По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 16.04.2015 N 2.7-2015 "По результатам проверки соблюдения бюджетного законодательства и осуществления деятельности по социально-экономическому развитию территории органами местного самоуправления Поворинского муниципального района в 2014 году "



Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 16.04.2015 № 11 (149)

ОТЧЕТ № 2.7-2015
ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ БЮДЖЕТНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ТЕРРИТОРИИ ОРГАНАМИ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОВОРИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
В 2014 ГОДУ (СОВМЕСТНО С РЕВИЗИОННОЙ КОМИССИЕЙ РАЙОНА)

Основание для проведения контрольного мероприятия: Закон Воронежской области от 5 января 1996 года № 39-з "О Контрольно-счетной палате Воронежской области", п. 2.7 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2015 год, распоряжение от 24.02.2015 № 15.

Цель проверки: анализ эффективности деятельности органов местного самоуправления; оценка социально-экономической ситуации в муниципальном районе; анализ организации бюджетного процесса и результативности исполнения бюджета муниципального района; анализ эффективности использования муниципальной собственности и земельных ресурсов; проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, направленных на муниципальное управление, образование, культуру, отрасли национальной экономики, жилищно-коммунальное хозяйство и другие расходы; проверка соблюдения бюджетного законодательства.

Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Отдел по экономике администрации Поворинского муниципального района - справка от 31.03.2015 № 2.7/1-2015.
2. Финансовый отдел администрации Поворинского муниципального района - акт от 31.03.2015 № 2.7/2-2015.
3. Администрация Поворинского муниципального района - акт от 02.04.2015 № 2.7/3-2015.
4. Отдел по управлению муниципальным имуществом администрации Поворинского муниципального района - акт от 31.03.2015 № 2.7/8-2015.
5. Отдел по образованию и молодежной политике администрации Поворинского муниципального района - акт от 31.03.2015 № 2.7/4-2015.
6. Районное муниципальное автономное учреждение "Поворинский физкультурно-спортивный центр" - акт от 31.03.2015 № 2.7/7-2015.
7. Администрация Поворинского городского поселения Поворинского муниципального района - акт от 06.04.2015 № 2.7/5-2015.
8. Администрация Песковского сельского поселения Поворинского муниципального района - акт от 06.04.2015 № 2.7/6-2015.
9. Сводный акт от 07.04.2015 № 2.7/9 - 2015.

Срок проведения мероприятия: с 02.03.2015 по 10.04.2015.

Вопросы контрольного мероприятия:
1. Анализ и оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального района и поселений.
2. Оценка социально-экономического положения муниципального района, его инвестиционной и программной деятельности, перспектив развития территории.
3. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных из местного бюджета на содержание и деятельность органов местного самоуправления. Оценка численности и оплаты труда работников органов местного самоуправления, ее динамика.
4. Организация и исполнение бюджетного процесса в муниципальном районе, его соответствие действующему законодательству.
5. Изучение структуры консолидированного бюджета муниципального района (доля районного бюджета, сельских поселений). Анализ формирования и исполнения бюджетов поселений.
6. Оценка эффективности управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами района.
7. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств в сфере жилищно-коммунального хозяйства по районному бюджету и бюджету городского поселения город Поворино.
8. Проверка эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных из районного бюджета по разделу "Образование".
9. Анализ формирования и исполнения бюджета городского поселения город Поворино, Песковского сельского поселения. Оценка эффективности управления муниципальной собственностью и земельными ресурсами в вышеназванных поселениях.

Социально-экономическое положение муниципального района, инвестиционная деятельность и перспективы развития территории

Население района составляет 1,4% от численности населения Воронежской области, на 1 января 2015 года в районе проживает 32746 человек (сокращение численности к уровню 2013 года на 0,5%, или на 179 чел.), в том числе:
- численность населения в трудоспособном возрасте - 18023 человека (55%);
- численность экономически активного населения - 13000 человек (39,7%);
- численность занятых в экономике - 10759 человек (32,8%);
- дети в возрасте до 18 лет - 6281 человек (19,1%);
- граждане пенсионного возраста - 10331 человек (31,5%).
Уровень зарегистрированной безработицы составил - 2,1% от экономически активного населения (рассчитывается по методике МОТ). Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости на 01.01.2015, - 269 человек. Уровень реальной безработицы составляет 17,2%, или 2241 человек, из которых более 70% находятся на временной работе за пределами района (в 2014 году на временную работу выехало 1750 человек в г. Воронеж, г. Москва, Московскую область, г. Санкт-Петербург), около 30% занимаются домашним хозяйством и эпизодически работают в найме у граждан.
Основным работодателем и налогоплательщиком района являются структуры ОАО "РЖД", количество работников составляет 1087 человек, средняя заработная плата - 28540 рублей. Второе место по платежам в бюджеты всех уровней и количеству работающих занимает ООО "Борисоглебское машиностроение", количество работающих - 327 человек, среднемесячная заработная плата - 24134 рубля. На ОАО "Кардаильский мукомольный завод" количество работающих составляет 190 человек, средняя заработная плата - 17723 рубля.
Наиболее высокий уровень заработной платы - в сфере транспорта и связи (25395 рублей), промышленности (20159 рублей). Низкий уровень заработной платы в сельском хозяйстве (12011 рублей), в торговле (9292 рубля) и на предприятиях коммунальной сферы (12476 рублей).

Промышленность

В промышленном производстве занято 552 человека, на территории района два крупных промышленных предприятия: ООО "Борисоглебское машиностроение" (61% объема промпроизводства района), производящее оборудование для нефтегазовой промышленности, и ОАО "Кардаильский мукомольный завод" (36,9% объема промпроизводства района), выпускающее хлебопекарную муку. Оба предприятия расположены на территории Песковского сельского поселения.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг собственными силами в 2014 году по крупным и средним предприятиям составил 1853,5 млн. рублей (78,4% к уровню 2013 года), по полному кругу предприятий - 1905,3 млн. рублей (78,4% к уровню 2013 года). Снижение объема отгруженных товаров произошло за счет уменьшения объемов производства ООО "Борисоглебское машиностроение". За 2014 год отгружено товаров собственного производства на сумму 1,1 млрд. рублей, что составляет 51% к отгрузке 2013 года. Объем производства снижен из-за уменьшения количества заказов на изготовление нефтегазового оборудования.
Сельскохозяйственное производство в 2014 году осуществляли 15 сельскохозяйственных предприятий и 51 фермерское хозяйство. По состоянию на 1 января 2015 года в сельхозпредприятиях и крестьянско-фермерских хозяйствах Поворинского муниципального района трудится 650 человек (93% к численности занятых в 2013 году), или 6,1% от занятых в экономике. Суммарный индекс валового производства сельхозпродукции составил 107% к уровню 2013 года. В 2014 году посевная площадь сельскохозяйственных культур составила 54,2 тыс. га, что соответствует уровню 2013 года.
Объем производства зерна в 2014 году составил 84,5 тыс. т, рост к уровню 2013 года на 1,6 тыс. т (на 1,9%). Объем производства подсолнечника за 2014 год составил 33,3 тыс. т, уменьшился к уровню 2013 года на 3,1 тыс. т (на 9%). Причины снижения - уменьшение посевных площадей и снижение урожайности. Объем производства сахарной свеклы в 2014 году составил 30,9 тыс. т, уменьшился к уровню 2013 года на 3,7 тыс. т (на 10,6%) по той же причине. Сокращение площадей под посевы подсолнечника и сахарной свеклы обусловлено невозможностью далее получать высокие урожаи без чередования культур и паров в севообороте.
В среднем по району в расчете на 1 га убранной площади получено по 25,6 ц зерновых культур (среднеобластной показатель - 32,3 ц/га), 266,5 ц сахарной свеклы (среднеобластной показатель - 344,8 ц/га) и 18,2 ц подсолнечника (среднеобластной показатель - 18,9 ц/га).
Объем производства молока в 2014 году составил 162 т, уменьшился на 56% (в 2013 году - 372 т) за счет уменьшения стада дойных коров. Объем производства мяса в 2014 году составил 111 т и уменьшился на 6,25% (в 2013 году - 119 т) по причине снижения поголовья КРС в 2013 году (610 гол.) по сравнению с 2012 годом (1283 гол.) на 673 гол. Значительное снижение производства продукции животноводства в 2013 году (на 239 млн. рублей, или на 43%) связано с сокращением поголовья КРС (с 961 гол. на 01.01.2013 до 342 гол. на 01.01.2014, или на 64%). ЗАО "Сосновское" реализовало КРС в количестве 611 гол. предприятиям ООО "Донские просторы" (г. Воронеж) и ООО "Эко продукт" (Хохольский муниципальный район).
Потенциал инвестиционного роста в растениеводстве на территории района практически исчерпан, свободных земельных массивов для привлечения крупных инвесторов нет. Наиболее востребованы для экономики района инвестиции в создание перерабатывающих мощностей, молочное и мясное животноводство. Приоритетными являются инвестиции в развитие животноводства на базе действующих в районе сельхозпредприятий с учетом возможности формирования собственной кормовой базы.

