Отчет Контрольно-счетной палаты Воронежской обл. от 07.05.2015 N 2.3-2015 "О результатах аудита использования средств, направленных в 2013 - 2014 годах на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Федерального закона N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ"
Утвержден
решением
коллегии Контрольно-счетной
палаты Воронежской области
от 07.05.2015 № 13 (151)
ОТЧЕТ № 2.3-2015
О РЕЗУЛЬТАТАХ АУДИТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ, НАПРАВЛЕННЫХ
В 2013 - 2014 ГОДАХ НА ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ГРАЖДАН ИЗ АВАРИЙНОГО
ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА № 185-ФЗ
"О ФОНДЕ СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖКХ"
Основание для проведения контрольного мероприятия: п. 2.3 плана работы Контрольно-счетной палаты Воронежской области на 2015 год, распоряжение от 13.01.2015 № 4.
Цель контрольного мероприятия: оценка использования средств, направленных в 2013 - 2014 годах на переселение граждан, проживающих на территории Воронежской области, из аварийного жилищного фонда в рамках региональной адресной программы Воронежской области "Переселение граждан, проживающих на территории Воронежской области, из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах".
Перечень проверенных объектов и оформленных актов:
1. Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области - акт проверки от 27.04.2015 № 2.3/1 - 2015.
2. Администрация городского поселения г. Эртиль - акт от 28.01.2015 № 2.3/2-2015.
3. Администрация городского поселения г. Павловск - акт от 04.02.2015 № 2.3/3-2015.
4. Администрация городского поселения г. Новохопёрск - акт от 24.03.2015 № 2.3/4-2015.
5. Администрация городского поселения г. Бобров - акт от 06.04.2015 № 2.3/5-2015.
6. Администрация городского поселения г. Семилуки - акт от 08.04.2015 № 2.3/6-2015.
Срок проведения мероприятия: с 16.01.2015 по 05.02.2015, с 17.03.2015 по 17.04.2015.
Вопросы контрольного мероприятия:
1. Соблюдение федерального и областного законодательства по вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
2. Соблюдение требований действующего законодательства в части закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд при заключении муниципальных контрактов в рамках программы.
3. Целевое и эффективное использование средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и средств долевого финансирования, предусмотренных региональной адресной программой по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
4. Выполнение мероприятий по сносу жилищного фонда, признанного аварийным.
5. Достоверность отчетных данных о реализации программных мероприятий.
6. Достижение целевых показателей, предусмотренных программой.
7. Анализ эффективности финансового контроля за расходованием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и средств долевого финансирования при проведении мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Результаты контрольного мероприятия:
Государственным заказчиком региональной адресной программы "Переселение граждан, проживающих на территории Воронежской области, из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах" является департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области (далее - департамент).
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществлялось в 2013 - 2014 годах в рамках реализации региональной адресной программы Воронежской области "Переселение граждан, проживающих на территории Воронежской области из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах", утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 30.04.2013 № 363.
Региональная адресная программа разработана в соответствии со ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ".
Программой предусмотрено переселение граждан из аварийных многоквартирных домов, признанных до 1 января 2012 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации. Срок реализации программы - 2013 - 2017 годы.
Реализация программных мероприятий, достижение целевых показателей
На первом этапе (2013 - 2014 годы) предусмотрено переселение из 189 аварийных многоквартирных домов 2783 человек, проживающих в 1290 жилых помещениях общей площадью 45966,26 кв. м. В программе принимают участие 19 муниципальных образований. В четырех муниципальных образованиях проведены выездные проверки, в одном муниципальном образовании проведена камеральная проверка.
Проверками установлено, что все дома, вошедшие в региональную и муниципальные программы по переселению из аварийного жилищного фонда, признаны аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации в установленном порядке на основании актов межведомственных комиссий по обследованию технического состояния домов.
Всего на переселение расселяемых площадей направлено 1353496,1 тыс. рублей, в том числе: средства фонда - 614191,7 тыс. рублей, средства областного бюджета - 630800,6 тыс. рублей, средства местных бюджетов - 108503,8 тыс. рублей. Стоимость 1 кв. м расселяемой общей площади жилого помещения согласно Приказу Минрегиона РФ от 27.12.2012 № 554 составила 29450 рублей. Данные средства предусматривалось направить на приобретение жилых площадей, равных расселяемым.
Кроме того, для создания гражданам комфортных условий проживания (жилья, соответствующего по общей площади требованиям СНиП 31-01-2003 "Здания жилые многоквартирные") из дополнительных источников финансирования (по Закону № 185-ФЗ - средства областного или местных бюджетов) предусмотрены ассигнования в общем объеме 213262,8 тыс. рублей.
На момент проведения проверки фактически расселено 2484 человека из 1118 жилых помещений. По 172 жилым помещениям, в которых проживает 299 граждан, ведутся судебные разбирательства.
