По датам

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Решение Воронежского областного суда от 27.03.2015 по делу N 3-121/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Закона Воронежской области от 30.12.2014 N 217-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления..." в части установления срока перераспределения полномочий органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления городского округа город Воронеж один год>



ВОРОНЕЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 марта 2015 г. по делу № 3-121/2015

(извлечение)


25 декабря 2014 г. Воронежской областной Думой принят Закон № 217-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов власти Воронежской области" (далее Закон № 217-ОЗ).
Названным Законом № 217-ОЗ установлено, что полномочия по распоряжению земельными участками, расположенными на территории городского округа город Воронеж, государственная собственность на которые не разграничена, утверждению схемы расположения названных земельных участков, утверждению схемы размещения рекламных конструкций, выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории городского округа город Воронеж, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций городского округа город Воронеж, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом "О рекламе", с 01 января 2015 г. осуществляют исполнительные органы государственной власти Воронежской области.
Согласно части 2 статьи 5 названного закона Воронежской области, эти полномочия перераспределяются сроком по 31 декабря 2015 года включительно.
04 марта 2015 года Б. обратился в Воронежский областной суд с заявлением о признании недействующим Закона № 217-ОЗ в части установления срока перераспределения полномочий органов государственной власти Воронежской области и органов местного самоуправления городского округа город Воронеж один год.
В обоснование требовании заявитель указал, что оспариваемый нормативный акт противоречит абзацу 1 части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.03 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который предусматривает перераспределение таких полномочий на срок не менее срока законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (в данном случае - 5 лет, согласно часта 3 стать 27 Устава Воронежской области).
В связи с чем полагал, что оспариваемая норма нарушает право заявителя на стабильность правового регулирования в сфере передаваемых полномочий, предусмотренного статьей 2 Конституции Российской Федерации.
В судебное заседание заявитель не явился, о времени месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, до судебного заседания представил письменные пояснения по делу, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании положений ст. ст. 167, 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Воронежской областной Думы И. возражала против заявленных требований, пояснив, что оспариваемый нормативный акт принят в пределах компетенции Воронежской областной Думы и в соответствии с законодательством, имеющим большую юридическую силу. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, срок полномочий Воронежской областной Думы истекает по второе воскресенье сентября 2015 г., таким образом, установление перераспределения полномочий оспариваемым Законом Воронежской области на один год - до 31.12.2015 г., соответствует требованиям федерального законодательства о возможном сроке их перераспределения.
Прокурор Руденко И.И. полагал заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению, оспариваемый заявителем правовой акт - принятым в соответствии с федеральными законами в пределах компетенции Воронежской областной Думы, и не нарушающим права заявителя.
Выслушав представителя законодательного органа, изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд не усматривает оснований к удовлетворению заявленных требований.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 06.10.1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке.
Основанием для признания нормативного правового акта недействующим является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Материалами дела установлено, что Закон Воронежской области № 217-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов власти Воронежской области" опубликован в Информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" http://www.govvrn.ru, 31.12.14 г., в официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.01.15 г., в издании "Молодой коммунар", № 5, 23.01.15 г. и вступил в силу 01.01.15 г.
По форме и порядку принятия, а также обнародования оспариваемый нормативный правовой акт соответствует положениям ст. ст. 31, 32 Устава Воронежской области, статьям 63, 89 Регламента Воронежской областной Думы, Закону Воронежской области от 07.07.2006 г. № 86-ОЗ "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации".
В соответствии с пунктами "в" и "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также установление общих принципов организации системы государственной власти и местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.99 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.03 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее ФЗ № 131) законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 25.10.01 г. № 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации", полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области земельных отношений, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 17 ФЗ № 131.
В силу статей 27, 31, 32 Устава Воронежской области, Воронежская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Воронежской области в пределах своих полномочий принимающим законы Воронежской области, в том числе по вопросам установления системы исполнительных органов государственной власти Воронежской области, а также регулирования иных вопросов, относящихся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом Воронежской области и законами Воронежской области к ведению Воронежской области.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят соответствующим органом государственной власти - Воронежской областной Думой и в пределах его компетенции.
Проверяя оспариваемый нормативный правовой акт на предмет его соответствия федеральному законодательству, суд принимает во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с частью 1.2 статьи 17 ФЗ № 131, перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
По смыслу приведенной правовой нормы и вопреки доводам заявителя, в данном случае законодатель, закрепляя в ней срок, на который допускается перераспределение полномочий, связывает его со сроком фактического действия полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимающего нормативный правовой акт о перераспределении этих полномочий, никак не увязывая его с установленным уставом субъекта Российской Федерации сроком полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 27 Устава Воронежской области Воронежская областная Дума избирается сроком на пять лет.
Выборы в Воронежскую областную Думу V созыва, назначенные Постановлением Воронежской областной Думы от 10.12.09 г. № 1999-IV-ОД, были признаны состоявшимися и действительными решением Избирательной комиссии Воронежской области от 18.03.10 г. № 406. Применительно к Уставу области срок полномочий Думы должен истекать в марте 2015 года.
Однако, пунктом 1 статьи 81.1 Федерального закона от 12.06.02 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо депутатов указанных органов истекает после 31.12.12 г., следующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает указанный срок. Сроки полномочий органов или депутатов, выборы которых в результате реализации вышеназванного пункта 1 перенесены на более поздний срок, соответственно продлеваются.
Таким образом, в соответствии с требованиями федерального законодательства срок полномочий Воронежской областной Думы V созыва истекает во второе воскресенье сентября 2015 г.
Соответственно, оспариваемый Закон № 217-ОЗ, устанавливая срок перераспределения отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов власти Воронежской области по 31 декабря 2015 года включительно, то есть не менее срока полномочий Воронежской областной Думы, соответствует требованиям федерального законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

отказать Б. в удовлетворении заявления о признании недействующим Закона Воронежской области № 217-ОЗ от 25.12.2014 г. "О перераспределении отдельных полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительных органов власти Воронежской области" в части.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 марта 2015 года.


------------------------------------------------------------------