Деятельность администрации района по привлечению инвестиций

Деятельность администрации района по привлечению инвестиций в 2014 году осуществлялась совместно с ОГБУ "Агентство по инвестициям и стратегическим проектам" (далее - Агентство), носила формальный характер и не имеет результатов по следующим причинам:
- не определены конкурентные преимущества района с целью поиска профильных инвесторов, анализ доходности различных видов бизнеса на территории района не проводился. Инвестиционные предложения (Агентство направило 25 писем различным предприятиям соседних регионов) направлялись организациям без учета их инвестиционной программы и при отсутствии намерений инвестировать в проекты на территории области. Проведены встречи и переговоры с инвесторами (ОАО "РИФ", ООО "Континент СИ"), для которых ограничивающим фактором ведения бизнеса является расстояние до областного центра (260 км), и отрицательный результат был очевиден до переговоров;
- разработанный в сотрудничестве с Агентством Инвестиционный паспорт содержит 12 инвестплощадок, по которым отсутствует ключевая информация для принятия решений инвесторами: стоимость права аренды или приобретения участка в собственность.
В 2014 году на реализацию комплексной программы социально-экономического развития направлено всего 760679,9 тыс. рублей. Мероприятия программы финансировались из следующих источников: федеральный бюджет - 6473,5 тыс. рублей, или 0,8% от общего финансирования, областной бюджет - 88831,8 тыс. рублей, или 11,7%, районный консолидированный бюджет - 89176,6 тыс. рублей, или 11,7%, внебюджетные источники - 576900,0 тыс. рублей, или 75,8%, из которых 320000 тыс. рублей - инвестиции ОАО "РЖД" в строительство вокзала.
Администрацией не проведена работа по учету инвестиций в строительство вокзала на территории района, поступление НДФЛ от организаций, осуществляющих строительство вокзала, в районный бюджет не обеспечено. Программа по финансированию выполнена на 111,2%, на 1 рубль средств муниципального бюджета привлечено 8,5 рубля средств других источников.

Малое предпринимательство

Оборот малых предприятий (без учета ИП) за 2014 год составил 90,7 млн. рублей (106,0% к обороту 2013 года), в бюджет района поступило 11,6 млн. рублей в виде ЕНВД (105,8% к уровню 2013 года).
В 2014 году реализован ряд мероприятий, направленных на поддержку субъектов малого бизнеса:
- выдано 5 грантов начинающим предпринимателям на создание собственного дела на общую сумму 1,3 млн. рублей;
- выплачены субсидии двум лизингополучателям на сумму 0,8 млн. рублей;
- выдано микрозаймов на сумму 2,1 млн. рублей.
В результате реализации данных мероприятий создано 7 новых рабочих мест.
Поручение правительства области (по итогам заслушивания главы в марте 2014 года) по строительству новых или реконструкции ранее действующих розничных рынков с использованием механизмов частно-государственного партнерства не выполнено. В сентябре 2014 года собственник рынка ИП Светланов А.В. выразил намерение реализовать проект по реконструкции с рассмотрением возможности оказания мер поддержки инвестиций в виде субсидий по кредиту. Администрация по вопросу предоставления мер государственной поддержки предпринимателю в департамент экономического развития области, департамент промышленности, предпринимательства и торговли области не обращалась.
В рамках исполнения соглашения между правительством Воронежской области и администрацией Поворинского муниципального района по итогам 2014 года плановые значения были выполнены полностью по 21 из 26 показателей эффективности, в том числе по 13 показателям отмечено превышение планируемых значений. Не достигнуты плановые значения по 5 показателям, среди которых "Объем производства продукции сельского хозяйства", "Объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения".

