкупа земельного участка инвесторам установлены льготные налоговые ставки по налогу на землю.
В Белгородской области приоритетными направлениями являются поддержка импортозамещающих производств, поддержка инвесторов мелкого и среднего предпринимательства. С 2010 года в Белгородской области активно внедряются механизмы проектного управления, которые признаны одними из самых эффективных методов управления в субъектах РФ для достижения осязаемых, реальных результатов (данные с портала инвестклимат.рф).
3. Анализ проводимой работы по рассмотрению вопросов, связанных с выявлением и устранением административных барьеров, препятствующих реализации инвестиционных проектов
Для привлечения инвестиций в экономику Воронежской области, участия в формировании режима наибольшего благоприятствования для субъектов инвестиционной деятельности указом губернатора области от 28.12.2012 № 493-у <3> создан постоянно действующий коллегиальный координационный Совет по улучшению инвестиционного климата Воронежской области. Создание Совета является одним из пунктов требований Инвестиционного стандарта.
--------------------------------
<3> Указ губернатора области от 28.12.2012 № 493-у "О Совете по улучшению инвестиционного климата Воронежской области".
За проверяемый период Советом проведено по три заседания в 2012 и 2013 годах и четыре в 2014 году (в среднем - два вопроса в повестке дня). Следует отметить, что в дорожной карте по внедрению лучших практик Национального рейтинга в Воронежской области отмечается низкая активность бизнес-сообщества по внесению вопросов в повестку дня заседаний Совета.
Кроме этого, в Воронежской области принято постановление правительства Воронежской области от 07.08.2013 № 693 <4>, в котором определен перечень основных мер, направленных на защиту прав и поддержки инвесторов. К ним относятся: государственная поддержка субъектам инвестиционной деятельности, рассмотрение обращений инвесторов на Совете, обеспечение и защита прав инвесторов в рамках полномочий уполномоченного по защите прав предпринимателей, создание и поддержка институтов инвестиционного развития региона и т.д.
--------------------------------
<4> Постановление правительства Воронежской области от 07.08.2013 № 693 "О реализации мер по защите прав и поддержке инвесторов на территории Воронежской области".
Одновременно в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 28.05.2014 № 474 <5> ДЭР (ответственный орган) проводится оценка регулирующего воздействия проектов НПА, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также мониторинг фактического воздействия НПА, в отношении которых проводилась процедура оценки.
--------------------------------
<5> Постановление правительства Воронежской области от 28.05.2014 № 474 "Об утверждении Порядка организации и проведения процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Воронежской области и экспертизы нормативных правовых актов Воронежской области".
По данным ДЭР, за 2013 - 2014 годы подготовлено 72 заключения об оценке регулирующего воздействия и 5 заключений об экспертизе (всего 77), из них 75 положительных, 2 отрицательных, в среднем на один нормативный акт поступает до 8 предложений.
В целях обеспечения взаимодействия бизнеса, региональных органов государственной власти и общественных организаций в регионе создан штаб по снижению административных барьеров и улучшению инвестиционного и предпринимательского климата в Воронежской области (далее - Штаб) (постановление правительства Воронежской области от 17.11.2014 № 1023). В рамках Штаба организована работа четырех постоянных рабочих групп (по снижению административных барьеров в строительстве; по сокращению регистрационных процедур; по повышению доступности к энергетической инфраструктуре; по совершенствованию поддержки экспорта промышленной продукции).
За период существования Штаба всего проведено 4 заседания, на которых рассмотрены дорожные карты внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионе. Согласно отчету о результатах деятельности Штаба в Воронежской области доработана дорожная карта внедрения лучших практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в Воронежской области.
Например, в дорожной карте одним из проблемных вопросов является сроки оказания органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области муниципальной услуги по выдаче разрешения на строительство. Плановые значения указанных показателей на 2014 год, закрепленные за Воронежской областью Распоряжением Правительства РФ от 10.04.2014 № 570-р, следующие: 10 процедур, 200 дней. По итогам 2014 года фактический показатель в Воронежской области составил 5 процедур, 90 дней.
Лучшие практики национального рейтинга по показателю "Эффективность процедур по выдаче разрешения на строительство" представлены следующими регионами: Республика Татарстан - 41 день; Калужская область - 87 дней. Количество процедур при получении разрешения на строительство в указанных регионах-лидерах в среднем - 5,5 процедуры.