Фактически приобретено 1304 жилых помещения общей площадью 53207,78 кв. м стоимостью 1566758,9 тыс. рублей, в том числе: за счет средств фонда - 614191,7 тыс. рублей, средств долевого финансирования (областного и местных бюджетов) - 739304,4 тыс. рублей, средства дополнительного финансирования - 213262,8 тыс. рублей (областного бюджета - 92038,2 тыс. рублей, местных бюджетов - 121224,6 тыс. рублей).
На втором этапе (2014 - 2015 годы) предусмотрено переселение из 62 аварийных многоквартирных домов 1879 человек, проживающих в 719 жилых помещениях общей площадью 34486,91 кв. м. В программе принимают участие 4 муниципальных образования.
Запланировано освоить 1076508,9 тыс. рублей, в том числе: средства фонда - 405212,0 тыс. рублей, средства областного бюджета - 379678,9 тыс. рублей, местных бюджетов - 291618,0 тыс. рублей.
Дополнительные средства на оплату превышения площади приобретаемых жилых помещений запланированы из областного и местных бюджетов в сумме 48034,3 тыс. рублей, внебюджетные источники - 2366,1 тыс. рублей (средства подрядчиков).
На период проведения проверки фактически расселено 66 человек из 25 жилых помещений.
Запланированные средства областного бюджета полностью перечислены в муниципальные образования департаментом жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.
Соблюдение требований действующего законодательства в части закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд при заключении муниципальных контрактов в рамках программы
В ходе проверки установлено, что в нарушение п. 5 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ изменены сроки исполнения контрактов в следующих муниципальных образованиях:
1. Новоживотинновское сп Рамонского муниципального района (срок исполнения контракта изменен с 01.09.2014 на 31.12.2014);
2. Стрелицкое городское поселение Семилукского муниципального района (срок исполнения контракта изменен с 30.04.2014 на 31.12.2014);
3. Горожанское сп Рамонского муниципального района (срок исполнения контракта изменен с 01.09.2014 на 31.12.2014);
4. Каменского городское поселение (срок исполнения контракта изменен с 30.06.2014 на 19.12.2014);
5. Городское поселение г. Семилуки (срок исполнения контракта изменен с 31.12.2014 на 28.02.2015).
В Новоживотинновском и Горожанском сельских поселениях работы по переселению завершены. Из 20 жилых помещений расселено 56 жителей.
В Стрелецком и Каменском городских поселениях из 64 жилых помещений расселено 144 жителя, по 5 жилым помещениям, в которых проживает 16 граждан, ведутся судебные разбирательства.
Кроме того, при проверке Павловского городского поселения установлено, что дополнительное соглашение к контракту, предусматривающее изменение объемов предоставляемых площадей и финансирования, заключено в нарушение п. 6 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Соблюдение федерального и областного законодательства по вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда
При проверке Павловского городского поселения установлено, что городской администрацией в период исполнения муниципальных контрактов не внесены своевременно изменения в муниципальную и региональную программы. Так, в январе 2014 года умер один из участников программы, проживавший в аварийном помещении. Соответствующие изменения в муниципальную и региональную программы на передачу невостребованной квартиры были внесены только после проведения проверки Контрольно-счетной палаты Воронежской области.
При проверке Эртильского городского поселения установлено, что заказчиком в нарушение условий муниципального контракта при наличии претензий по качеству, комплектации передаваемых квартир были подписаны акты приема-передачи, подтверждающие полное исполнение обязательств со стороны застройщика. Претензии за нарушение условий муниципального контракта администрацией городского поселения не направлялись.
При проверке городских поселений: г. Бобров, г. Новохопёрск установлено, что передача жилых помещений осуществлена с нарушением сроков, предусмотренных муниципальными контрактами. При этом претензии за нарушение сроков исполнения контрактов муниципальными заказчиками не направлялись.
При проверке городского поселения г. Семилуки установлено, что согласно программным мероприятиям в период 2013 - 2014 годов переселению подлежало 368 человек из 180 помещений площадью 5660,3 кв. м, расположенных в 9 аварийных домах.
Проверка обоснованности включения в программу граждан, занимающих жилые помещения в аварийных домах, показала, что подлежат расселению 162 квартиры общей площадью 5579,6 кв. м. Таким образом, в нарушение ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" и ст. 89 Жилищного кодекса РФ 18 квартир включены в программу необоснованно.
Кроме того, в программные мероприятия включены завышенные показатели по дополнительным площадям, предоставляемым гражданам с учетом требований СНиП: вместо 856,4 кв. м предусмотрено приобретение 1043,2 кв. м жилья.
Проверка показала, что отчетные данные о ходе реализации региональной адресной программы в городском поселении, предоставленные муниципальным образованием департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области в соответствии с соглашением о долевом финансировании мероприятий по переселению граждан из аварийного жилья, в нарушение п. 2.3.1.8 указанного соглашения также содержали недостоверную информацию о количестве расселяемых квартир в аварийном жилом фонде: муниципалитет отчитался о расселении 180 квартир.