Осуществление бюджетного процесса в районе

В структуру консолидированного бюджета района входят: районный бюджет (61% налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета 2014 года), бюджеты 9 поселений (39% налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета 2014 года). По объему налоговых и неналоговых доходов на долю городского поселения г. Поворино приходится 19,1%, наиболее крупным сельским поселением является Песковское - 8,3%.
В 2014 году доходы консолидированного бюджета района по сравнению с предыдущим годом уменьшились на 350387,6 тыс. рублей (45,8%) и поступили в сумме 414504,8 тыс. рублей. Уменьшение связано с сокращением безвозмездных перечислений на 350448,3 тыс. рублей (61,4%). Расходы сократились на 100112,7 тыс. рублей (14,2%) и составили 604545,9 тыс. рублей.
Бюджет Поворинского муниципального района относится к числу высокодотационных. В 2013 году доля межбюджетных трансфертов из областного бюджета, за исключением субвенций, в объеме собственных доходов районного бюджета составила 71,6%. Несмотря на снижение общего объема безвозмездных поступлений на 38,9%, в 2014 году данный показатель составил 46,0%. "Уровень дотационности" в основном, снизившийся из-за уменьшения объема привлекаемых субсидий, остается на высоком уровне.
В 2014 году доходы районного бюджета поступили в сумме 414826,8 тыс. рублей и по сравнению с 2013 годом снизились на 32,5% (199671,8 тыс. рублей). При этом налоговые и неналоговые доходы сократились на 8,5% (11 054,5 тыс. рублей) и составили 118337,0 тыс. рублей, безвозмездные перечисления сократились на 38,9% (188617,3 тыс. рублей) и сложились в сумме 296489,8 тыс. рублей.
Структура налоговых и неналоговых доходов не претерпела значительных изменений в 2014 году по отношению к 2013 году. Основным налогом, формирующим налоговые и неналоговые доходы районного бюджета, является налог на доходы физических лиц, поступления которого составили 78775,6 тыс. рублей, или 66,6% налоговых и неналоговых доходов. Снижение к уровню предыдущего года составило 6,3% (15562,1 тыс. рублей) и обусловлено изменением межбюджетных отношений и снижением с 1 января 2014 года норматива отчислений в районный бюджет на 10,0%.
Распоряжением администрации муниципального района ежегодно утверждаются планы мероприятий по мобилизации доходов в консолидированный бюджет района.
Недоимка по налоговым платежам в консолидированный бюджет района за 2014 год увеличилась на 1333,3 тыс. рублей и по состоянию на 01.01.2015 составила 4634,8 тыс. рублей, или 2,4% налоговых (неналоговых) доходов консолидированного бюджета района. В общей сумме недоимки основная задолженность (97%) приходится на земельный налог в сумме 3532,5 тыс. рублей и налог на имущество физических лиц - 966,1 тыс. рублей. Из общей суммы недоимки безнадежной к взысканию является 1387,2 тыс. рублей. Распоряжением администрации Поворинского муниципального района от 15.01.2014 № 6 утвержден план мероприятий по мобилизации доходов в консолидированный бюджет Поворинского муниципального района Воронежской области на 2014 - 2016 годы. Согласно плану в бюджет района в 2014 году дополнительно необходимо привлечь 2145,0 тыс. рублей. Фактически за 2014 год поступило 1756,8 тыс. рублей, т.е. по итогам работы за год план мероприятий выполнен лишь на 82%. Исходя из вышеизложенного следует, что работу администрации по снижению размера недоимки в 2014 году нельзя признать эффективной. В 2015 году наметилась положительная тенденция в активизации работы по снижению недоимки. Почти за 3 месяца ее размер снизился на 32%, или 1501,4 тыс. рублей. По состоянию на 25.03.2015 задолженность составляет 3133,4 тыс. рублей.
Муниципальный долг по состоянию на 01.01.2014 составлял 16189,1 тыс. рублей. В 2014 году привлечено бюджетных кредитов на сумму 90519,8 тыс. рублей. Погашено основного долга в сумме 14121,9 тыс. рублей. Кроме того, на основании постановлений правительства Воронежской области списана задолженность в сумме 61600,3 тыс. рублей.
Остаток задолженности по основному долгу на 01.01.2015 (с учетом сумм, полученных по состоянию на 01.01.2014) составил 30986,8 тыс. рублей, или 26,2% доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений. Это удовлетворяет требованиям ст. 107 Бюджетного кодекса РФ в части предельного объема муниципального долга в части верхнего предела муниципального внутреннего долга.
Из бюджета района производилось предоставление кредитов поселениям. Долг поселений по состоянию на 1 января 2014 года составлял 16189,1 тыс. рублей. На частичное покрытие дефицита бюджета 6 поселениям в 2014 году из районного бюджета предоставлены кредиты на общую сумму 27371,9 тыс. рублей. Погашено поселениями в 2014 году 4189,1 тыс. рублей. Согласно постановлению администрации района, принятому в целях реализации постановления правительства Воронежской области от 29.12.2014 № 1213, реструктурирована задолженность поселений в сумме 27344,5 тыс. рублей. По состоянию на 1 января 2015 года долг составил 12027,4 тыс. рублей. Просроченная задолженность отсутствует. Проценты уплачены в полном объеме.
Расходы районного бюджета в 2014 году произведены в сумме 481106,7 тыс. рублей и по сравнению с предыдущим годом уменьшились на 129735,3 тыс. рублей, или 21,2%. Основной причиной сокращения расходов является завершение в 2013 году строительства физкультурно-спортивного комплекса в г. Поворино.
Основные расходы бюджета направлены на финансирование разделов "Образование" в сумме 290000,8 тыс. рублей (60,3% в общей сумме расходов), "ЖКХ" - 51049,3 тыс. рублей (10,6%), "Национальная экономика" - 37365,4 тыс. рублей (7,8%), "Общегосударственные вопросы" - 38557,2 тыс. рублей (8,0%).
В ведомственной структуре расходов районного бюджета в 2014 году предусмотрено выделение бюджетных ассигнований МУК "Поворинский информационно-консультационный центр", РМАУ "Поворинский физкультурно-спортивный центр". При этом данные организации включены в состав главных распорядителей средств районного бюджета, что противоречит ст. 6 и ст. 158 БК РФ.
Бюджет Поворинского муниципального района носит социальную направленность, около 70% всех расходов - это расходы, произведенные в отраслях социальной сферы.
В ходе проверки использования средств по разделу "Межбюджетные трансферты общего характера" установлено, что при распределении дотаций на сбалансированность поселениям нарушены требования ст. 142.4 БК РФ, а именно: не утверждены муниципальным правовым актом представительного органа муниципального района случаи и порядок предоставления межбюджетных трансфертов.

Муниципальное имущество и земельные ресурсы

В ходе проверки установлено расхождение данных по учету объектов в реестре муниципального имущества и данных, отраженных в отчетности администрации Поворинского муниципального района. По данным бухгалтерского учета администрации Поворинского муниципального района, числятся две автомобильные дороги, общей балансовой стоимостью 1223,0 тыс. рублей. Данные дороги были приняты к учету в январе 2010 года. В то же время в реестре муниципального имущества данные объекты отсутствуют.
Проверкой установлены нарушения ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", согласно которой передача в аренду муниципального имущества должна производиться по рыночной стоимости, определенной по данным независимой оценки. В то же время исчисление размера арендной платы производилось, в основном, по методике определения размера арендной платы, исходя из базовой годовой ставки в размере 435,0 рублей за 1 кв. м, принятой ранее решением Совета народных депутатов Поворинского муниципального района.
Задолженность по оплате арендных платежей на начало 2015 года составляла 114,8 тыс. рублей. Вся сумма задолженности числится по договору с МУП "Теплосети", которая погашена 09.02.2015. За несвоевременное перечисление арендной платы МУП "Теплосети" начислены и взысканы во время проверки пени в сумме 3,4 тыс. рублей.
Реестр муниципального жилого фонда на 01.01.2015 включает десять жилых объектов, из которых шесть квартир отнесены к специализированному жилому фонду и предоставлены по договорам социального найма медицинским работникам и работнику образования. Проверкой установлено, что фактически плата за жилые помещение нанимателями служебных жилых помещений не производится. Упущенные доходы районного бюджета за 2014 год составили 11,9 тыс. рублей.
В реестре договоров аренды земельных участков на 01.01.2015 зарегистрировано 417 действующих договоров, арендованная площадь составляет 15231,8 га. При выборочной проверке договоров аренды земельных участков нарушений норм земельного законодательства при их заключении не выявлено. В 2014 году по договорам аренды начислено 15505,0 тыс. рублей. С учетом задолженности в консолидированный бюджет района от уплаты арендной платы за землю, собственность на которую не разграничена, поступило 16500,8 тыс. рублей. По сравнению с предыдущим годом поступления платежей снизились на 535,1 тыс. рублей, что объясняется разовым поступлением в 2013 году погашения задолженности ОАО "Кардаильский мукомольный завод" в сумме 2728,0 тыс. рублей. Задолженность перед консолидированным бюджетом муниципального района по арендной плате за землю на 01.01.2015 составляет 2300,0 тыс. рублей, из которой 1859,4 тыс. рублей числится по ООО "Ильмень". Между администрацией Поворинского муниципального района и ООО "Ильмень" подписаны соглашения, согласно которым арендатором производится оплата задолженности согласно графику оплаты.
В ходе проверки установлено, что по договору аренды ООО "Золотой колос АГРО" переданы в аренду три земельных участка, находящиеся в собственности района. В соответствии с договором доходы, получаемые в виде арендной платы с 2012 года за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, зачислялись по 50 процентов от общей суммы в бюджеты муниципального района и бюджет Байчуровского сельского поселения. Доходы от арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального района, должны зачисляться в размере 100% в бюджет муниципального района. В связи с тем что в вышеуказанном договоре аренды неправильно указан код бюджетной классификации для перечисления арендной платы по земельным участкам, находящимся в собственности Поворинского муниципального района, упущенные доходы бюджета района с 2012 по 2014 год составили 142,5 тыс. рублей.