4. Анализ организации и проведения подготовительных, согласительных и разрешительных процедур в ходе принятия решения о реализации инвестиционного проекта
Порядок организации подготовки и реализации инвестиционных проектов на территории Воронежской области регулируется постановлением правительства Воронежской области от 11.02.2010 № 79 <6>. В соответствии с данным постановлением ДЭР является уполномоченным органом за ведение мониторинга и контроля за ходом подготовки и реализации инвестиционных проектов на территории региона. Также данным НПА определены категории инвестиционных проектов и порядок их отнесения по кураторам - ответственным департаментам (по отраслевой принадлежности) и закреплены основные функции кураторов.
--------------------------------
<6> Постановление правительства Воронежской области от 11.02.2010 № 79 "Об организации подготовки и реализации инвестиционных проектов на территории Воронежской области".
Согласно порядку инвестиционные проекты делятся на 3 категории:
1-я категория - инвестиционные проекты:
- осуществляемые (предполагается) на территории индустриального парка, вне зависимости от объема инвестиций;
- "особо значимые" с объемом инвестиций более 1,0 млрд. рублей.
2-я категория - "особо значимые" с объемом инвестиций менее 1,0 млрд. рублей, а также прочие с объемом инвестиций более 50 млн. рублей.
3-я категория - прочие с объемом инвестиций менее 50 млн. рублей.
Куратором инвестиционных проектов 1-й категории является ДЭР, 2 и 3-й категории - органы госвласти Воронежской области по отраслевой принадлежности. К основным функциям кураторов относятся: содействие в проведении подготовительных, согласительных и разрешительных процедур, подготовка предложений и организация предоставления мер государственной поддержки (далее - МГП), контроль за исполнением обязательств инвесторов в случаях предоставления областной гарантии или залога областного имущества в обеспечение кредитных договоров.
Также Агентством в рамках государственного задания выполняется услуга "Обеспечение режима "одного окна" для российских и иностранных компаний-инвесторов...". За период с 2012 по 2014 годы рассмотрено 198 обращений инвесторов. В том числе за 2014 год - 81 обращение, из них по вопросам предоставления сведений об инвестиционно-привлекательных земельных участках и промышленных площадках (34 обращения), оказания содействия в преодолении административных барьеров (20), по остальным (28) направлены информационные письма о мерах господдержки инвестиционных проектов, документах для прохождения МВК и Экспертного Совета и для участия в конкурсе "Регионы - устойчивое развитие".
Регламент по исполнению государственной функции "Сопровождение ИОГВ процедур рассмотрения, прохождение согласований и контроля реализации инвестиционных проектов по принципу "одного окна"..." утвержден приказом ДЭР от 09.04.2013 № 49-О. Исполнение государственной функции включает в себя 4 этапа (планирование; подготовительные, согласительные и разрешительные процедуры; принятие решений о предоставлении МГП; контроль сроков прохождения административных процедур и показателей реализации инвестиционных проектов).
По положению регламента кураторы инвестиционных проектов оказывают необходимое содействие инвесторам в прохождении административных процедур, готовят предложения по предоставлению мер господдержки, осуществляют контроль за выполнением обязательств инвестора, оказывают содействие во взаимодействии с негосударственными институтами поддержки инвестиционной деятельности.
Анализ исполнения государственной функции на соответствие регламенту выявил ряд недостатков. Так, п. 2.8 регламента не определены конкретные действия между кураторами и инвесторами в ходе прохождения процедур согласований проектов, которые могут оказать содействие инвестору в прохождении административных процедур. В результате недостаточного взаимодействия ДЭР (кураторов) с инвесторами в период согласования проектов на стадии согласования Межведомственной комиссии по размещению производительных сил (далее - Комиссия, МВК), после направления замечаний по оформлению и содержанию документов не отслеживается их доработка, в результате часть инвестиционных проектов на повторное рассмотрение не поступает.
Согласно положению подпунктов 3.1.1 и 3.3.1 регламента процедура выбора и предоставления земельного участка для реализации инвестиционного проекта может осуществляться как департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области (далее - ДИЗО), так и по решению МВК. Во всех вышеперечисленных случаях уполномоченным органом от имени Воронежской области выступает ДИЗО. Однако в регламенте отсутствуют ссылки на действующие регламенты ДИЗО по предоставлению земельных участков, что создает неопределенность.