В ходе проверки установлено, что излишне полученные муниципальным образованием г. Семилуки средства в сумме 4997,4 тыс. рублей подлежат возврату: в Фонд содействия реформированию ЖКХ - 1078,5 тыс. рублей, в областной бюджет - 3918,9 тыс. рублей (по расселяемым площадям - 1168,3 тыс. рублей, по дополнительным площадям - 2750,6 тыс. рублей).
По данным администрации городского поселения приобретенные по муниципальным контрактам 180 квартир предназначались: 162 квартиры - для расселения граждан из аварийных помещений, 12 квартир - для улучшения жилищных условий переселяемых граждан (вместо одной планировалось предоставить две квартиры), 6 квартир - для других целей, не связанных с переселением граждан из аварийного жилья.
В соответствии со ст. 89 Жилищного кодекса РФ и ст. 16 Федерального закона от 30.04.2013 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" предоставление гражданам жилья для переселения из аварийного фонда носит компенсационный характер. Улучшение их жилищных условий не является целью указанной программы.
Осмотр девятиэтажного 184-квартирного жилого дома по адресу: г. Семилуки, ул. Чайковского, 2, в котором приобретено жилье в рамках контрактов, произведен 27.04.2015. Установлено, что завершены работы по благоустройству территории дома и ведутся работы по устранению отдельных недоделок (установка сантехнических приборов, устройство потолочных покрытий в отдельных квартирах).
Анализ эффективности финансового контроля за расходованием средств Фонда содействия реформированию ЖКХ и средств долевого финансирования при проведении мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, осуществляемый контрольными органами
В октябре 2014 года работниками Фонда содействия реформированию ЖКХ проведен выездной мониторинг реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Объектами мониторинга явились муниципальные образования г. Воронежа, г. Боброва, г. Семилуки.
Рабочей группой фонда отмечены низкие темпы реализации программы переселения. Не были заключены контракты на приобретение жилых помещений с целью расселения 75 аварийных помещений в г. Воронеже, готовность двух строящихся домов в г. Боброве, где приобретены 116 жилых помещений, составляла 81% и 70%. Готовность строящегося дома в г. Семилуки составила 20%.
Основными причинами затягивания сроков реализации программы явились позднее внесение изменений в региональную программу в части увеличения общего количества расселяемых жилых помещений (дополнительно включены 22 жилых помещения), а также последующее отсутствие заявок поставщиков при проведении электронных аукционов на приобретение новых жилых помещений в г. Воронеже, неисполнение обязательств по срокам строительства домов в г. Боброве, некачественное проведение проектно-изыскательских работ земельного участка в г. Семилуки.
По г. Воронежу первый этап программы завершен, расселено 351 человек из 122 помещений. По 15 жилым помещениям, в которых проживает 33 гражданина, проводятся судебные разбирательства.
Фондом также отмечается, что при строительстве домов в г. Боброве разрешение на строительство выдавалось в нарушение ст. 51 Градостроительного кодекса РФ до получения положительного заключения экспертизы проектной документации. На момент проведения проверки строительство домов в г. Боброве завершено. Все квартиры оформлены в муниципальную собственность.
Выполнение мероприятий по сносу жилищного фонда, признанного аварийным
Программой предусмотрено снести 186 жилых домов, находящихся в аварийном состоянии. На период проведения проверки фактически снесено 12 домов, что составляет 6,5% от общего количества домов, подлежащих сносу. В декабре 2014 года президиумом правительства Воронежской области рекомендовано органам местного самоуправления, участвующим в программе, в срок до 01.07.2015 осуществить снос расселенных аварийных многоквартирных домов и представить в адрес департамента ЖКХиЭ Воронежской области информацию об их сносе до 15.07.2015.
Выводы:
Результаты аудита показали, что основные цели и задачи, предусмотренные программой "Переселение граждан, проживающих на территории Воронежской области, из аварийного жилищного фонда в 2013 - 2017 годах" в 2013 - 2014 годах достигнуты. Вместе с тем, в ходе проверки выявлены нарушения законодательства в части закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд, нарушения Федерального закона № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию ЖКХ" и Жилищного кодекса РФ в связи с необоснованным включением части жилых помещений в программу, а также факты подписания администрациями муниципалитетов актов приемки-передачи жилых помещений, тогда как в отдельных квартирах не завершены отделочные работы и не установлены сантехнические приборы. Представления для устранения выявленных нарушений направлены в адрес администраций городских поселений г. Эртиль, г. Семилуки, г. Бобров, г. Новохопёрск, г. Павловск.
Предложения:
Направить представление департаменту жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области.
Начальник инспекции по контролю расходов
на промышленность, транспорт, строительство,
жилищно-коммунальное и дорожное хозяйство
И.Ф.ДОРОШЕНКОВА
Заместитель начальника инспекции по контролю
расходов на промышленность, транспорт,
строительство, жилищно-коммунальное
и дорожное хозяйство
О.А.КОНОВАЛОВ
------------------------------------------------------------------