Администрация Поворинского муниципального района

Устав Поворинского муниципального района Воронежской области утвержден решением Совета народных депутатов от 29.07.2011 № 241 (с изменениями от 06.02.2014 № 157). Согласно ч. 1 ст. 39 Устава, администрация района исполняет полномочия администрации городского поселения город Поворино, являющегося административным центром Поворинского муниципального района, что соответствует ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Однако, до настоящего времени Советом народных депутатов городского поселения г. Поворино аналогичные изменения в устав городского поселения г. Поворино не внесены. На момент проверки в Поворинском муниципальном районе продолжают функционировать администрация муниципального района и администрация городского поселения.
Штатное расписание включает 56,5 штатной единицы (22 ед. муниципальных служащих и 34,5 ед. работников, не относящихся к муниципальным должностям), вакантными являются две должности, не относящиеся к должностям муниципальной службы. В штатном расписании администрации района в проверяемом периоде произошло увеличение количества муниципальных служащих на две единицы за счет введения должностей первого заместителя главы администрации и контрактного управляющего согласно требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, что противоречит условиям ст. 5 решения Совета народных депутатов Поворинского муниципального района от 23.12.2013 № 135 "О бюджете на 2014 год...". В то же время норматив расходов на оплату труда муниципальных служащих в органах местного самоуправления района, установленный департаментом финансово-бюджетной политики Воронежской области, не превышен, фактические расходы за 2014 год составили 16061,9 тыс. рублей (78,5% доведенного норматива).
Администрацией района заключено соглашение от 07.02.2014 о предоставлении субсидии из бюджета района ООО "Повориноводоканал" в 2014 году на сумму 1435,0 тыс. рублей, при том что в решении о бюджете района предусмотрено только 487,0 тыс. рублей. Соглашение заключено до принятия решения Советом народных депутатов о предоставлении субсидии на сумму 948,0 тыс. рублей юридическим лицам и до утверждения порядка предоставления субсидий администрацией района в нарушение п. 3 ч. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ. Постановлением администрации района от 13.02.2014 № 87 утвержден порядок предоставления субсидий юридическим лицам из бюджета Поворинского муниципального района, то есть после выплаты ООО "Повориноводоканал" субсидии на сумму 487,0 тыс. рублей. Кроме того, в порядке не указаны категории и критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий; отсутствует положение об обязательной проверке органами муниципального финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями, что является нарушением ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ. Таким образом, предоставление субсидии ООО "Повориноводоканал" на общую сумму 1435,0 тыс. рублей произведено в нарушение ст. 78 БК РФ. До принятия Порядка перечислена субсидия и МУ ПАТП в сумме 324,5 тыс. рублей в нарушение ст. 78 БК РФ.
Администрацией муниципального района производились расходы из бюджета, не отнесенные к полномочиям муниципального района. Администрация района арендовала помещения у коммерческих структур для предоставления их в безвозмездное пользование федеральным и областным структурам: территориальному отделу ЗАГС Поворинского района управления ЗАГС Воронежской области; отделу УФМС управления Федеральной миграционной службы России по Воронежской области в Поворинском районе; отделу надзорной деятельности по Борисоглебскому городскому округу и Поворинскому району Главного управления МЧС по Воронежской области в Поворинском районе.
В нарушение ст. 136 Бюджетного кодекса РФ незаконные расходы районного бюджета на осуществление полномочий, не отнесенных к полномочиям муниципального района, предусмотренным Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ, по аренде помещений для размещения федеральных и областных структур с 2011 года и по настоящее время составили 2400,0 тыс. рублей, из них в 2014 году - 802,7 тыс. рублей.
В 2014 году не соблюдены процедуры осуществления закупок, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта. Так, в 2014 году администрацией района заключены договоры аренды с ИП Суворова С.Г. от 06.10.2014 № 3 на сумму 400,0 тыс. рублей, с ООО "Светоч" от 30.10.2014 № 5 на сумму 258,0 тыс. рублей и от 26.11.2014 № 5 стоимостью 71,8 тыс. рублей.
В результате неприменения в 2014 году норм Федерального закона № 44-ФЗ (ст. 22) в части определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, стоимость аренды одного кв. м нежилых помещений по договорам, заключаемым администрацией района с коммерческими структурами, завышена в несколько раз. Так, по договорам аренды, заключенным администрацией района в 2011 - 2012 годах, стоимость 1 кв. м составляет 250 рублей, в 2013 и 2014 годах - 350 рублей ежемесячно. Тогда как муниципальное имущество предоставлялось в аренду с ежемесячной ставкой арендной платы в размере 36,25 рубля, установленной решением Совета народных депутатов Поворинского муниципального района. В период проверки администрацией района договоры аренды расторгнуты.
В 2014 году администрацией района средства в сумме 44577,9 тыс. рублей направлены на завершение строительства жилого дома. На основании соглашения от 03.06.2014 администрация городского поселения город Поворино передала часть полномочий по организации завершения строительства многоквартирного дома с объемом межбюджетных трансфертов, передаваемых на осуществление полномочий из бюджета поселения в бюджет района, в сумме 8448,0 тыс. рублей. Администрацией района заключен с ООО СК "Северо-Запад" муниципальный контракт от 03.07.2014 на выполнение подрядных работ по объекту "Строительство 3-этажного 4-секционного жилого дома" (остаточные объемы работ) стоимостью 46100,7 тыс. рублей и сроком выполнения до 01.12.2014. Муниципальный контракт заключен с единственным поставщиком на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 № 44-ФЗ.
Согласно актам работы выполнены в полном объеме и установленный срок, оплачено на момент проверки 44577,9 тыс. рублей, задолженность перед подрядчиком - 1522,8 тыс. рублей. Затраты по завершению строительства жилого многоквартирного дома в сумме 46100,7 тыс. рублей числятся в бухгалтерском учете администрации района. Разрешение на ввод объекта общей стоимостью 130606,4 тыс. рублей (с учетом затрат, произведенных администрацией городского поселения г. Поворино) в эксплуатацию от 01.12.2014 подписано главой администрации района.
Согласно акту осмотра от 12.01.2015 многоквартирного жилого дома на предмет готовности квартир к переселению комиссией с участием представителя подрядчика установлено, что фактически из 84 квартир дома готовы к переселению только 15 квартир. В остальных квартирах осмотром выявлены недостатки: не установлены ванны, умывальники, смесители, газовые плиты, котлы, не завершен монтаж электропроводки, не установлены плинтуса, наличники на дверных проемах, не доклеены обои, не уложена плитка. Администрацией района директору ООО СК "Северо-Запад" направлен акт недовыполненных работ по объекту.
В период проверки комиссией администрации района с участием представителей подрядчика (акт от 16.03.2015) проведен повторный осмотр дома и установлено, что недостатки остаются в 15 квартирах, в основном, не исправны газовые котлы. Кроме того, в доме не смонтированы подвесные и настенные желоба, не доделана подшивка карнизов над балконами, не установлен люк выхода на чердак, не смонтировано устройство защитного отключения и молниезащита.
В адрес подрядчика администрацией района в период проверки направлена претензия с требованием об устранении выявленных недостатков до 01.04.2015 и уплате штрафа за ненадлежащее исполнение обязательств в сумме 2305,0 тыс. рублей. Кроме того, муниципальным контрактом предусмотрена уплата пени за просрочку исполнения подрядчиком обязательств. На момент проверки администрацией района требование подрядчику об уплате пени не направлялось. Несмотря на имеющиеся недостатки, в настоящее время все квартиры строящегося дома оформлены в собственность городского поселения город Поворино, происходит переселение граждан и переоформление квартир в частную собственность.
Финансирование раздела "Образование" за 2014 год составило 290000,8 тыс. рублей и возросло к уровню предыдущего года на 15%. Увеличение связано с повышением заработной платы педагогическим работникам общеобразовательных, дошкольных учреждений и доведением ее до уровня, предусмотренного в "дорожных картах", во исполнение Указа Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597. Из общих расходов на образование основная доля направлена на содержание образовательных школ - 68,3%, или 197149,2 тыс. рублей; детских садов - 23,2%, или 55999,8 тыс. рублей, учреждений дополнительного образования - 4,9% - 14048,3 тыс. рублей.
В нарушение ст. 131 Гражданского кодекса РФ, а также ст. 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" право оперативного управления на объекты недвижимости отдельными муниципальными учреждениями образования не зарегистрировано. В частности, свидетельства о регистрации отсутствуют: в МКОУ "Вихляевская СОШ", Поворинской ДЮСШ, Поворинской детской школе искусств. Не зарегистрировано право бессрочного пользования землей: в МКОУ "Ильменьская СОШ", МКОУ "Поселковая СОШ" и МКОУ "Мазурская ООШ".
Выборочной проверкой расходования средств на проведение капитального ремонта МКОУ "СОШ № 3" установлено следующее.
По муниципальному контракту, заключенному с ООО "Водоучет", от 08.07.2014 на конкурсной основе выполнялись работы по ремонту части кровли здания МКОУ "СОШ № 3" г. Поворино площадью 868 кв. м на сумму 1206,3 тыс. рублей. В период выполнения работ было выявлено, что при составлении локального сметного расчета (исполнитель ООО "Энергия") была допущена ошибка сметчика при вычислении площади кровли, а именно: площадь кровли была учтена на 300 кв. м меньше ее фактической площади. Объект является цельной конструкцией, шиферная крыша менялась на металлочерепицу, что препятствовало возможности выполнения подрядчиком только части кровли площадью 868 кв. м. Выполнение работ по оставшейся части кровли выполнялось тем же подрядчиком на основании муниципального контракта от 18.07.2014 № 1 на сумму 471,0 тыс. рублей. Муниципальный контракт заключен с нарушением п. 5 ч. 1 ст. 93 Федерального закона 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Цена контракта была определена по сметной стоимости. Стоимость выполненных работ по муниципальному контракту от 18.07.2014 № 1 оказалась выше стоимости работ, выполненных по муниципальному контракту от 08.07.2014, в расчете за 1 кв. м на 180,3 рубля. Выполнение всего объема работ в условиях контракта от 08.07.2014 могло привести к экономии бюджетных средств на 54,1 тыс. рублей. Следует отметить, что несоблюдение конкурсной процедуры, предусмотренной Федеральным законом № 44-ФЗ, привело к неэффективным расходам бюджета (ст. 34 БК РФ) в сумме 54,1 тыс. рублей.
Расходование средств субвенции, выделенной из областного бюджета бюджету на обеспечение получения общедоступного общего образования, в 2014 году составило 177 058,1 тыс. рублей, в том числе: общее образование - 154344,5 тыс. рублей, дошкольное образование - 22713,6 тыс. рублей.
Выборочной проверкой использования областной субвенции установлено, что не соблюдался норматив расходования средств на учебные расходы, установленный приказами департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 30.12.2013 № 1365 и от 30.12.2013 № 1364. С нарушением норматива израсходовано 2051,6 тыс. рублей, в том числе: 1234,8 тыс. рублей - по общему образованию и 816,8 тыс. рублей - по дошкольному образованию. Для обеспечения выполнения Указа Президента РФ часть средств, запланированных на учебные расходы, была перераспределена на оплату труда с начислениями с целью доведения заработной платы до необходимого уровня.