Фактический порядок сопровождения инвестиционных проектов осуществляется следующим образом:
1-й этап: инициативная заявка
Обращение подается инициатором инвестиционного проекта в любой исполнительный орган государственной власти Воронежской области или Агентство. В свою очередь ДЭР выступает уполномоченным органом за ведение мониторинга поступивших проектов.
Обращения инвесторов, как правило, рассматривают ДЭР и Агентство самостоятельно. Следует отметить, что профильные департаменты в переговорах с инвесторами практически не участвуют. Агентство работает в основном по проектам ДЭР.
По результатам рассмотрения направляется служебная записка о целесообразности реализации проекта должностному лицу, на контроле у которого находится обращение (как правило, губернатор области или заместитель губернатора области - первый заместитель председателя правительства, курирующий экономический блок).
2-й этап: выделение земельного участка, решение МВК
На данном этапе инвестор проходит процедуры выбора земельного участка, а также оформление разрешительной документации на использование участка и подготовку технической и проектной документации для строительства или реконструкции объекта. Для этих целей Агентством сформирован и ведется реестр информационно привлекательных земельных участков и промышленных площадок на территории региона (далее - Реестр). Согласно распоряжению правительства Воронежской области от 06.05.2010 № 264-р информация в Реестре ежеквартально актуализируется ДИЗО и передается в ДЭР и далее Агентству.
В целом анализ проводимой работы по ведению Реестра характеризует положительную динамику. Так, например, если в 2012 году инвесторами принято положительное решение о размещении производств на 5 предложенных земельных участках, то в 2014 году на 24 участках, или в 4,8 раза выше.
В случаях, когда для размещения производственных и технологических объектов требуются земельные ресурсы, а также увеличение мощностей инженерной инфраструктуры, инвестор проходит процедуру согласования МВК.
Следует отметить, что процедура рассмотрения проектов на МВК направлена на оперативное решение возникающих вопросов для удобства инвесторов, которые не могут самостоятельно определиться с выбором земельного участка, а также обеспечивается системное размещение инвесторов на территории индустриального парка "Масловский". Вместе с тем деятельность Комиссии в соответствии с положением также предполагает выработку предложений о целесообразности размещения производственных объектов и координацию развития промышленных объектов, производственной и социальной инфраструктуры.
Результаты работы МВК за 3-летний период представлены в таблице.
Период
Количество заседаний
Обратилось инвесторов
Рассмотрено положительно
Отказано, по основаниям
Отсутствия источников финансирования (отказ от реализации проекта)
Документы не соответствуют требованиям
Иные
2012
4
8
8
-
-
-
2013
2
3
2
-
-
1
2014
-
10
-
3
4
3
Всего за период с 2012 по 2013 годы Комиссией проведено 6 заседаний, на которых положительно рассмотрено 10 проектов, из них 8 - на территории индустриального парка "Масловский". Общий объем инвестиций составит 20,1 млрд. рублей. В 2014 году заседания не проводились. Кроме того, на этапе рассмотрения 8 проектов не прошли предварительное согласование Комиссии и по 2 проектам работа продолжается. Основными причинами отказа от рассмотрения Комиссией являются:
- несоответствие представленных документов требованиям постановления правительства области от 04.03.2006 № 240 (3 проекта);
- отказ инвестора из-за отсутствия источников финансирования проектов (3 проекта);
- несоответствие требованиям, предъявляемым инвесторами к земельным участкам и инфраструктуре (1 проект);
- несоответствие профиля инвестиционного проекта, предлагаемого в индустриальном парке (1 проект).
В результате анализа деятельности МВК выявлены факторы, влияющие на эффективность ее работы, к ним относятся:
1) длительные сроки рассмотрения проектов. Период от подачи ходатайства на рассмотрение и принятия окончательного решения Комиссией составляет от 2 до 12 месяцев;
2) недостаточное взаимодействие с инвесторами в период согласования проектов и, как следствие, возврат документов на доработку. ДЭР после направления замечаний по оформлению и содержанию документов не отслеживает их доработку, в результате часть инвестиционных проектов на повторное рассмотрение не поступает. При этом Агентством действенная помощь в оформлении документов не оказывается;
3) проблемы межведомственного взаимодействия. В результате несогласованности действий членов Комиссии реализация отдельных проектов тормозится:
ООО "Бизнес-Партнерство" (проект "Строительство завода по производству пива и кваса", объем инвестиций на 1 этапе - 1 млрд. рублей) обратилось в апреле 2014 года, подобраны 3 площадки, остановились в г. Нововоронеж. Департамент архитектуры и строительной политики, департамент экологии из-за нарушений размещения объекта в границах санитарно-защитных зон дали отрицательное заключение. Администрация г. Нововоронеж напротив не видит проблем в отказе строительства завода. Через 9 месяцев (в декабре 2014 года) компания из-за негативных тенденций в экономике страны отказалась от реализации проекта.
ООО "Евроклип" ДЭР отказал в строительстве металлообрабатывающего завода в индустриальном парке "Масловский" с объемом инвестиций 55 млн. рублей по формальным причинам (замечания по содержанию документов). Инвестор от намерений не отказывается, но с ним работа не проводится.
3-й этап: Экспертный Совет
В соответствии с Положением об Экспертном Совете (постановление правительства Воронежской области от 20.02.2009 № 117) и согласно п. 3.3.2 регламента (приказ ДЭР от 09.04.2013 № 49-о) инвестор, претендующий на присвоение проекту статуса "особо значимый", включение его в Программу и получение мер государственной поддержки, обращается в Экспертный Совет.
Порядок подготовки заключения для принятия решения об отнесении и прохождения процедур регламентирован приказом ДЭР от 09.12.2011 № 125-О. Заключение ДЭР выносится исходя из совокупности таких показателей, как стоимость проекта, структура финансирования, срок реализации и расчетного критерия "коэффициент бюджетной эффективности".
Результаты работы Экспертного Совета за 3-летний период представлены следующим образом.
Период
Кол-во заседаний, ед.
Рассмотрено вопросов об инвестпроектах, ед
Всего
в том числе:
Всего
В т.ч. опросным путем
присвоение статуса "особо значимый" и предоставление господдержки
по корректировке проектов
об исключении проектов
2012
12
6
37
28
3
6
2013
9
5
28
11
14
3
2014
10
4
45
9
32
4
Итого
31
15
110
48
49
13
Из данных таблицы следует, что по итогам работы Экспертного Совета за 2012 год рассмотрено 28 вопросов о включении инвестиционных проектов в программу социально-экономического развития и предоставления мер господдержки, в 2013 и 2014 годах в сравнении с 2012 годом наблюдается снижение в 2,5 и 3,1 раза соответственно. При этом в 10 раз возросло количество рассматриваемых вопросов по корректировкам сроков реализации инвестиционных проектов (в 2012 году - 3, в 2014 году - 32).
В соответствии с Положением об Экспертном Совете предусмотрено заочное голосование путем рассылки членам Совета опросных листов. За три года из 143 вопросов 15 (в том числе 10 по инвестиционным проектам) рассмотрено путем проведения заочного голосования.
4-й этап: заключение договора об осуществлении инвестиционной деятельности
Заключение договоров об осуществлении инвестиционной деятельности предусмотрено ст. 14 Закона Воронежской области от 07.07.2006 № 67-ОЗ. Порядок заключения договоров утвержден постановлением администрации Воронежской области от 16.05.2007 № 406 <7>. Административный регламент по предоставлению государственной услуги утвержден приказом ДЭР от 30.11.2011 № 119-О.
--------------------------------
<7> Постановление администрации Воронежской области от 16.05.2007 № 406 "Об утверждении Положения о порядке заключения договоров об осуществлении инвестиционной деятельности".
В соответствии с данными правовыми актами ДЭР после вынесенного Экспертным Советом решения проводит проверку представленных инвестором документов и при отсутствии замечаний разрабатывает и направляет инвестору для подписания проект договора об осуществлении инвестиционной деятельности.
В соответствии с приложением к Закону Воронежской области от 08.06.2012 № 80-ОЗ в Программу на 01.01.2015 включено 80 особо значимых инвестиционных проектов, договоры об инвестиционной деятельности заключены по 65 проектам (по которым предусмотрены меры господдержки). На момент проверки инициаторы 2 проектов в установленном порядке не подали заявления на заключение договора, хотя по этим проектам имеется положительное заключение Экспертного Совета. В одном случае инвестором ООО "Селекционно-гибридный центр" (проект "Строительство площадки СГЦ-5 (карантинник)) подано заявление на меры господдержки, которые не предусмотрены решением Экспертного Совета по данному проекту.