Районное муниципальное автономное учреждение "Поворинский физкультурно-спортивный центр" осуществляет деятельность с 26.12.2013. Учреждению доведено муниципальное задание на выполнение муниципальной услуги: развитие физической культуры и спорта по месту жительства горожан; популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения города; организация и проведение физкультурных и спортивных мероприятий на открытом воздухе или в закрытом помещении. В нарушение ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" данная муниципальная услуга не закреплена в постановлении администрации Поворинского муниципального района от 20.02.2014 № 94 "Об утверждении перечней государственных и муниципальных услуг, предоставляемых администрацией Поворинского муниципального района" и не разработан административный регламент по оказанию данной услуги.
Плановое значение показателя объема муниципальной услуги установлено в количестве 12000 человек. По итогам 2014 года фактически услуга была оказана в объеме 32497 человек, что 2,6 раза выше запланированного. Существенное превышение плановых показателей, в основном, связано с тем, что учреждение осуществляло деятельность первый год и они определялись расчетным путем.
Учреждение с мая 2014 года использует в деятельности прейскурант цен, утвержденный решением Совета народных депутатов Поворинского муниципального района от 07.05.2014 № 176. Согласно ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 30 и 31 Устава района утверждение цен на платные услуги не относится к компетенции районного Совета народных депутатов.
В нарушение требований ч. 2 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ учреждением не размещались в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика. Кроме того, в нарушение требований ч. 3 ст. 103 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ сведения о данных контрактах не внесены в реестр контрактов. Данное нарушение допущено при заключении контрактов на водоснабжение, на подачу тепловой энергии, водоотведение.