В 4 договорах об осуществлении инвестиционной деятельности (ООО ПК "Ангстрем", ООО "Вудвиль", ООО "Зеленый луг", ООО "Конный завод "Чесменский") в силу ст. 421 Гражданского кодекса РФ определены мероприятия по оказанию социально-экономической поддержки населению в общей сумме 26,2 млн. рублей.
5-й этап: контроль процедур и финансовых показателей проектов
Согласно положению раздела 5 регламента контроль сроков прохождения процедур реализации инвестиционных проектов должен осуществляться с использованием автоматизированной системы АИС "МИП", разработанной ООО "САФИБ".
На начало 2015 года в базу данных системы введены сведения по 307 реализуемым и планируемым к реализации инвестиционным проектам. Однако реестр инвестиционных проектов также ведется Агентством в таблице EXEL, которая используется как рабочий документ. При этом установлено, что в 2 разных источниках (АИС "МИП" и документ EXEL) информация, содержащаяся в реестрах, не систематизирована по годам, имеются ошибочные записи. Фактически в анализируемом периоде ввод данных по мониторингу прохождения процедур инвестиционных проектов в АИС "МИП" не осуществлялся. Мониторинг данной информации ведется путем взаимодействия с сотрудниками исполнительных органов власти Воронежской области в рабочем порядке, без использования автоматизированного ресурса.
В качестве положительного опыта хотелось бы отметить Белгородскую область. В органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области введена автоматизированная информационная система "Проектное управление", которая позволяет: инициировать проекты; планировать и контролировать ход их реализации; при необходимости вносить изменения в реализующиеся проекты; получать отчеты по отдельным работам, участникам и по проектам в целом; завершать проекты с соответствующим статусом реализации.
5. Анализ формирования и ведение реестра особо значимых инвестиционных проектов
В целях систематизации данных об инвестиционных проектах ДЭР ведется реестр инвестиционных проектов Воронежской области (далее - Реестр).
Порядок ведения Реестра определен приказами ДЭР от 06.05.2013 № 61-О <8> и от 14.03.2012 № 21-О <9>. В ходе исполнения государственной функции осуществляется взаимодействие в форме информационного обмена с отраслевыми исполнительными органами государственной власти Воронежской области, в компетенции которых находится реализация инвестиционных проектов.
--------------------------------
<8> Приказ от 06.05.2013 № 61-О "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра инвестиционных проектов Воронежской области".
<9> Приказ от 14.03.2012 № 21-О "Об утверждении Административного регламента по исполнению государственной функции "Ведение реестра инвестиционных проектов, реализуемых или предлагаемых к реализации на территории Воронежской области".
В соответствии с Законом Воронежской области от 08.06.2012 № 80-ОЗ "О Программе социально-экономического развития на 2012 - 2016 годы" первоначально в реестр инвестиционных проектов включены 72 особо значимых проекта. За трехлетний период реализации инвестиционных проектов в Программу включено 35 проектов, исключено в связи с успешным завершением 16, а также исключено в связи со значительными отклонениями показателей реализации проектов в бизнес-планах и договорах об осуществлении инвестиционной деятельности - 11 проектов. Информация приведена в таблице.
Показатель
2012 год
2013 год
2014 год
Количество проектов на начало года, ед.
72
85
80
Включено в программу, ед.
16
15
4
Исключено в связи с успешным завершением, ед.
2
11
3
Исключено в связи с отклонениями в ходе реализации инвестиционного проекта, ед.
1
9
1
Количество проектов на конец года, ед.
85
80
80
По состоянию на 01.01.2015 в Реестр включено 80 особо значимых инвестиционных проектов. По видам экономической деятельности инвестиционные проекты распределяются следующим образом: обрабатывающие производства - 20 проектов, строительство - 1, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 2, производство сельскохозяйственной продукции - 40, производство пищевых продуктов - 14, прочие - 3 проекта. Из общего количества инвестиционных проектов основную долю 68% (или 54 проекта) составляют проекты агропромышленного комплекса по производству сельхозпродукции и пищевых продуктов. Исполнение отдельных показателей договоров об инвестиционной деятельности характеризуется следующими показателями, представленными в таблице.