Городское поселение город Поворино

Бюджет городского поселения город Поворино Поворинского муниципального района (далее - городское поселение) на 2014 год утвержден решением Совета народных депутатов городского поселения в апреле 2014 года. Бюджет городского поселения на 2014 год не был принят до начала финансового года, так как по решению Воронежского областного суда от 19.11.2013 состав Совета народных депутатов городского поселения второго созыва признан неправомочным. В апреле 2014 года вступил в свои полномочия вновь избранный Совет народных депутатов городского поселения третьего созыва.
Финансирование расходов за период с 01.01.2014 по 30.04.2014 производилось на основании ст. 190 Бюджетного кодекса РФ ежемесячно в размере 1/12 бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств в отчетном финансовом году.
Доходы бюджета городского поселения в 2014 году суммарно со всех источников сложились со знаком "минус" 13005,4 тыс. рублей, в том числе: налоговые - 34598,2 тыс. рублей; неналоговые - 2523,0 тыс. рублей; безвозмездные перечисления - "минус" 50126,6 тыс. рублей.
Безвозмездные перечисления сформированы с отрицательным значением, так как в январе 2014 года остатки неиспользованных субсидий в сумме 74691,1 тыс. рублей возвращены в областной бюджет.
В целях реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в бюджет поселения перечислены субсидии областного бюджета на общую сумму 74678,9 тыс. рублей (в августе, октябре 2013 года). Администрацией городского поселения только в январе 2014 года по итогам электронного аукциона заключен муниципальный контракт с ООО "ВЛАМИАН" на приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийных жилых домов. В ходе проверки администрацией города документации подрядчика установлено, что банковская гарантия, представленная ООО "ВЛАМИАН" в качестве обеспечения исполнения контракта, фактически банком не выдавалась. В связи с этим муниципальный контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке. На момент расторжения работы по исполнению контракта не начинались, денежные средства подрядчику не перечислялись. ООО "ВЛАМИАН" внесен в реестр недобросовестных поставщиков.
Следует отметить неэффективную работу администрации городского поселения по освоению средств в сумме 74678,9 тыс. рублей, предназначенных для переселения граждан из аварийных жилых домов. Субсидии областного бюджета на данные цели начали поступать в бюджет городского поселения в августе 2013 года, и только по истечении более пяти месяцев (январь 2014 года) администрацией поселения заключен муниципальный контракт. В связи с тем что подрядчик оказался недобросовестным, контракт расторгнут, возможность провести повторно конкурсные процедуры и заключить новый контракт администрацией города упущена, неиспользованные субсидии возвращены в областной бюджет, а проблема по переселению граждан из аварийного жилья осталась нерешенной.
Неналоговые доходы бюджета городского поселения поступили в сумме 2523,0 тыс. рублей с ростом к 2013 году на 495,6 тыс. рублей.
Доходы от использования земельных ресурсов в бюджете поселения в 2014 году обеспечивали поступление 5,0% собственных доходов, или 1672,9 тыс. рублей, в том числе: арендная плата за использование земельных ресурсов 1478,0 тыс. рублей, доходы от продажи земли - 194,9 тыс. рублей.
На территории городского поселения в целях регулирования земельных отношений административные регламенты по предоставлению муниципальных услуг не разработаны и не утверждены, что является нарушением ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Реестр договоров аренды, начисление и учет уплаты арендных платежей ведется в администрации городского поселения без использования программного обеспечения.
Проверкой установлено, что имеется случай заключения договора аренды земельного участка в нарушение ч. 1 ст. 614 Гражданского кодекса РФ без указания срока внесения арендных платежей.
Задолженность перед бюджетом поселения по арендной плате за землю на 01.01.2014 составляла 21,0 тыс. рублей, на 01.01.2015 - 172,2 тыс. рублей, на 01.03.2015 - 135,8 тыс. рублей. Арендаторам администрацией поселения направлялись претензии для досудебного урегулирования погашения задолженности, при этом задолженность в претензиях указывалась без учета пени.
Администрацией городского поселения не применялись штрафные санкции к арендаторам за несвоевременное внесение платежей в бюджет, в период проверки произведен расчет пени, сумма составила 372,3 тыс. рублей.
Реестр недвижимого имущества, движимого имущества, жилищного фонда, земельных участков, находящихся в собственности городского поселения, ведется с нарушениями Приказа Министерства экономического развития РФ от 30.08.2011 № 424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества".
В нарушение Положения о ведении реестра муниципального имущества реестр не утверждался решением Совета народных депутатов. Постановлением Совета народных депутатов городского поселения от 26.12.2005 № 36 утвержден перечень недвижимого имущества, и других документов (решения Совета, распоряжения главы администрации) о внесении изменений в реестр в ходе проверки не представлено.
Сведения о муниципальной казне городского поселения в реестре и в бухгалтерском учете отсутствуют.
В нарушение п. 8 Положения о ведении реестра муниципального имущества органы власти и управления муниципальным образованием, муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения, являющиеся балансодержателями муниципального имущества, не представляют в администрацию городского поселения копии отчетов об изменении данных об объектах учета, на основании которых должны вноситься соответствующие изменения в реестр.
Инвентаризация имущества, отраженного в реестре недвижимого имущества, движимого имущества, жилищного фонда, земельных участков, находящихся в собственности городского поселения, в 2014 году не проводилась, за исключением автотранспортных средств. В связи с этим сделать вывод о полноте и достоверности реестра муниципальной собственности не представляется возможным.
За 2014 год по договорам аренды имущества начислено 757,0 тыс. рублей, оплата составила 463,9 тыс. рублей. За период с 01.01.2015 по 28.02.2015 начислено 42,3 тыс. рублей, уплаты в этот период не было. С учетом задолженности за предыдущий период по состоянию на 28.02.2015 сумма составляет 618,0 тыс. рублей, из нее: задолженность ООО "Повориноводоканал" - 609,4 тыс. рублей.
Администрацией городского поселения поданы иски в Арбитражный суд Воронежской области, вынесено решение о взыскании с ООО "Повориноводоканал" задолженности по арендной плате в сумме 445,0 тыс. рублей и пени - 46,7 тыс. рублей. Судебное решение должником не исполнено. Администрацией городского поселения как истцом направлен исполнительный лист от 19.01.2015 судебным приставам на исполнение только 19.03.2015, то есть по истечении двух месяцев и в период проверки.
Определение сумм арендной платы по договорам аренды имущества производилось на основании оценки рыночной стоимости арендной платы, договоры аренды заключались по итогам проведенных конкурсных процедур. Исключение составляет договор аренды от 24.06.2010 нежилого помещения площадью 119,9 кв. м, арендатор - ООО "Альянс". Оценка суммы арендной платы по договору не проводилась в нарушение Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности". Договор заключен без проведения конкурсных процедур, что является нарушением Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Объектом учета реестра муниципального имущества являются жилые объекты недвижимости. С нанимателями заключены договоры социального найма жилого помещения (на 01.01.2014 - 138 шт., на 01.01.2015 - 173 шт.). Решением Совета народных депутатов городского поселения установлена плата за наем жилого помещения: от 25.12.2009 № 331 в размере 0,56 рубля за 1 кв. м, от 15.07.2014 № 32 - 2,72 рубля. Проверкой установлено, что фактически плата за пользование муниципальным жилым фондом по договорам социального найма в бюджет городского поселения в период с 01.01.2014 по 28.02.2015 не поступала. Оценочная сумма платы за наем муниципальных жилых помещений и соответственно упущенные доходы бюджета городского поселения в 2014 году составили 218,6 тыс. рублей.
В ходе проверки установлены факты начисления платы по договорам социального найма ООО "Повориноводоканал" и оплаты ее нанимателями жилых помещений на счет данной организации. Документы, устанавливающие полномочия ООО "Повориноводоканал" по начислению и взиманию платы за наем муниципального жилого фонда, ни администрацией поселения, ни предприятием не представлено. Следовательно, ООО "Повориноводоканал" незаконно взимается плата за наем муниципального жилого фонда.
Согласно требованиям ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" передача прав владения и (или) пользования централизованными системами холодного водоснабжения, а также отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Однако, в нарушение указанных требований сети водопровода, подземная насосная станция, расположенные по адресу: г. Поворино, ул. Олимпийская, 4 и находящиеся в муниципальной собственности городского поселения с 2005 года, фактически эксплуатируются ООО "Повориноводоканал", в то же время указанное муниципальное имущество в установленном порядке обществу не передавалось. Использование объектов муниципального имущества без оплаты приводит к уменьшению доходной части бюджета поселения, не обеспечивает эффективного использования муниципального имущества и повышения качества услуг по холодному водоснабжению, предоставляемых потребителям.
В проверяемом периоде в городском поселении функционировало одно муниципальное предприятие: МУП "Теплосети" г. Поворино. Кроме того, в декабре 2014 года создано еще одно муниципальное предприятие - МУП "Город".
В соответствии с Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" уставы предприятий утверждены постановлениями администрации города. Показатели экономической эффективности деятельности унитарного предприятия, предусмотренные п. 12 ст. 20 Федерального закона № 161-ФЗ, администрацией поселения на 2014 год не утверждались, следовательно, контроль за финансово-хозяйственной деятельностью МУПа администрацией городского поселения не осуществляется.
Расходная часть бюджета городского поселения за 2014 год исполнена в сумме 103 610,1 тыс. рублей, что составляет 95,8% к уточненному годовому плану. Основную долю расходов составили расходы по разделам "Национальная экономика" и "Жилищно-коммунальное хозяйство" в общей сумме 76800,5 тыс. рублей, или 78,2% всех расходов.
В 2014 году основные расходы по разделу "Национальная экономика" распределены следующим образом:
- по подразделу "Транспорт" направлены субсидии МУП "Поворинское автотранспортное предприятие" в общей сумме 269,7 тыс. рублей. Проверкой установлено, что субсидии автотранспортной организации на компенсацию упущенных доходов выделялись в нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса РФ без утвержденного администрацией городского поселения порядка предоставления субсидий юридическим лицам;
- по подразделу "Другие вопросы в области национальной экономики" расходы направлены на реконструкцию котельной по адресу: г. Поворино, ул. Свободы, 32 в сумме 38980,8 тыс. рублей.
Изначально выполнение подрядных работ по реконструкции котельной должно было осуществлять ООО "Вламиан" по муниципальному контракту от 27.08.2013, срок реконструкции определен до 15.11.2013.
Между администрацией и ООО "Вламиан" было заключено дополнительное соглашение к муниципальному контракту от 06.09.2013, в соответствии с которым срок окончания работ установлен 01.07.2014. Продление сроков окончания строительства является нарушением ч. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В дальнейшем между администрацией городского поселения, ООО "Вламиан" и ООО "ИнжСтройПроект" был заключен договор о переуступке прав требований от 11.09.2013 по вышеуказанному контракту, что является нарушением п. 6.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", так как при исполнении контракта не допускается перемена подрядчика.
Администрацией городского поселения в апреле 2014 года произведено обследование реконструируемого объекта, в результате комиссией сделан вывод, что котельная находится в аварийном состоянии, и ее дальнейшая эксплуатация в отопительный период 2014 - 2015 годов не представляется возможным. То есть на момент осмотра комиссия сделала вывод, что на объекте работы не начинались.
ООО "Вламиан" обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском к администрации городского поселения по взысканию задолженности в сумме 720,6 тыс. рублей. В подтверждение выполненных работ ООО "Вламиан" представлен акт выполненных работ от 04.10.2013, который был подписан бывшим главой администрации и со стороны, осуществляющей строительно-технический надзор, - ООО "ГОС-ТРЕЙД" вместо ГУП ВО "Облкоммунсервис", с которым администрацией заключен договор на осуществление строительного надзора.
В свою очередь, администрация городского поселения выступила с встречным иском к ООО "Вламиан" о признании недействительным дополнительного соглашения от 06.09.2013 о продлении сроков выполнения работ до 01.07.2014 и взыскании неустойки с ООО "Вламиан" в размере 3502,9 тыс. рублей. Решением Арбитражного суда от 12.01.2015 исковые требования ООО "Вламиан" о взыскании задолженности в сумме 720,6 тыс. рублей были удовлетворены, а встречные исковые требования администрации городского поселения удовлетворены только в части признания недействительным дополнительного соглашения к муниципальному контракту. Администрация городского поселения обратилась с апелляционной жалобой в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрение дела назначено на 27.04.2015.
Кроме того, администрацией поселения установлено, что банковская гарантия ОАО "Банк ВТБ", предоставленная ООО "Вламиан", не выдавалась. В связи с этим, руководствуясь ст. 19.2 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, муниципальный контракт расторгнут заказчиком в одностороннем порядке в мае 2014 года. ООО "Вламиан" включен в реестр недобросовестных поставщиков.
В дальнейшем администрацией городского поселения для проведения реконструкции котельной заключен муниципальный контракт от 15.05.2014 № 12 стоимостью 38921,1 тыс. рублей с ООО "ПСКП "Юговостокстройкомплект" со сроком исполнения 30.09.2014.
С нарушением сроков, предусмотренных контрактом, приняты работы по актам от 24.10.2014 № 13, 14 на общую сумму 10311,1 тыс. рублей. В то же время на момент проверки в ходе фактического осмотра объекта выявлены принятые по актам и невыполненные работы по озеленению и асфальтированию территории котельной в общей сумме 440,0 тыс. рублей.
Администрация городского поселения подала исковое заявление от 05.12.2014 в Арбитражный суд о взыскании неустойки за период просрочки с 01.10.2014 по 27.10.2014 исполнения обязательств подрядчиком в сумме 221,2 тыс. рублей. В свою очередь, подрядчик подал встречный иск от 30.01.2015 о взыскании пени за несвоевременную оплату в сумме 50 тыс. рублей. Решение по делу на момент проверки не вынесено.
По разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" расходование средств в 2014 году составило 23645,2 тыс. рублей (85,4% от годового плана). Основная часть средств в сумме 8448,1 тыс. рублей выделена администрации Поворинского муниципального района в форме межбюджетных трансфертов по соглашению для завершения строительства дома по программе переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Проверкой установлено, что в рамках реализации программы по переселению граждан в 2011 - 2012 годах администрацией городского поселения для строительства многоквартирного жилого дома заключены два муниципальных контракта:
- с ООО "ПромСтройГрад" (сентябрь 2011 года) стоимостью 89561,3 тыс. рублей. Администрацией города перечислены подрядчику денежные средства в общей сумме 33578,6 тыс. рублей, в апреле 2012 года муниципальный контракт расторгнут;
- с ООО "ВЛАМИАН" стоимостью 59975,8 тыс. рублей (июнь 2012 года). Администрацией города перечислены подрядчику денежные средства в общей сумме 50927,1 тыс. рублей.
Администрацией города перечислены подрядчикам по двум муниципальным контрактам денежные средства на сумму 84505,7 тыс. рублей, строительство дома не завершено. Согласно заключению ОАО "Центр нормативов и качества строительства" стоимость выполненных работ на объекте определена в сумме 51183,7 тыс. рублей. Таким образом, потери бюджета при строительстве многоквартирного дома составляют 33322,0 тыс. рублей.
В бухгалтерском учете администрации города на 01.01.2015 числятся затраты по незавершенному строительству многоквартирного жилого дома в сумме 84505,7 тыс. рублей.
Следственным управлением Следственного комитета РФ по Воронежской области возбуждено уголовное дело (12.05.2014) по факту совершения халатности неустановленными должностными лицами администрации города Поворино.
Администрация городского поселения участвовала в мероприятиях по капитальному ремонту многоквартирных домов. В ходе выборочного осмотра объектов установлено, что в многоквартирном доме по ул. 60 лет Октября, д. 1а отмечено некачественное проведение работ при ремонте кровли. Сумма фактически выполненных и оплаченных работ составила 178,0 тыс. рублей. Подрядчиком ООО "РСУ-43" представлено гарантийное письмо в адрес ТСЖ ООО "Железнодорожник" по устранению некачественно выполненных работ до 31.05.2015. Данный факт свидетельствует о недостаточном контроле со стороны администрации городского поселения, а также со стороны заказчика и службы строительного контроля за ходом реализации программных мероприятий в 2014 году.
По подразделу "Коммунальное хозяйство" в 2014 году средства в сумме 1 364,1 тыс. рублей направлены для предоставления субсидий на возмещение затрат следующим организациям: МУП "Теплосети" в общей сумме 1314,8 тыс. рублей, ООО "Повориноводоканал" - 49,3 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что предоставление субсидий осуществлялось в нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, то есть без утвержденного администрацией городского поселения порядка предоставления субсидий юридическим лицам.
За 2 месяца 2015 года в рамках подраздела "Коммунальное хозяйство" аналогично в нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса РФ без утвержденного порядка МУП "Город" выделялись субсидии на развитие материально-технической базы в сумме 250,0 тыс. рублей.
Следует отметить, что при проведении контрольного мероприятия Контрольно-счетной палатой Воронежской области (акт от 02.10.2014 № 2.42/6-2014) по проверке целевого и эффективного использования бюджетных средств по благоустройству дворовых территорий установлено, что работы по устройству асфальтобетонного покрытия выполнены не в полном объеме. Согласно ответу администрации от 23.12.2014 № 1980 подрядчик ООО "Дорожный строитель" на сумму разницы 55,3 тыс. рублей установил детское игровое оборудование. На момент проверки оборудование не установлено, находится на хранении в МУП "Теплосети".