млн. рублей
Показатели
2012 год
2013 год
2014 год <*>
Объем вложенных инвестиций
60 658,00
59103,71
74069,97
Налоговые платежи в консолидированный бюджет области
2 842,53
2694,78
3 082,03
Создание новых рабочих мест, чел.
1 989
2207
2 142
Бюджетный эффект по областному бюджету
1 878,31
1 731,26
2 058,82
Социальный эффект
3 209,90
4 290,59
4 604,79
--------------------------------
<*> По предварительной оценке за 2014 год.
Справочно: без учета Нововоронежской АЭС-2 в 2012 году инвестиции составили 32,4 млрд. рублей, в 2013 году - 27,7 млрд. рублей (снижение к 2012 году на 4,7 млрд. рублей), в 2014 году - 23,9 млрд. рублей (снижение к 2013 году на 3,8 млрд. рублей).
Общий объем инвестиций за 3 года составил 193831,7 млн. рублей, из них более половины (109 707,2 млн. рублей) составляют инвестиции в строительство 1-го и 2-го энергоблоков Нововоронежской АЭС-2. Темп роста в 2012 году по сравнению с предшествующим годом составил 140,8%, в 2013 году - 97,4%, в 2014 году - 125,3%. Снижение темпов роста в 2013 году связано с завершением активной инвестиционной фазы крупных проектов, начатых в 2011 - 2012 годах.
Налоговые платежи в консолидированный бюджет области в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличились в 2,1 раза, в 2013 году произошло сокращение платежей по отношению к предшествующему году на 5,2%, в 2014 году платежи увеличились на 14,4% к уровню 2013 года.
Бюджетный эффект по областному бюджету (разница между налоговыми поступлениями в консолидированный бюджет области и предоставленными мерами государственной поддержки из областного бюджета) в 2014 году достиг уровня 2058,82 млн. рублей, темп роста к уровню 2013 года составил 118,9%.
Сохраняется положительная динамика по социальному эффекту (социальный эффект - фонд оплаты труда и начисленные социальные отчисления). Темп роста социального эффекта в 2012 году по сравнению с предшествующим годом составил 169,1%, в 2013 году - 133,7%, в 2014 году - 107,3% и достиг уровня 4604,79 млн. рублей. В ходе реализации инвестиционных проектов за 2012 - 2014 годы создано 6338 новых рабочих мест.
Поддержание темпов реализации инвестиционных проектов в целом достигнуто благодаря системе мер господдержки. Данные о предоставлении мер поддержки особо значимым инвестиционным проектам приведены в таблице.
млн. рублей
Виды мер государственной (областной) поддержки
2012 год
2013 год
Уровень к 2012 году, %
2014 год <*>
Уровень к 2013 году, %
Субсидирование процентных ставок по кредитам
312,60
418,35
в 1,3 раза
862,18
в 2,1 раза
Льготы по налогу на имущество
190,83
212,05
в 1,1 раза
616,3 <**>
в 2,9 раза
Льготы по налогу на прибыль
124,08
80,29
64,7%
119,4 <**>
в 1,5 раза
Субсидии на возмещение затрат на строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры
270,61
241,38
89,2%
161,02
66,7%
Субсидии на оплату услуг за техническое присоединение
66,10
11,45
17,4%
-
-
Итого
964,22
963,52
100%
1758,90
в 1,8 раза
--------------------------------
<*> По предварительной оценке за 2014 год.
<**> По информации, представленной УФНС России по Воронежской области за 9 месяцев 2014 года.
Из приведенных в таблице данных следует, что в течение 2012 - 2013 годов произошло изменение в структуре господдержки в части увеличения субсидий из областного бюджета (с 62,4% в 2011 году до 69,7% в 2013 году) и уменьшения налоговых льгот по налогу на имущество и налогу на прибыль - с 37,6% до 30,3% соответственно. По предварительной оценке ДЭР за 2014 год и информации, представленной УФНС России по Воронежской области, за 9 месяцев 2014 года произошло изменение в структуре мер господдержки. Доля субсидий из областного бюджета уменьшилась с 69,7% в 2013 году до 58,2% в 2014 году, а полученных налоговых льгот увеличилась с 30,3 до 41,8% соответственно. Изменение в структуре мер господдержки произошло в связи с увеличением налоговых льгот в 2014 году по налогу на имущество, введенного в эксплуатацию в результате инвестиционной деятельности в 2013 году. Следует отметить, что льготы по налогу на имущество предоставляются только на имущество, созданное в результате инвестиционной деятельности.