Песковское сельское поселение

Ведение реестра муниципального имущества осуществлялось в нарушение требований п. 4 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424. В реестре не во всех случаях представляется возможным установить адрес местонахождения имущества, отсутствуют сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества, балансовой стоимости, дате возникновения (прекращения) права собственности.
В нарушение требований Порядка в реестре отражено не все предусмотренное Порядком имущество - не включены объекты движимого имущества, нет сведений о МУП "Песковское ЖКХ", принадлежащем на праве собственности поселению. В поселении отсутствует единая информационная база муниципального имущества, что затрудняет эффективное управление имуществом поселения.
Поселением заключены четыре договора аренды помещений. В нарушение ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" передача в аренду муниципального имущества осуществлена без проведения независимой оценки. Поселением определение размера арендной платы производилось расчетным путем с использованием базовой ставки в размере 435,0 рублей в год за 1 кв. м, утвержденной решением Совета народных депутатов Поворинского муниципального района. В нарушение п. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" передача в аренду муниципального имущества (помещений) осуществлена без проведения конкурсных процедур (за исключением помещений площадью менее 20 кв. м. и помещений, предоставляемых под размещение сетей связи).
Из бюджета поселения расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в сумме 3935,1 тыс. рублей осуществлялись в виде субсидий МУП "Песковское ЖКХ" в соответствии с Порядком. В нарушение требований ч. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ в Порядке указано наименование конкретного юридического лица, а не категории и критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий, что создает преимущества отдельному хозяйствующему субъекту; отсутствует положение об обязательной проверке органами муниципального финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Выводы:
Анализ организации бюджетного процесса и оценки состояния экономики Поворинского района за 2014 год показал следующее.
Поворинский район относится к числу аграрно-индустриальных. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, оказанных услуг в 2014 году по крупным и средним предприятиям составил 1853,5 млн. рублей (78,4% к уровню 2013 года). Объем валовой продукции сельского хозяйства в 2014 году составил 1871,0 млн. рублей. Суммарный индекс валового производства сельхозпродукции составил 107% к уровню 2013 года.
Основным работодателем и налогоплательщиком района являются структуры ОАО "РЖД". В районе созданы условия для эффективной работы промышленных предприятий - ООО "Борисоглебское машиностроение" и ОАО "Кардаильский мукомольный завод", предприятия стабильно работают, поддерживают достаточно высокий уровень заработной платы, осуществляют инвестиции в развитие. Администрация района активно участвует в решении вопросов обеспечения объектами социальной и инженерной инфраструктуры: завершено строительство современного физкультурно-спортивного центра, реконструкция парка, продолжены мероприятия по капремонту многоквартирных домов, образовательных и дошкольных учреждений; подключено к газопроводам 222 жилых помещения.
В то же время нельзя признать эффективной деятельность администрации по привлечению инвестиций и созданию новых предприятий при высоком уровне реальной безработицы и трудовой миграции в другие регионы. По итогам 2014 года по показателю "Объем инвестиций в основной капитал в расчете на душу населения" (6,7 тыс. рублей в расчете на одного жителя) район занимает 30-е место среди районов области и последнее место в группе из 10 муниципальных районов со средним уровнем социально-экономического развития.
Бюджетный процесс в районе организован в рамках действующего бюджетного законодательства. В то же время нарушен принцип подведомственности расходов по отдельным организациям и учреждениям, финансируемым из районного бюджета.
Отмечена неэффективная работа администрации в 2014 году по отработке недоимки по налоговым платежам в консолидированный бюджет района, которая выросла на 1,3 млн. рублей и на 01.01.2015 составила 4,6 млн. рублей, или 2,4% налоговых доходов консолидированного бюджета района. В 2015 году наметилась положительная тенденция в активизации работы по снижению недоимки. Почти за три месяца ее размер снизился на 32%, или 1,5 млн. рублей.
Бюджет Поворинского муниципального района относится к числу высокодотационных (уровень "дотационности" более 40%). Несмотря на высокий уровень дотационности, в нарушение законодательства РФ из районного бюджета осуществлены выплаты в сумме 2,4 млн. рублей, не отнесенные к полномочиям муниципального района: арендовались помещения для размещения федеральных структур.
Кроме того, при проверке деятельности администрации района и ее структурных подразделений установлены случаи осуществления закупок в нарушение процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Администрациями района, городского поселения г. Поворино и Песковского сельского поселения выплачены субсидии юридическим лицам на общую сумму 7,6 млн. рублей в нарушение ст. 78 Бюджетного кодекса РФ без утвержденных порядков предоставления субсидий.
Проверкой отмечена неэффективная работа администрации городского поселения город Поворино. Не освоены средства в сумме 74,7 млн. рублей, предназначенные для переселения граждан из аварийных жилых домов, неиспользованные субсидии возвращены в областной бюджет, а проблема по переселению граждан из аварийного жилья осталась нерешенной. Потери бюджета при строительстве многоквартирного дома, связанные с оплатой невыполненных работ, составляют 33,3 млн. рублей.
Кроме того, установлены нарушения по ведению реестра муниципального имущества в городском поселении, не начислялись и не взыскивались штрафные санкции за несвоевременную оплату по договорам аренды земельных участков, выявлены случаи перечисления платы за наем жилых помещений коммерческой организации без правоустанавливающих документов, в доход бюджета городского поселения данная плата не поступала. Имеется факт использования муниципального имущества - объектов водоснабжения без договорных отношений и оплаты.

Предложения:
В целях улучшения социально-экономического развития района, повышения качества организации бюджетного процесса, а также устранения выявленных нарушений и недостатков направить представления главе администрации Поворинского муниципального района, руководителям отделов финансов, образования и молодежной политики, директору РМ АУ "Поворинский физкультурно-оздоровительный центр", главам администраций городского поселения город Поворино, Песковского сельского поселения Поворинского муниципального района.

Заместитель начальника инспекции
по контролю доходов областного бюджета
и расходов на межбюджетные трансферты
И.И.МИНИНА


------------------------------------------------------------------