6. Реализация и контроль инвестиционных проектов
В соответствии с п. 2.8 постановления администрации Воронежской области от 16.05.2007 № 406 исполнительные органы государственной власти, в компетенции которых находится реализация инвестиционного проекта, обеспечивают исполнение договора об осуществлении инвестиционной деятельности, осуществляют проверку представляемых инвестором отчетных форм и документов, а также проводят ежеквартальный и годовой анализ эффективности государственной (областной) поддержки инвестиционного проекта. Приказом ДЭР от 17.12.2009 № 69-О утвержден административный регламент по исполнению государственной функции "Проведение экспертных проверок хода реализации Программы". Экспертная проверка хода реализации Программы осуществляется 1 раз в год после нормативно установленных сроков сдачи годового бухгалтерского баланса и государственной статистической отчетности.
В 2013 году проведено 11 выездных мероприятий, в 2014 году - 6. По итогам исполнения инвестиционных проектов ДЭР за 2012 год направлено 16 писем с указанием недостатков и нарушений, допущенных в ходе реализации проектов, в 2014 году - 31 письмо о несоответствии фактических показателей реализации проектов за 2013 год. По результатам мониторинга проведена корректировка 44 проектов. В результате проведенных корректировок заключено 63 дополнительных соглашения к договорам об инвестиционной деятельности. На основании п. 3 ст. 450 Гражданского кодекса РФ и в соответствии с ч. 4 ст. 14 Закона Воронежской области от 07.07.2006 № 67-ОЗ в связи с невыполнением показателей, предусмотренных в бизнес-планах, и условий в договорах об инвестиционной деятельности в одностороннем порядке расторгнуто 12 договоров (ЗАО "Эльдако", ООО "Модуль", ЗАО "Раздолье", ООО "Агро-Гарант-Молоко", ООО "Мегаферма "Березовка", ООО "Томат", ООО АПК "Славянский", ООО Мясокомбинат "Верхнехавский", ООО "Стройсервис", ЗАО Агрокомбинат "Николаевский", ОАО "ЦУМ - Воронеж", ООО "РГС Воронеж").
В соответствии с условиями договоров расторжение договоров об инвестиционной деятельности явилось основанием для прекращения права на государственную (областную) поддержку согласно ч. 5 ст. 14 Закона Воронежской области от 07.07.2006 № 67-ОЗ. Инвесторам в установленном порядке выставлены требования о перечислении в доход областного бюджета средств в сумме фактически предоставленной господдержки с начислением пени. В связи с тем что инвесторами средства господдержки в форме льгот по налогу на имущество и субсидий на строительство инженерной инфраструктуры в установленные сроки в доход областного бюджета не перечислены, в настоящее время ДЭР проводит работу по взысканию задолженности в судебном порядке.
7. Анализ эффективности предоставления мер государственной поддержки
В соответствии с п. 2 распоряжения правительства Воронежской области от 06.05.2010 № 260-р <10> и решением заседания правительства Воронежской области от 26.05.2010 № 5 ДЭР ежегодно осуществляется оценка эффективности и результативности мер господдержки, предоставленной организациям и предприятиям отдельного сектора экономики, включая реализующие особо значимые инвестиционные проекты.
--------------------------------
<10> Распоряжение правительства Воронежской области от 06.05.2010 № 260-р "О системе оценки эффективности мер государственной (областной) поддержки, предоставленной организациям отдельного сектора экономики".
Оценка ДЭР проводится исходя из показателей эффективности государственной поддержки, утвержденных приказом департамента от 22.09.2010 № 112-О.
Перечень целевых показателей и индикаторов для оценки установлен для департамента аграрной политики (9 показателей), департамента промышленности, предпринимательства и торговли (10 показателей) и департамента архитектуры и строительной политики (3 показателя). Прежде всего, это связано с тем, что основными получателями господдержки являются предприятия агропромышленного комплекса, промышленности и строительства. При этом на долю организаций и предприятий АПК приходится более 97% от общего объема финансовой поддержки.
Отчеты о ходе исполнения утвержденных показателей формируются департаментами и предоставляются в ДЭР ежегодно до 1 апреля текущего года и до 1 октября следующего за отчетным, по итогам 9 месяцев и 1 года, соответственно. В анализируемом периоде ДЭР, исходя из утвержденных показателей, проводилась оценка эффективности мер государственной поддержки за 2012, 2013 и 2014 (предварительно) годы.
Проведенный анализ докладов за три прошедших года показал, что оценка эффективности государственной поддержки ДЭР проводится по результатам деятельности полного круга организаций (получателей поддержки), включая получателей субсидий из федерального и областного бюджетов на поддержку отраслей.
Показатели эффективности государственной поддержки предприятий, реализующих особо значимые инвестиционные проекты и получающих поддержку в рамках договоров об осуществлении инвестиционной деятельности, за 3 года представлены в следующей таблице.
млн. рублей
Показатели
2012 год
2013 год
2014 год <*>
всего
К уровню 2012 года, %
всего
К уровню 2013 года, %
Налоговые платежи в консолидированный бюджет области <*>
2 842,5
2 694,8
94,8%
3 082,03
в 1,1 раза
Объем господдержки (без учета субсидий в рамках госпрограмм) <**>
964,2
963,5
99,9%
1 758,9
в 1,8 раза
Коэффициент эффективности господдержки
2,9
2,8
-
1,8
-
--------------------------------
<*> По предварительной оценке за 2014 год.
<**> По информации, представленной УФНС России по Воронежской области за 9 месяцев 2014 года.
Анализ данных таблицы свидетельствует о том, что за 3 года отмечена отрицательная динамика коэффициента бюджетной эффективности, непосредственно характеризующего эффективность мер государственной поддержки: сумма налоговых поступлений в консолидированный бюджет области, привлеченных на 1 рубль господдержки. В расчете на 1 рубль областной поддержки налоговые поступления по инвестиционным проектам снизились на 0,1 рубля (с 2,9 рубля в 2012 году до 2,8 рубля в 2013 году), с учетом данных по 9 месяцам 2014 года разница к 2013 году в среднем прогнозируется со снижением на 1,0 рубля.
Выводы:
Проведенное аналитическое мероприятие подтверждает результативную работу ДЭР в поддержке инвестиционных проектов.
Уже за 9 месяцев 2014 года налоговые поступления в консолидированный бюджет региона за счет реализуемых особо значимых инвестиционных проектов составили 3,1 млрд. рублей, или с ростом на 14,0% к уровню 2013 года. За три года инвесторами создано более 6,0 тысяч новых рабочих мест. В настоящее время в регионе реализуются 80 особо значимых инвестиционных проектов, в том числе 54 в сфере аграрно-промышленного комплекса.
В Воронежской области создана необходимая нормативно-правовая база, регламентирующая процесс осуществления инвестиционной деятельности, однако в настоящий момент ряд положений принятых документов требует доработки с учетом практики применения в регионах с благоприятным инвестиционным климатом.
Вместе с этим анализ действующей системы господдержки свидетельствует о необходимости ее совершенствования, так как количество включаемых инвестиционных проектов в программу социально-экономического развития области ежегодно снижается (в 2012 году включено 16 проектов, 2013 - 15, 2014 - 4). Вместе с этим отмечена отрицательная динамика коэффициента бюджетной эффективности (с 2,9 рубля в 2012 году до 1,8 рубля по 9 месяцам 2014 года).
Отмечается недостаточная работа ДЭР и Агентства по поиску и привлечению инвесторов в регион (за три года проведено 50 визитов российских и иностранных компаний, из них только 7 реально начали работать, остальные отказались либо находятся в стадиях рассмотрения).
Отмечены случаи отсутствия эффективного межведомственного взаимодействия в ходе рассмотрения инвестиционных предложений, несовершенства механизма кураторства проектов. Так, обращения инвесторов рассматривают ДЭР и Агентство самостоятельно, профильные департаменты в переговорах с инвесторами практически не участвуют. Агентство работает в основном по проектам ДЭР.
Нельзя признать эффективным деятельность МВК по причинам длительных сроков рассмотрения проектов, недостаточного взаимодействия с инвесторами в период согласования проектов и несогласованности действий членов Комиссии по отдельным проектам. В 2014 году заседания МВК не проводились.
Предложения:
Направить информацию по результатам мероприятия в департамент экономического развития Воронежской области.
Аудитор
С.И.МАКУШИН
Старший инспектор инспекции по контролю
доходов областного бюджета и расходов
на межбюджетные трансферты
О.В.БУРДИН
------------------------------------------------------------------